СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А67-1145/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (№07АП-4954/2022) на решение от 27.04.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-1145/2021 (судья Л.М. Ломиворотов) по заявлению Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>) к Управлению Федерального казначейства по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634034, <...>) о признании незаконными представления,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>), акционерное общество «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634021, <...>), Департамент архитектуры и строительства Томской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО2 по дов. от 14.01.2021,
От заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 10.01.2022,
От третьих лиц: от Администрации города Томска - ФИО2 по дов. от 10.12.2021, от иных третьих лиц – без участия,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее – Департамент недвижимости, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3 представления Управления Федерального казначейства по Томской области (далее – УФК по Томской области, Управление, заинтересованное лицо) №65-23-14/240 от 26.01.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Администрация города Томска (далее – Администрация г. Томска, третье лицо), акционерное общество «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» (далее – АО «ТОМ-ДОМ ТДСК», третье лицо), Департамент архитектуры и строительства Томской области (далее – Департамент архитектуры, третье лицо).
Решением от 27.04.2022 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены частично, пункты 2 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Томской области № 65-23-14/240 от 26.01.2021 в части выводов относительно неправомерного использования Департаментом управления муниципальной собственностью администрации города Томска средств субсидии областного бюджета и средств местного бюджета, признаны незаконными, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент недвижимости обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что документ (Приказ № 336) утратил силу в связи с его отменой и изданием Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 № 465, вступившего в силу 26.12.2019 и действовавшего до 06.11.2021. В последующем, Приказ № 465 так же был отменен в связи с изданием нового Приказа Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590, вступившего в силу и действующего по настоящее время. Все вышеуказанные Приказы имеют существенные различия между собой, которые каждый в последующем расширяет как список Перечня средств обучения и воспитания, норматив стоимости, так и критерии его формирования. Часть имущества, приобретённого Департаментом, действительно, не включено в Перечень Приказа № 336, в то время, согласно позиции заявителя и Администрации Города Томска, областного Департамента архитектуры и строительства ТО, данное имущество как субъект РФ (ТО), так и муниципальное образование «Город Томск» (Департамент недвижимости) вправе были приобрести как за собственные средства, так и за счет средств, выделенных из бюджета Томской области (субъекта).ВПриказе № 336, как и в Постановлении Правительства РФ №1642 такой запрет отсутствует, следовательно, выводы суда о неправомерном приобретении перечисленного в пунктах 2 и 3 Представления имущества, является неправомерными.Не доказано также контрольным органом, что имущество могло быть приобретено за меньшие средства, как и нормативно не обоснованно при принятии в расчете стоимость приобретенного оборудования, указанного в пунктах 2 и 3 Представления.Управлением в суд не представлено нормативного обоснования порядка произведенного расчета неправомерного использования бюджетных средств.
Администрация г. Томска в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда первой инстанции отменить частично, признать недействительными в пунктах 2 и 3 Представления от 26.01.2021 № 65-23-14/240 указание в части:
- приобретения оборудования (газонокосилок бензиновой самоходной, мотокос Интерскол, пылесосов для сбора стружки Э1Ф и Корвет-64, фенов для сушки волос);
- словосочетаний «средства субсидии в размере 741 150 рублей 62 копейки» (пункт 2 Представления), «средства субсидии в размере 684 566 рублей 46 копеек» (пункт 3 1 Тредставления);
- словосочетания «неправомерного использование бюджетных средств.
Изменить (снизить) размер сумм использованных Департаментом па приобретение непоименованного оборудования из Перечня средств федерального бюджета с учетом фактических затрат в процентном соотношении от стоимости приобретенного оборудования до 34 930,54 руб. (пункт 2 Представления) и до 35 797, 37 руб. (пункт 3 Представления). Действия УФК по Томской области в данной части признать незаконными, в остальной части исковых требований заявителя (Департамента недвижимости администрации Города Томска) - отказать.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апеллянта не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Отзывы от других лиц не поступили.
В судебном заседании представитель Департамента недвижимости и Администрация г. Томска поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления– доводы отзыва.
Третьи лица (АО «ТОМ-ДОМ» и Департамент архитектуры) надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей Департамента недвижимости, Управления и Администрация г. Томска, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции неподлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела,УФК по Томской области в период с 21.09.2020 по 09.12.2020 в отношении Департамента недвижимости проведена внеплановая проверка по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2018-2019 годы.
В ходе проверки установлены факты неправомерного использования бюджетных средств, которые зафиксированы в акте проверки от 19.12.2020.
Так, применительно к предмету заявленных требований, установлено неправомерное использование средств субсидии в рамках муниципального контракта от 07.06.2018 в размере 741 150,62 руб., в том числе средства федерального бюджета 317 583,04 руб. (пункт 2); в рамках муниципального контракта от 24.05.2019 в размере 684 566,46 руб., в том числе средства федерального бюджета 269 445,36 руб. (пункт 3).
