ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-4202/2022 от 23.06.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                          Дело № А03-14742/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года

В полном объеме постановление изготовлено 30 июня 2022 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                Бородулиной И.И., 

судей                                                               Кривошеиной С.В.

                                                                         ФИО1,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел»  рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Бийск (№07АП-4202/2022) на решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-14742/2021 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению Администрации города Бийск, г. Бийск, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю в лице ТО НД и ПР № 2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю, г.Бийск, о признании недействительными предписания от 09.07.2021 № 185/1/80 в части пункта 1 – в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункта 5 – в полном объеме, предписания от 29.10.2021
№ 274/1/139  в части: пункта 1 - в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункта 2 - в части ул. Мерлина, ФИО2, район трамвайного моста со стороны ГСК) г. Бийск; пункта 3 - в части ул. Граничная, 1, ул. Граничная, 2, ул. Граничная, 3, ул. Максима Горького 113 г. Бийск; пункта 5 - в полном объеме.

В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании приняли участие представители:

от Администрации города Бийска:ФИО3 по доверенности от 11.10.2021 (на 1 год),

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю в лице ТО НД и ПР № 2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю: ФИО4 по доверенности от 27.04.2021 (на 3 года).

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Бийск (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд Алтайского кря с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю в лице ТО НД и ПР
№ 2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю (далее –  Управление, административный орган) о признании недействительными предписания от 09.07.2021
№ 185/1/80 в части: пункта 1 – в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункта 5 – в полном объеме; предписания от 29.10.2021 № 274/1/139 в части: пункта 1 - в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункта 2 - в части ул. Мерлина, ФИО2, район трамвайного моста со стороны ГСК) г. Бийск; пункта 3 - в части ул. Граничная, 1, ул. Граничная, 2, ул. Граничная, 3, ул. Максима Горького 113 г. Бийск; пункта 5 - в полном объеме.

          Определением от 10.03.2022  Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03- 1030/2022 объединены в одно производство находящиеся в производстве Арбитражного суда Алтайского края дела № А03-1030/2022 и № А03-14742/2021 с присвоением объединенному делу № А03-14742/2021.

Решением от 23.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции неправильно применил пункт 75 Правил противопожарногорежима, утверждённых постановлениемПравительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила №1479). Судом необоснованно сделан вывод о том, что 200-метровое расстояние, предусмотренное данной нормой, измеряется не от объекта защиты, а от границы населенного пункта. В силу превышения установленного 200-метрового расстояния от объектов защиты обязанность по устройству подъездов с площадками (пирсами) отсутствует.

При наличии двух противоречащих друг другу схем и спора между сторонами о 200-метровом расстоянии суду следовало назначить экспертизу, о чем ходатайствовала в суде первой инстанции Администрация.

В селе Жаворонково требуемый расчетный объем воды для: целей пожаротушения 54 мЗ. Фактически с. Жаворонково обеспечено запасом воды - 61 мЗ. Имеются водонапорные башни с запасом воды 21 мЗ, сети противопожарного водопровода с пожарным гидрантом, водяная скважина и 4 емкости для воды общим объемом 40 мЗ. При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на Администрацию города Бийска обязанности по организации устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды из реки Чемровка у ТО НД № 2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю не имеется.

Вывод о преюдициальном значении обстоятельств по делу № А03-9537/2020 для рассмотрения настоящего дела несостоятелен.

На Администрацию незаконно возложена обязанность по уборке земельных участков, имеющих владельцев, в том числе земельных участков многоквартирных жилых домов по ул. Граничная, 1, 2, 3. Земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 предписаний 09.07.2021 № 185/1/80, от 29.10.2021 № 274/1/139, не являются территорией общего пользования и имеют конкретных владельцев, на которых законом возложена обязанность по их содержанию.

Суд, ссылаясь на сведения из ЕГРН, отождествляет «земли населенных пунктов» с землями общего пользования.Земельные участки имеют установленные границы, внесены в Единый кадастр недвижимости и не относятся к категории земель общего пользования.

Администрации города Бийска вменено нарушение СНиП 2.07.01-89, которые на момент выдачи предписания утратили силу и не подлежали применению. Судом не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, подтверждающим возведение объектов защиты до 01.01.1990 - до введения в действие СНиП 2.07.01-89. До 01.01.1990 действовали более мягкие требования к пожарной безопасности.

До 1.01.1990 нормы о противопожарных расстояниях содержались в СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» (действующим до принятия СНиП 2.07.1.07-89.). Пунктом 5.23 СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» были предусмотрены противопожарные расстояния, аналогичные более позднему СНиП 2.07.1.07-89, однако при этом расстояния между застройкой и лесными массивами не нормировались. Были определены расстояния от зданий и сооружений до деревьев - 5 м, до кустарников - 1,5 м.

