СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-3084/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года. Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Бородулиной И.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края ( № 07АП-477/20), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2019 по делу № А03-3084/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техно-Профи» к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения от 08.02.2019 № 48/1476 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: <...> в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, об обязании Управление имущественных отношений Алтайского края расторгнуть договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 01.04.2016 № 4736-з (в редакции дополнительных соглашений от 22.12.2016 и 14.02.2018) и предоставить обществу с ограниченной ответственностью «ТехноПрофи» земельный участок с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: <...> в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 20.01.2020, паспорт; от заинтересованного лица: без участия (извещен);
У С Т А Н О В И Л
общество с ограниченной ответственностью «Техно-Профи» (далее – Общество, ООО «Техно-Профи») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Управление, Алтайкрайимущество) о признании незаконным решения от 08.02.2019 № 48/1476 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 325 Б в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, об обязании Управление имущественных отношений Алтайского края расторгнуть договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 01.04.2016 № 4736-з (в редакции дополнительных соглашений от 22.12.2016 и 14.02.2018) и предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Техно-Профи» земельный участок с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 325 Б в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов.
Решение суда от 18.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2019 по делу № А03-3084/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества оставить без удовлетворения в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает, что поскольку испрашиваемая площадь земельного участка не соответствовала предельным размерам земельного участка Алтайкрайимуществом на основании пункта 4 статьи 1 Закона Алтайского края от 22.12.2015 № 123-ЗС «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 06.04.2010 № 1263 25.05.2011 с Рабинович И.Е. был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена № 2747-з, в соответствии с которым арендатору во временное владение и пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью - 1,0677 га с кадастровым номером 22:63:030312:33, расположенном по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, Павловский тракт, 325б для строительства здания общественного назначения.
Дополнительными соглашениями от 09.04.2014 и 29.04.2014 к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 25.05.2011 № 2747-з, в текст договора внесены изменения.
Постановлением Администрации города Барнаула от 18.05.2015 № 749 утвержден градостроительный план земельного участка № RU22302000-3147.
Дополнительным соглашением от 22.12.2016 к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 01.04.2016 № 4736-з заявитель принял на себя права и обязанности по использованию земельного участка.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № 22-RU223 02000-68-2018 от 16.07.2018 объект – здание общественного назначения введен в эксплуатацию со следующими характеристиками Sобщ=1498 м2, количество этажей 2.
Также введены в эксплуатацию и зарегистрировано право собственности заявителя на: тепловую сеть, протяженностью 178 м. кадастровый номер 22:63:030312:536; сеть ливневой канализации, протяженностью 68 м. кадастровый номер 22:63:030312:533; сеть канализации, протяженностью 72 м. кадастровый номер 22:63:030312:538; сеть водозабора, протяженностью 57 м. кадастровый номер 22:63:030312:535; кабельная ЛЭП 0,4 кВ, протяженностью 68 м., кадастровый номер 22:63:030312:537.
Градостроительным планом земельного участка № RU22302000-3147, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула № 749 от 18.05.2015 и проектом 044-12-16 ПЗУ площадь земельного участка была предусмотрена в размере 10677 кв.м.
По результатам рассмотрения заявок Алтайкрайимущество на основании пункта 4 статьи 1 закона Алтайского края от 22.12.2015 № 123-3C «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» приняло решения (письма от 18.09.2018 № 24/16151, от 13.11.2018 № 24/19428) об отказе в предоставлении участка в аренду без торгов и расторжении Договора.
Рассмотрев поступившие заявки, Алтайкрайимущество на основании пункта 4 статьи 1 закона Алтайского края от 22.12.2015 № 123-3C «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» приняло решение (письмом от 08.02.2019 № 48/1476) об отказе в расторжении Договора и предоставлении земельного участка в аренду без торгов сроком на 49 лет в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь участка необходимого для эксплуатации здания общественного назначения.
Не согласившись с решением Управления имущественных отношений Алтайского края от 08.02.2019 № 48/1476 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: <...> в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт об удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Как следует из текста заявления, оно подано в порядке главы 24 АПК РФ – рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта
государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий).
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65.