Департаменту недвижимости выдано представление № 65-23-14/240 от 26.01.2021 с требованием о принятии в срок до 15.02.2021 мер по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Не согласившись с представлением в части пунктов 2 и 3, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя частично заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента № 204) предусмотрено развитие национального проекта по направлению (в области) образования.
Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 утвержден Паспорт национального проекта «Образование».
Для обеспечения доступности качественного образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа «Развитие образования», приложением № 3 которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Правила № 1642).
Правила № 1642 устанавливают порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы «Развитие образования», а также критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации.
Предоставление субъекту Российской Федерации субсидии на создайте новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» осуществляется при следующих условиях:
а) наличие в субъекте Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации;
б) наличие в субъекте утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы, обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях;
в) заключение соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
г) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, включая их оснащение средствами обучения и воспитания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.
Указанный перечень, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а утверждена государственная программа «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» (далее – Государственная программа № 79а), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2145-р «О программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы».
Целью программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы является создание в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающим односменный режим обучения в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Целью Государственной программы № 79а является создание в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
Субсидия из федерального бюджета бюджету Томской области предоставлялась в целях софинансирования расходных обязательств Томской области, возникающих при реализации Подпрограммы 1 «Ввод в эксплуатацию объектов в сфере общего образования Томской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения» Государственной программы № 79а.
В рамках выполнения задач и основных мероприятий Подпрограммы 1 Государственной программы № 79а в 2018-2019 г.г. включены мероприятия: приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5 в г. Томске и приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Федоровского в г. Томске.
В целях реализации Государственной программы № 79а в 2018 году между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Томской области заключено соглашение от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение от 13.02.2018 № 074-08-2018-309).
Предметом Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 являлось предоставление из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах бюджету Томской области субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 074, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 П2 552000, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы «Развитие образования». Согласно пункту 1.2 Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, согласно приложению № 1 к Соглашению от 13.02.2018 № 074-08-2018-309.
Согласно пункту 2.1 Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Томской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составлял в 2018 году 850 577 570,00 рублей, в 2019 году 779 431 900,00 рублей.
Согласно пункту 2.2 Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Томской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, уровня софинансирования, равного 54,66 %, составляет в 2018 году не более 464 925 700,00 рублей, в 2019 году не более 426 043 400,00 рублей.
В связи с изменением вида расходов по субсидии и расторжением Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 в целях дальнейшего осуществления мероприятий по Государственной программе № 79а, между Министерством и Администрацией Томской области заключено соглашение от 02.08.2018 № 074-09-2018-068 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение от 02.08.2018 № 074-09-2018-068).
Предметом Соглашения от 02.08.2018 № 074-09-2018-068 является предоставление из федерального бюджета в 2018-2020 годах бюджету Томской области Субсидии в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 074, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 П2 55200, вид расходов 523 в рамках подпрограммы «Содействия развитию дошкольного и общего образования» государственной программы «Развитие образования».
В целях осуществления мероприятий Государственной программы № 79а в 2019 году между Министерством просвещения Российской Федерации и Администрацией Томской области заключено соглашение от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение от 13.02.2019 № 073-09-2019-113).
Предметом Соглашения от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Томской области в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 073, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 Е1 55200, вид расходов 523 в рамках федерального проекта «Современная школа», направления (подпрограммы) «Содействие развития дошкольного и общего образования».
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашение от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Томской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составлял в 2019 году 1 081 408 700,00 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Томской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 39,40%, составил в 2019 году не более 426 043 400,00 руб.
Министерством в части исполнения Соглашений от 13.02.2018 № 074-08-2018-309, от 02.08.2018 № 074-09-2018-068, от 13.02.2019 № 073-09-2019-113, в целях реализации Государственной программы № 79а, Департаменту архитектуры и строительства Томской области на лицевой счет № <***> «Лицевой счет администратора доходов бюджета», открытый в УФК по Томской области, были перечислены средства Субсидии в размере 890 969 100,00 руб.: в 2018 году в размере 464 925 700,00 руб., в 2019 году в размере 426 043 400,00 руб.
В рамках реализации Государственной программы № 79а на территории муниципального образования «Город Томск» действовала муниципальная программа «Развитие образования» на 2015 - 2025 годы», утвержденная постановлением администрации Города Томска от 29.09.2014 № 976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования» на 2015 – 2025 годы» (далее - Муниципальная программа № 976). Паспортом Муниципальной программы № 976 утверждена Подпрограмма 5 «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и приобретение в муниципальную собственность объектов образования на 2015 - 2025 годы».
Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по содействию созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях на 2018 год предусмотрены бюджетные средства в размере 464 925,7 тыс. руб.