В пункте 5 предписаний не указаны конкретные адреса домов -объекты защиты не индивидуализированы.

На органы местного самоуправления не возложена обязанность по соблюдению противопожарных расстояний в отношении домов, находящихся в частной собственности граждан.Администрация города Бийска не является лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности в отношении частных жилых домов и их устранение.

Предписания в части пунктов 5 неисполнимы, так как расстояния между объектами Администрация изменить не может, а минерализованные защитные полосы обустроены, но расстояния они не изменяют. Находящиеся в частной собственности дома не являются самовольными постройками.  Рубка городских лесов для создания противопожарного разрыва по закону невозможна, так как городские леса в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к защитным лесам. У Администрации города Бийска отсутствует возможность по изменению уже существующих расстояний до частных жилых домов.

Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении   дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.

Представитель Администрации в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявил ходатайство о проведении по делу  строительно- технической экспертизы с целью определения расстояния от реки Чемровка до ближайших к ней жилых домов в селе Жаворонково Алтайского края, поскольку полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.

Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения данного ходатайства, поскольку поставленный Администрацией вопрос не требует специальных познаний.

Апелляционный суд не усмотрел процессуальных оснований, предусмотренных статьей 87 АПК РФ, для проведения по делу строительно- технической экспертизы.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Бийска и районов по пожарному надзору от 24.06.2021 №185, статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) в период 30.06.2021 с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и 09.07.2021 с 10 час. 00 мин. по 11 час. 00 мин. проведена проверка начальником ОНД и ПР ТО НД № 2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю в отношении администрации города Бийска.

В результате проверки выявлены нарушения, в связи с чем, администрации города Бийска выдано предписание № 185/1/80 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности:

Пункт 1 - На территории с. Жаворонково, с. Одинцовка, с. Фоминское для целей пожаротушения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных видеоисточников (р. Обь, р.Чугунайка, р. Чемровка);

Пункт 5 - Допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам: ФИО5, ФИО6 и менее 15 метров до границ с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам: Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, ФИО7, ФИО8 до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) расположенных на территории города Бийска.

Кроме того, в соответствии с решением о проведении выездной проверки от 13.10.2021 №274, в период с 20.10.2021 с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., 21.10.2021 с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., 22.10.2021 с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., 27.10.2021 с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., 29.10.2021 с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности и профилактической работы №2 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю проведена выездная проверка в отношении администрации города Бийска.

 В результате проверки выявлены нарушения, Администрации выдано предписание № 274/1/139 об устранении нарушений требований пожарной безопасности:

Пункт 1 - На территории с. Жаворонково, с. Одинцовка, с. Фоминское для целей пожаротушения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников. (р.Обь, р.Чугонайка, р.Чемровка)

 Пункт 2 - На территории города Бийска по адресам: ул. Краснооктябрьская, 43, пер. Веселый, 46, овраг с северной стороны КГБУЗ «ЦГБ <...> ФИО2 район трамвайного моста со стороны ГСК, устроены свалки горючих отходов.

Пункт 3 - На территории г. Бийска по адресам: ул. Граничная, 1, 2, 3, ул. Льнокомбинат, 33, 34, 35, 40, 43, 45, ул. Максима Горького, 113, г. Бийск, восточнее земельного участка с кадастровым номером 22:65:014101:253 не производиться уборка мусора и покос травы.

Пункт 5 - Допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам: ФИО5, ФИО6 и менее 15 метров до границ с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам: Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, ФИО7, ФИО8 до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) расположенных на территории города Бийска.

Не согласившись с указанными предписаниями в части, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 16); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 3 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В силу положений статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона № 69-ФЗ), подпункт «е» пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290).

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.

На основании статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Заявитель просит признать недействительными:

 - предписание от 09.07.2021 № 185/1/80 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю в лице Территориального отдела надзорной деятельности № 2 УНД, в части: пункта 1 - в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункта 5 - в полном объеме,

 - предписание от 29.10.2021 № 274/1/139 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю в лице Территориального отдела надзорной деятельности № 2 УНД, в части: пункта 1 - в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункта 2 - в части ул. Мерлина, ФИО2, район трамвайного моста со стороны ГСК г. Бийск; пункта 3 - в части ул. Граничная, 1, ул. Граничная, 2, ул. Граничная, 3, ул. Максима Горького 113 г. Бийск; пункта 5 - в полном объеме.

