634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-3842/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.03.2015 года (сроком по 11.03.2016 года)
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № д 6-4 от 01.04.2014 года (сроком на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (№ 07АП-4924/15)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 15 апреля 2015 года по делу № А45-3842/2015 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кахети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Томск)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Новосибирск)
о признании незаконными решений от 28.11.2014 об отклонении заявлений №№ 15/14, 16/14, 17/14, 18/14, 19/14, 20/14 от 24.10.2014, выраженных в форме Справок № 55, 56, 57, 58, 59, 60 от 28.11.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Кахети» (далее по тексту – заявитель, Общество, ООО «Кахети») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными решений от 28.11.2014 года об отклонении заявлений № № 15/14, 16/14, 17/14, 18/14, 19/14, 20/14 от 24.10.2014 года, выраженных в форме Справок № 55, 56, 57, 58, 59, 60 от 28.11.2014 года о наличии недостатков в предоставленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, с внесением в ЕГАИС решений об отклонении заявлений о выдаче марок территориальным органом; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.04.2014 года требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что основанием для вывода Управления об отсутствии у Общества действующей лицензии на осуществление производства, хранения, поставок алкогольной продукции (вина) послужили записи в системе ЕГАИС от 25.11.2014 года о прекращении лицензий № 70ПВН0001969, № 70ПВН0001970; в установленный срок – до 28.11.2014 года Обществом не представлено действующих лицензий, в связи с чем у Управления имелись основания для принятия оспариваемых решений.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку оспариваемые ненормативные акты заинтересованного лица не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 апреля 2015 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО «Кахети» осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции (вина, фруктовые вина) на основании лицензий от 26.11.2014 года № 70ПВН0004163, № 70 ПВН0004164, выданных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 28.05.2016 года.
24.11.2014 года Общество обратилось в Управление с заявлениями № № 15/14, 16/14, 17/14, 18/14, 19/14, 20/14 о выдаче федеральных специальных марок (далее по тексту – ФСМ) с приложением необходимых документов.
При проверке представленных к заявлению документов Управлением выявлено, что копии лицензий № 70ПВН0001969, № 70ПВН0001970 от 18.07.2013 года в системе ЕГАИС имеют статус «Прекращена».
Поскольку в срок до 28.11.2014 года ООО «Кахети» не представило в Управление копию действующей лицензии, заинтересованным лицом составлены Справки №№ 55, 56, 57, 58, 59, 60 от 28.11.2014 года о наличии недостатков в предоставленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в ЕГАИС внесены решения об отклонении заявлений о выдаче марок территориальным органом.
Полагая, что решения заинтересованного лица об отклонении заявлений приняты необоснованно и не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту – Закон № 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 12 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Приобретение федеральных специальных марок осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 года № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками».
Согласно пункта 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством РФ, ряд документов, в том числе, копию лицензии, предусмотренной Законом № 171-ФЗ.
Не допускается требовать от организации при выдаче марок представление иных документов (пункт 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 года № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", подпунктам 5.2.7 и 5.3.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", приказу Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 года № 13н, утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее «Административный регламент»).
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента марки выдаются при представлении заявителем (представителем заявителя) документов, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 24 ноября 2014 года заявитель обратился в Управление с заявлениями о выдаче ФСМ №№ 15/14; 16/14; 17/14; 18/14; 19/14; 20/14 на вина виноградные разной емкостью подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции (от 0,7000 л до 10,000л.).
К заявлениям приложены все, установленные нормативными актами, в том числе и Административным регламентом, документы, в том числе, представлены копии лицензий № 70ПВН0001969, № 70ПВН0001970, которые действовали на момент подачи заявок, а также документы, установленные пунктами 2, 3 Приложения №1 «Порядок приобретения федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации» к Приказу Федеральной службы от 24.06.2010 года № 42н «О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок».
В пункте 56 Административного регламента указан ряд обстоятельств, которые устанавливает специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение заявления и документов, представленных заявителем (представителем заявителя) для выдачи марок.
Согласно пункту 57 Административного регламента при наличии недостатков в документах организация уведомляется об этом любыми доступными способами; организация вправе устранить выявленные недостатки в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок в территориальном органе Росалкогольрегулирования.
В случае, если организацией не устранены выявленные недостатки в течение указанного срока, территориальный орган Росалкогольрегулирования, готовит Справку о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, которая утверждается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росалкогольрегулирования и подлежит регистрации в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в Росалкогольрегулировании.
Справка вместе со всеми приложенными документами направляется заявителю в виде почтового отправления с уведомлением о вручении или вручается представителю заявителя.