Согласно Приложению № 9 к Закону Томской области от 28.12.2017 № 156- 03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 год (далее - Закон № 156-03) на реализацию мероприятий, предусмотренных Государственной программой № 79а, в 2018 году предусмотрены средства областного бюджета в размере 618 851,2 тыс. руб. (на приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5 в г. Томске).
Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию мероприятий по содействию созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях на 2019 год предусмотрены средства субсидии в размере 426 043,4 тыс. руб.
Согласно Закону Томской области от 29.12.2018 № 151-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон № 151-03) на реализацию Государственной программы № 79а, предусмотрены средства областного бюджета в 2019 году в размере - 655 365,3 тыс. руб. для приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске).
Решением Думы Города Томска от 05.12.2017 № 688 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2018 год и плановый период 2019- 020 годов» и Решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» Департаменту недвижимости предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию Муниципальной программы № 976 по подпрограмме 5 «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и приобретение в муниципальную собственность объектов образования», основному мероприятию «Создание условий для предоставления детям города Томска общего образования» и основного мероприятия «Реализация регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
В рамках реализации Государственной программы № 79а и Муниципальной программы № 976 между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Город Томск» в 2018-2019 гг. заключены следующие соглашения:
Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5 в г. Томске» от 01.03.2018 № 37/1 (далее - Соглашение от 01.03.2018 № 37/1).
Согласно пункту 1.1. Соглашения от 01.03.2018 № 37/1 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 24.05.2018) Департамент архитектуры и строительства Томской области обязуется предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5, в г. Томске в размере 1 083 776 900 руб., из них: 464 925 700 руб. за счет средств федерального бюджета; 618 851 200 руб. за счет средств областного бюджета, в том числе 385 651 870 руб. за счет средств областного бюджета на софинансирование, предусмотренное в рамках соглашения, заключенного между Министерством и Администрацией Томской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309. Муниципальное образование (Администрация Города Томска) обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, а также обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в 2018 году в размере 1 084 862,00 руб. Софинансирование из областного бюджета установлено на уровне не более 99,9%.
Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5 в г. Томске» от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006 (далее - Соглашение от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006).
Пунктом 1.1 Соглашения от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006 предусмотрено предоставление Департаментом Субсидии в размере 464 925 700,00 руб. (федеральный бюджет), 385 651 870,00 руб. (областной бюджет), а Муниципалитет (Администрации Города Томска) обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, а также обеспечить софинансирование за счет местного бюджета в 2018 году в размере 1 084 862,00 руб. Целевое назначение Субсидии: приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5 в г. Томске. Софинансирование из областного бюджета установлено на уровне не более 99,9%.
Соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии из бюджета Томской области бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 (далее - Соглашение от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003).
Согласно пункту 1.1 Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 Департамент предоставляет субсидию бюджету муниципального образования «Город Томск» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту архитектуры и строительства Томской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 821, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 24 1 Е15520, вид расходов 522 в рамках регионального проекта «Современная школа» подпрограммы «Ввод в эксплуатацию объектов в сфере общего образования Томской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения» государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях».
Согласно пункту 2.2 Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 общий размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Томской области бюджету муниципального образования «Город Томск» в соответствии с указанным Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта (Государственная программа № 79а), в целях софинасирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 99,90%, составляет в 2019 году не более 1 081 408 700 руб.
В соответствии с пунктом 4.3.8.4. Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1- 2019-003 Департамент недвижимости обеспечивает софинансирование в размере 0,1 %, что составляет не менее 1 082 491 руб. 19 коп.
Целевое назначение субсидии (пункт 2.3. Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003): софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», подпрограммы «Ввод в эксплуатацию объектов в сфере общего образования Томской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения», основного мероприятия «Строительство (реконструкция) объектов государственных (муниципальных) образовательных организаций, а также приобретение в государственную (муниципальную) собственность объектов недвижимого имущества для размещения образовательных организаций», Регионального проекта «Современная школа», мероприятия «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске».
В соответствии с Соглашениями от 01.03.2018 № 37/1, от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006, от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 Департамент архитектуры и строительства Томской области перечислил субсидию в 2018-2019 гг. на лицевой счет № <***> Департамента недвижимости, открытый в УФК по Томской области.
С целью реализации Государственной программы № 79а, во исполнение указанных соглашений между Муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого действовал Департамент недвижимости, и Закрытым акционерным обществом «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» заключены Муниципальный контракт от 07.06.2018 (реестровый номер 3701700235118000008) и Муниципальный контракт от 24.05.2019 (реестровый номер 3701700235119000008).