Администрация города Бийска считает, что пункт 1 (в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории с. Жаворонково из реки Чемровка), пункт 5 (в полном объеме) предписания противоречат действующему законодательству.

В соответствии с Законом Алтайского края от 07.11.2006 № 115-ЗС «О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Бийск Алтайского края» статусом городского округа наделяется муниципальное образование город Бийск Алтайского края с административным центром в городе Бийске. В соответствии с реестром населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Бийск Алтайского края (приложение № 2), к сельским населенным пунктам относится село Жаворонково.

Согласно требованиям пункта 75 Правил противопожарного режима, утверждённого постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ.

При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Как следует из содержания вышеуказанного пункта Правил, площадки (пирсы) создаются при наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.), то есть не только в радиусе 200 метров от объектов защиты, но и в радиусе 200 метров от объекта защиты или территории населенного пункта. Таким образом, обязанность по устройству подъездов с площадками (пирсами) возникает при наличии (либо вблизи в радиусе 200 метров) на территории населенного пункта естественного водоема.

Расстояние необходимо измерять не от ближайшего здания, сооружения, расположенного на территории населенного пункта, а от границы населенного пункта, так как пожары могут происходить не только в зданиях и сооружениях, но и на территориях (ландшафтные) и распространиться на здания и сооружения. При этом, наличие или отсутствие дороги к этому водоисточнику, не является основанием для неисполнения требования норм, так как пункт правил предписывает устройство не только площадок, но и подъездов к ним.

Согласно статье 62 Федерального закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Необходимость устройства, использования водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом. При этом, обеспеченность населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения измеряется не только объемом воды, в них содержащейся и необходимой для устойчивого тушения возникающих пожаров, но и таким параметром как удаленность источника наружного водоснабжения от объекта защиты.

Для дополнительного противопожарного водоснабжения необходимо использовать естественные водоисточники (р. Чемровка).

Судом первой инстанции отклонены доводы Администрации на проведенные замеры от береговой линии реки Чемровка до жилых домов, расположенных в селе Жаворонково, расстояние от самого крайнего жилого дома по ул. Забегаловская, 3 до береговой линии реки Чемровка составляет 220 метров по прямой, при этом возможность проезда по прямой отсутствует в силу сложного рельефа местности, расстояние подъезда по дороге составляет около 470 м.

Вместе с тем, используя всё ту же публичную кадастровую карту, проведенные измерения составляют 172 и 189 метров (скриншот измерений прилагается).

Администрация г. Бийска указывает, что река Чемровка не находится на территории села Жаворонково, хотя сведения публичной кадастровой карты указывают на конкретные границы, проходящие по реке Чемровка (скриншот прилагается). Сайт «Википедия» также указывает на тот факт, что река Чемровка - близ села Фоминское. По руслу реки в пределах устья до села Жавороки проходит граница раздела между территорией города и Зонального района (скриншот прилагается). Сведения о границах города, проходящие вдоль реки Чемровка также указаны и в Генплане города Бийска и информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Бийска. Кроме того, пункт 75 Правил, не указывает на то, что река должна находится только на территории населенного пункта, так как в указанной норме говорится и вблизи них в радиусе 200 метров.

Отклоняя доводы заявителя о том, что в селе Жаворонково требуемый расчетный объем воды для целей пожаротушения 54 м3, фактически с. Жаворонково обеспечено запасом воды - 61 м3, имеются водонапорные башни с запасом воды 21 м3, сети противопожарного водопровода с пожарным гидрантом, водяная скважина и 4 емкости для воды общим объемом 40 м3, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Указанный запас был оспорен стороной ответчика при рассмотрении дела №А03-9537/2020 в Арбитражном суде Алтайского края (решение от 23.12.2020). При рассмотрении дела судом исследованы результаты расчетов, проведенных Муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Водоканал» (письмо от 12.03.2020 Исх. № 950), в котором говорится о том, что скважины с. Жаворонково не обеспечат тушение пожаров в данном населенном пункте. Аналогичный расчет был произведен в октябре 2019 года Управлением ГОЧСиПБ Администрации города Бийска, вывод в котором также говорит о необеспеченности населенного пункта противопожарным водоснабжением, так как водонапорные башни имеют запас воды 21 м3, пожарные гидранты расположены на сети противопожарного водопровода, запитанного от башен. Указанные 4 емкости для воды общим объемом 40 м3, расположены за территорией села Жаворонково в садоводстве «Сахарник» и не может учитываться при расчете противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта.

В соответствии с расчетной величиной, принятой в Генплане города, расходы на пожаротушение составляют 324 куб.м/сут. Также Генпланом города предусмотрена реконструкция системы водоснабжения в селе Жаворонково.