Земельные участки в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ устанавливает, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности
Порядок предоставления без торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение, регламентируется статьями 39.6, 39.17 и 39.20 ЗК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на
праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, когда земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13535/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2016 № 305-КГ16-11133.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 № 13535/10, от 03.04.2012 № 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником объекта - здание общественного назначения введен в эксплуатацию со следующими характеристиками Sобщ=1498 м2, количество этажей 2, тепловой сети, протяженностью 178 м. кадастровый номер 22:63:030312:536; сети ливневой канализации, протяженностью 68 м. кадастровый
номер 22:63:030312:533; сети канализации, протяженностью 72 м. кадастровый номер 22:63:030312:538; сети водозабора, протяженностью 57 м. кадастровый номер 22:63:030312:535; кабельной ЛЭП 0,4 кВ, протяженностью 68 м., кадастровый номер 22:63:030312:537, в границах спорного земельного участка.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заинтересованного лица о том, предоставление земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости, на которое заявителем зарегистрировано право собственности, возможно только с соблюдением требований статьи 11.9 ЗК РФ, для эксплуатации объекта капитального строительства, необходим земельный участок площадью 6122,5 кв.м., что значительно меньше площади испрашиваемого участка, не соответствуют действительности, поскольку доказательств, на основании которых заинтересованное лицо сделало данный вывод (акты обследования, протоколы замеров, экспертиза и т.д.) материалы дела не содержат.
С целью определения площади земельного участка, необходимой и достаточной для эксплуатации расположенного на нем здания общественного назначения площадью 1498 кв.м и вспомогательных объектов, согласно их целевому назначению, ГПЗУ и разрешению на строительство от 14.12.2015 по ходатайству Алтайкрайимущество была назначена судебная экспертиза. Проведение исследования поручено обществу с ограниченной ответственностью Центр независимой профессиональной экспертизы «Алтай-Эксперт».
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: - Является ли площадь земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: <...>, необходимой и достаточной для эксплуатации расположенного на нем и принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Техно-Профи» здания общественного назначения площадью 1498 кв.м и вспомогательных объектов, согласно их целевому назначению, ГПЗУ и разрешению на строительство от 14.12.2015? - В случае, если эксперт придет к отрицательному выводу по первому вопросу, указать площадь земельного участка, необходимую и достаточную для нормальной эксплуатации расположенного на нем и принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Техно-Профи» здания общественного назначения площадью 1498 кв.м и вспомогательных объектов, согласно их целевому назначению, ГПЗУ и разрешению на строительство от 14.12.2015?
Согласно заключению экспертов № 317С/19 площади земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 по адресу: <...> в размере 10 677 кв.м., для эксплуатации здания общественного назначения площадью 1498
кв.м., и вспомогательных объектов, расположенных на участке исходя из нормативных требований, приведенных в исследованиях по первому вопросу, не достаточно. Для эксплуатации комплекса объектов, расположенных на территории участка по тракту Павловский, 325б площадь застройки которыми составляет 6816 кв.м. в соответствии с нормативными требованиями необходим участок площадью: - 11360 кв.м. исходя из требований ГПЗУ (том 1 л.д. 44) и максимального процента застройки 60%; - 11958 кв.м. исходя из требований, указанных в таблице Г-1 приложения Г Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края (57%); - от 13632 кв.м. до 34090 кв.м. исходя из требований, установленных подпунктом 4 пункта 2.4 статьи 75 действующих на дату осмотра «Правил землепользования и застройки г. Барнаула» согласно которому процент застройки должен составлять 20% - 50%.
Таким образом, довод об имеющейся свободной территории на земельном участке был опровергнут заключением № 317С/19, которое заинтересованным лицом оспорено не было.
Довод апеллянта о том, что поскольку испрашиваемая площадь земельного участка не соответствовала предельным размерам земельного участка Алтайкрайимуществом на основании пункта 4 статьи 1 Закона Алтайского края от 22.12.2015 № 123-ЗС «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положения приведенных норм земельного законодательства направлены на определение площади подлежащего предоставлению на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Частью 2 статьи 74 Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края (далее - Правила № 834) установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2.4 статьи 74 Правила № 834 максимальные и минимальные проценты застройки в границах земельного участка устанавливаются для других видов разрешенного использования: минимальный процент застройки - 20%, максимальный процент застройки - 50%.
Согласно заключению эксперта общий процент застройки территории участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 (тракт Павловский, 3256) исходя из его плановой площади, указанной в выписке из ЕГРН в размере 10677 кв.м. составляет 64% (6816 кв.м.), в том числе: - площадь застройки зданием общественного назначения 1218кв.м. или процент застройки - 11,4%; -площадь застройки выставочными местами 423кв.м. или процент застройки - 4%; - площадь застройки площадкой для хранения спец.техники, предпродажного обслуживания и складирования товара и комплектующих 5175кв.м. или процент застройки - 46%.