28.11.2014 года письмом № ув-13745/05 Управлением в адрес заявителя направлены справки №№ 55, 56, 57, 58, 59, 60 о наличии недостатков в представленных документах для выдачи ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации по заявлениям №№15/14-20/14 от 24.11.2014 года.
Выявленным недостатком во всех справках указано: нарушен подпункт 12 пункта 56 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, а именно отсутствуют действующие лицензии на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 56 Административного регламента, специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок проверяет документы на наличие действующей лицензий, содержащей указание на тот вид алкогольной продукции, который указан в заявлении о выдаче марок.
Основанием для вывода Управления об отсутствии у Общества действующей лицензии на осуществление производства, хранения, поставок алкогольной продукции (вина) послужили записи в системе ЕГАИС от 25.11.2014 года о прекращении лицензий № 70ПВН0001969, № 70ПВН0001970.
Однако, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с присоединением к адресу производства двух помещений (№ 16 и № 17) заявитель подал в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка два заявления на переоформление имеющихся действующих лицензий в связи с изменением адреса производства лицензируемой деятельности: заявление № 831 от 06.10.2014 года (для переоформления лицензии № 70ПВН0001969) и № 815 от 29.09.2014 года (для переоформления лицензии № 70ПВН0001970).
В силу пункта 12 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения, ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.11.2014 года №№ 0614-п, 0615-п вышеуказанные лицензии переоформлены.
Указанные решения поступили к заявителю, однако бланки новых лицензий к решениям приложены не были, в сопроводительных письмах соответственно № 22855/01-01 и №22854/01-01 от 26.11.2014 года указано, что новый бланк лицензии выдается непосредственно руководителю или доверенному лицу организации, при условии возврата ранее выданной лицензии.
В силу пункта 14 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, а также пункта 100 Административного регламента по лицензированию производства и оборота алкогольной продукции, до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии, из чего следует, что действие лицензий заявителя не прерывалось и не прекращалась.
Указанное выше обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Довод Управления о том, что в установленный срок – до 28.11.2014 года Обществом не представлено действующей лицензии, в связи с чем у заинтересованного лица имелись основания для принято оспариваемых решений, не принимается судом апелляционной инстанции.
Так, на момент обращения в Управление (24.11.2014 года) приложенные к заявлению лицензии являлись действующими, на момент принятия оспариваемых решения – 28.11.2014 года сведения о наличии иных бланков лицензий у Общества имелись в системе ЕГАИС.
Согласно подпунктам 12-14 пункта 56 Административного регламента, в обязанности специалиста территориального органа Росалкогольруглирование входит проверка, наличия действующей лицензии с указанием на тот вид алкогольной продукции, который указан в заявлении о выдаче ФСМ, отсутствие в Государственном сводном Реестре сведений о приостановлении или аннулировании лицензии, представленной заявителем, отсутствии информации о принятии решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, представленной заявителем.
Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий осуществляется Росалкогольрегулированием в порядке, установленном Правилами ведения государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.2012 года №723 (далее по тексту – Правила № 723), где в составе сведений о действии лицензии указываются - сведения о действии лицензии (приостановление, возобновление, аннулирование, переоформление, продление срока действия, прекращение срока действия).
В силу пункта 8 Правил № 723 прекращение действия лицензии как основания для внесения таких сведении в Государственный сводный реестр, являются решение о досрочном прекращении действия лицензии на основании заявления, прекращение действия лицензии по истечение срока ее действия или в случае ликвидации организации.
Иных оснований для прекращений действия лицензии и соответствующего внесения об этом сведений в Государственный сводный реестр в Правилах № 723 не установлено.
Вся необходимая информация для проверки сведений о действии предоставленных заявителем лицензий в порядке, указанном в пункте 56 Административного регламента на дату проверки имелась в Государственном сводном реестре.
Факт того, что в сведениях Государственного сводного реестра имелась вся необходимая информация, в том числе, о наличии заявления о переоформлении и о принятии решений Росалкогольрегулирование от 26.11.2014 года о переоформлении лицензии, Управлением не оспаривается.
На основании вышеизложенного, учитывая, что представленные Обществом лицензии № 70ПВН0001969, № 70ПВН0001970 на момент обращения с заявлением Общества о выдачи ФСМ являлись действующими, принятые Управлением решения являются необоснованными, нарушающими права и законные интересы ООО «Кахети».
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 апреля 2015 года по делу № А45-3842/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: Полосин А.Л.
Судьи: Колупаева Л.А.
Марченко Н.В.