Указанный пункт обжаловался ранее и признан законным решением от 23.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2021  Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 01.06.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  по делу № А03-9537/2020.

В пункте 5 предписания от 09.07.2021  № 185/1/80 и пункте 5 предписания от 29.10.2021 № 274/1/139 в графе «Вид нарушений требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения» указано: Допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам: ФИО5, ФИО6 и менее 15 метров до границ с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам: Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, ФИО7, ФИО8 до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) расположенных на территории города Бийска.

В силу части 1 статьи 69 указанного Закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Частью 2 статьи 69 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:

а) вне территорий лесничеств;

б) на территориях лесничеств;

 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

Величина минимального противопожарного расстояния, обеспечивающая нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств установлена соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Территориальным отделом надзорной деятельности при проведении проверки было применено действовавшее на период разработки документов территориального планирования г. Бийска требование, установленное СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СНиП 2.07.01-89*), а именно:

Пункт 5* приложения 1* - расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.

В городских поселениях для районов одно - двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м. Положениями СНиП 2.07.01-89* отступлений от данного требования, либо разработка компенсирующих мероприятий, позволяющих сократить установленное противопожарное расстояние, не предусмотрено.

Разделом 9.1 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» Генерального плана городского округа города Бийска, утверждённого Решением Думы города Бийска от 23.12.2010 № 193 предусмотрено, что состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности городского округа г. Бийск разработаны на основе Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 и СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». А границы приусадебных участков в зоне одно - двухэтажной застройки должны быть запроектированы на расстоянии более 15 метров до лесных массивов в соответствии с пунктом 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 1.1 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (далее - СП 4.13130), установлено, что его требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом, положения свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются.

Пункт 4.14 СП 4 предусматривает расстояние не менее 15 м от леса до садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках, а не индивидуальных жилых домов. Наряду с вышеизложенным, согласно пункту 4.13 СП 4 для дома или хозяйственной постройки с неопределенной степенью огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности противопожарные расстояния следует определять, как для здания V степени огнестойкости. Наряду с этим, пунктом 1.1 СП 4 установлено, что его требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений. Положения свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются.

Часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123 регламентирует порядок применения исключительно положений данного Федерального закона, но не определяет приоритетность положений строительных норм и правил, действующих в разные временные промежутки до вступления в силу положений вышеуказанного закона.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» при проведении проверки было применено действовавшее на период разработки документов территориального планирования г. Бийска требование, установленное СНиГГ 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

При этом, согласно пункту 2.6 вышеуказанного СНиП при проектировании жилой застройки ее границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи.

В оспариваемом предписании также указано на границы застройки города Бийска в линейном понимании, проходящие по улицам ФИО5, ФИО6, Лесная поляна, Ягодная, раздольная, ФИО7, ФИО9.

Таким образом, требование, указанное в предписании основано исключительно на норме СНиП.

Как верно отметил суд первой инстанции, право органа местного самоуправления на осуществление контроля за размещением движимых и недвижимых объектов в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, выдачу разрешений на строительство, право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, предоставления земельных участков для строительства и реконструкции закреплено Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае самовольного строительства объектов, в том числе с нарушением противопожарных расстояний, орган местного самоуправления, согласно статье 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в пределах своей компетенции, принимает решение о сносе самовольной постройки, либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, или обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки.

Таким образом, администрация города Бийска имеет все необходимые полномочия для приятия мер в отношении индивидуальных жилых домов, построенных с нарушением норм.

Вопрос соблюдения противопожарных разрывов до границ леса возник более 5 лет назад и отражен в предписаниях по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.05.2015№ 297/1/127, от 28.04.2018№ 100/1/77, от 29.04.2019 № 152/1/133, в которых администрации города Бийска предложены к исполнению аналогичные требования пожарной безопасности, имеющиеся в обжалуемом предписании, подтверждают утверждение о том, что данные нарушения известны должностным лицам администрации города Бийска. Кроме того, в рамках устранения данных нарушений администрацией города Бийска проводится определенная работа.

В ответ на обращение, по поручению руководства МЧС России Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной оборони МЧС России» в письме от 13.08.2019 № 5402эп-13-4-4 «О разъяснении требований нормативных документов» разъяснило, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона № 123, противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара до зданий, сооружений от лесных насаждений. В настоящее время значения противопожарных расстояний от лесных насаждений до границ застройки городских и сельских поселений, а также садовых, дачных и цриусадебных земельных участков регламентируется пунктом 4.14. СП 4.13130.2013. В случаях несоблюдения указанных противопожарных расстояний от зданий, сооружений до лесов необходима разработка компенсирующих противопожарных мероприятий. Например, в рамках специальных технических условий в соответствии со статьей 78 Федерального закона № 123-Ф3 с учетом специфики объекта проектирования и предполагаемых проектных решений (в случае отсутствия требований пожарной безопасности к тем или иным предполагаемым мероприятиям).