Фактический процент застройки территории участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 (тракт Павловский, 3256) в размере 64% (6816 кв.м.) превышает установленные нормативные требования, а именно: -на 4% превышает максимальный процент застройки, указанный в ГПЗУ (том 1 л.д.44); -на 7% превышает рекомендуемый процент застройки (57%), указанный в таблице Г-1 приложения Г Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края; -на 14% превышает максимальный процент застройки (50%), установленный подпунктом 4 пункта 2.4 статьи 75 действующих на дату осмотра «Правил землепользования и застройки г. Барнаула».
Частью 2 статьи 75 Правил № 834 установлены максимальные и минимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Минимальный процент застройки в границах земельного участка с видом разрешенного использования склады составляет 20%, максимальный процент застройки - 50% (пункт 2.4 части 2 статьи 75 Правил).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, площади земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 по адресу: <...> в размере 10 677 кв.м., для эксплуатации здания общественного назначения
площадью 1498 кв.м, и вспомогательных объектов, расположенных на участке исходя из нормативных требований, приведенных выше, не достаточно, в тоже время, учитывая, что эксплуатация объекта по тракту Павловский, 325Б обеспечена проектом за счет участка в размере 10677 кв.м., все строения и сооружения расположены в границах участка площадью 10677 кв.м., необходимость в увеличении его территории по состоянию на дату осмотра экспертами отсутствовала.
Согласно заключению экспертов, уменьшение площади уже выделенного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 в размере 10 677 кв.м. приведет к необходимости изменения положения уже существующих плановых границ, при котором: часть объектов (строений и сооружений), предусмотренных проектом и существующих фактически будет располагаться за границами выделенного участка, что будет являться нарушением требований установленных п. 2 статьи 38 Градостроительного Кодекса РФ; эксплуатация объектов, расположенных за границами выделенного участка, в случае уменьшения размера участка, будет возможно только по согласованию с собственником участка, на котором они будут находится. В случае отказа в согласовании, их эксплуатация будет невозможна. Отсутствие возможности эксплуатации всех объектов, предусмотренных проектом, и фактически существующих на местности приведет к невозможности нормативной эксплуатации объекта в целом в соответствии с целевым назначением определенным проектом - «логистического центра с торгово-выставочной зоной» в соответствии с которым здание общественного назначение было введено в эксплуатацию. Невозможность эксплуатации объекта расположенного на участке в соответствии с целевым назначением и в соответствии с проектом будет являться нарушением требований, установленных пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ и пункта 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что площадь земельного участка не соответствует предельным размерам земельного участка, является необоснованным.
Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в
соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В силу положений статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Данное право является исключительным, т.е. никто, кроме собственника, не имеет права на приватизацию участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Согласно части 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка. В силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ перечисляет основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Таким образом, при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату в порядке статьи 39.20 ЗК РФ уполномоченный орган обязан указать в нем одно из предусмотренных статьей 39.16 кодекса оснований.
Из совокупного толкования вышеприведённых норм усматривается, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости, и необходимого для его использования. Собственник объекта недвижимости обязан представить обоснование и доказательства того, что для нормальной эксплуатации недвижимости необходим земельный участок испрашиваемой площади.
По результатам оценки в порядке статьи 71 АПК РФ представленных в дело доказательств суд пришел к обоснованному выводу, что Обществом представлено обоснование размера земельного участка для эксплуатации расположенного на нем здания общественного назначения площадью 1498 кв.м, и вспомогательных объектов, согласно целевому назначению.
Судом установлено, что заявитель имеет право на реализацию предусмотренной нормами земельного законодательства возможности получения в аренду земельного участка для эксплуатации расположенного на нем здания общественного назначения площадью 1498 кв.м, и вспомогательных объектов, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа Алтайкрайимущество в предоставлении ООО «Техно-Профи» в аренду земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: <...> сроком на 49 лет без проведения торгов.
Поскольку действия заинтересованного лица по принятию решения об отказе об отказе в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов не соответствует приведенным положениям действующего земельного законодательства РФ и нарушает права и законные интересы Общества, суд правомерно удовлетворил заявленные требования на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
С учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, отсутствия правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка и иного способа восстановления нарушенных прав, суд первой инстанции в целях восстановления прав заявителя правомерно возложил на Управление обязанность заключения с обществом с ограниченной ответственностью «Техно-Профи» договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:33 площадью 10 677 кв.м. по адресу: <...> , сроком на 49 лет, на прежних условиях.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта. Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2019 по делу № А03-3084/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий Т.В. Павлюк
Судьи И.И. Бородулина
ФИО1