Администрацией мероприятия, указанные в письме, с целью принятия мер по соблюдению норм и правил пожарной безопасности не приняты к сведению, никаких действий по их соблюдению не предпринято. Однако, полномочиями по принятию мер, в том числе по изменению границ лесов, а также изменению категории земель Администрация города Бийска обладает, о чем свидетельствует опубликованное на официальном сайте администрации сообщение о внесении изменений в генплан города.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что нарушения в части противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам ФИО5, ФИО6 и мене 15 метров до границ с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, ФИО7, ФИО8 до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории города Бийска, были предметом рассмотрения в рамках дела № А03-9537/2020. Указанный пункт обжаловался ранее и признан законным решением от 23.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-9537/2020, оставленным без изменения суда апелляционной и кассационной инстанций.

Согласно требованиям пункта 69 Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

Администрация города Бийска указывает, что земельные участки, расположенные по ул. Мерлина, ФИО2, район трамвайного моста со стороны ГСК в городе Бийске не являются территорией общего пользования и прилагает выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Предписание не содержит конкретные адреса и не указывает на кадастровые номера земельных участков, так как свалки носят стихийный характер и сами не имеют четких границ и адресов. При этом для объективности при проведении внеплановой проверки в 2020 году была составлена фототаблица. В предписании указано на свалки горючих отходов на территории города Бийска, в том числе по ул. Мерлина, ул. ФИО2 район трамвайного моста со стороны ГСК. Земельные участки, принадлежащие ГСК №25, ГСК «Дилемма» не указывались.

Администрация города Бийска указывает на АО «БийскэнергоТеплоТранзит», которое осуществляет транзит тепловой энергии по трубам, проложенных подземным способом. В представленной выписке, указано, что земельный участок относится к категории «Земли населенных пунктов», а про АО «БийскэнергоТеплоТранзит» упоминается лишь как обременение, в виду прохождения на данном участке трубопровода.

Проверки проводились в присутствии представителей Администрации города Бийска, указанные места, со свалками выявлены в их присутствии. Возражений по указанным адресам не поступало.

Администрацией города Бийска в ТО НД и ПР № 2 направлено информационное письмо от 12.05.2020 № 455/01/03-25 по выполнению предписания, в котором указано, что в том числе по вышеуказанным адресам, проведены и переданы в МКУ «Управление ЖКХ, Б и ДХ Администрации г. Бийска» расчеты объемов свалок горючих отходов на территории города. Вывоз горючих отходов, на полигон ТКО города по указанным адресам проводится согласно заключенным МКУ «Управление ЖКХ, Б и ДХ Администрации г. Бийска» контрактам на производство данных работ.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

- земельные участки, расположенные по адресам: <...> относятся к землям населенных пунктов, обременения в виде возникшего права собственности на указанные участки возникли после выдачи предписания. Заросшие сухой растительностью участки местности, указаны с привязкой в качестве ориентира к конкретным ближайшим адресам,

- земельный участок с кадастровым номером 22:65: 017231:27, расположенный по адресу: <...>, площадью 1259Д4 кв.м, предоставлен в аренду на основании договора аренды; земли от 08.11.2021 № 411 - правообладатель ФИО10, уже после выдачи предписания Администрации города Бийска.

На момент проводимой проверки у Администрации города Бийска обязанность по надлежащему содержанию земельного участка существовала.

Оценив и исследовав в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что доказательств незаконности предписаний Управления от 09.07.2021 № 185/1/80 и от 29.10.2021 № 274/1/139 в оспариваемой части в материалы дела не представлено.

Отклоняя довод Администрации о неисполнимости предписания, о не указании надзорным органом способа его исполнения, суд исходит из того, что отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет администрации возможность самостоятельно избрать приемлемый для нее механизм исполнения предписания.

Доводы Администрации о незаконности предписания правомерно отклонены, поскольку, как было указано ранее, обязанность соблюдению указанных требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством возложена на Администрацию.

Доказательств невозможности исполнить предписание заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.

Позиция Администрации, изложенная в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции обстоятельств, основана на ошибочном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными.

Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1  статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-14742/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Бийска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

      Председательствующий                                                              И.И. Бородулина

      судьи                                                                                             С.В. Кривошеина

                                                                                                             ФИО1