Согласно пункту 1.1. Муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н предметом контракта является приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5, 6 в г. Томске (далее - имущество), в составе:
- здание общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5, 6 в г. Томске, площадью 22 099,6 кв. м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, кадастровый номер 0:21:0200003:3375, с элементами благоустройства. Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200003:3193 площадью 29 484 кв. м, который принадлежит - ЗАО «ТОМ ДОМ Томской домостроительной компании» на праве аренды в соответствии с договором аренды земельных участков № ТО-21-21764 от 16.05.2017;
- принадлежности (оборудование), необходимое для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации;
- инженерные коммуникации, перечень, характеристики и описание которых содержатся в Приложении № 1 к контракту № б/н от 07.06.2018;
- движимое имущество согласно перечню по Приложению № 2 к контракту № б/н от 07.06.2018.
Согласно пункту 2.1. Муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н цена Имущества составляет 1 084 861 762,00 руб. 00 коп, в том числе НДС 165 487 387 руб. 42 коп.
Цена Муниципального контракта от 07.06.2018 определена в размере выделенных Департаменту недвижимости лимитов бюджетных обязательств на приобретение Имущества, и не превышает рыночной стоимости приобретаемого имущества. Цена контракта включает цену: здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5, 6 в г. Томске, а именно: объекта недвижимости, принадлежностей (оборудования), необходимых для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации, инженерных коммуникации и движимого имущества, установленных приложениями № 1, 2 к Муниципальному контракту от 07.06.2018 № б/н (Приложение № 3 к муниципальному контракту от 07.06.2018).
Согласно пункту 1.1. Муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н предметом контракта является приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 в г. Томске (далее - Имущество) в составе: здание общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 в г. Томске, площадью 22 099,6 кв. м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, кадастровый номер 70:21:0200003:3375, с элементами благоустройства. Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100087:12938, с элементами благоустройства.
Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100087:456 площадью 21 328 кв. м и на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100087;7193 площадью 7 792 кв. м, которые принадлежат ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» на праве аренды в соответствии с договором аренды земельных участков № ТО-21-22045 от 28.02.2018;
- принадлежности (оборудование), необходимое для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации;
- инженерные коммуникации, перечень, характеристики и описание которых содержатся в Приложении № 1 к Муниципальному контракту от 24.05.2019 № б/н;
- движимое имущество согласно перечню по Приложению № 2 к Муниципальному контракту от 24.05.2019 № б/н.
В соответствии с пунктом 2.1. Муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н цена Имущества составляет 1 082 491 191,19 руб., в том числе НДС 180 415 198,53 руб.
Цена Муниципального контракта от 24.05.2019 определена в размере выделенных Департаменту недвижимости лимитов бюджетных обязательств на приобретение Имущества, и не превышает рыночной стоимости приобретаемого имущества. Цена контракта включает цену: здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Федоровского, 4 в г. Томске, а именно: объекта недвижимости, принадлежностей (оборудования), необходимых для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации, инженерных коммуникации и движимого имущества, установленных приложениями № 1, 2 к Муниципальному контракту от 24.05.2019 (Приложение № 3 к муниципальному контракту от 24.05.2019).
В соответствии с пунктами 1.1.2.2. Приложения № 2 к Муниципальному контракту от 07.06.2018 и Приложения № 2 к Муниципальному контракту от 24.05.2019, определен перечень движимого имущества, которое ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» передает Департаменту недвижимости в рамках заключенных муниципальных контрактов. Департаментом недвижимости принято от ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» указанное движимое имущество на основании передаточного акта от 14.06.2018 и передаточного акта от 28.05.2019.
В соответствии с пунктом 2.2. Муниципального контракта от 07.06.2018 и пунктом 2.2. Муниципального контракта от 24.05.2019 оплата по контрактам осуществляется не ранее зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое в рамках Муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н и Муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н, за муниципальным образованием «Город Томск», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Расчет с ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» произведен по Муниципальному контракту от 07.06.2018 № б/н платежными поручениями от 27.06.2018 № 207684, от 28.06.2018 № 1, № 2, № 3 на общую сумму 1 084 861 762 руб. и по Муниципальному контракту от 24.05.2019 № б/н платежными поручениями от 17.06.2019 № 127859, № 127860, № 127861 на общую сумму 1 082 491 191,19 руб.
Таким образом, в 2018 году в рамках Муниципального контракта 07.06.2018 Муниципальным образованием «Город Томск», в муниципальную собственность приобретено здание и оборудование для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5, 6 в г. Томске, на что израсходованы денежные средства на сумму 1 084 861 762,00 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета в размере 464 925 700,00 руб., 618 851 200 средств областного бюджета - 618 851 200 руб., средств местного бюджета - 1 084 862 руб.).
В 2019 году в рамках Муниципального контракта от 24.05.2019 Муниципальным образованием «Город Томск» в муниципальную собственность приобретено здание с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 на что израсходовало денежные средства на сумму 1 082 491 191,19 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета в размере - 426 043 400 руб., средства субсидии из областного бюджета - 655 365 300 руб., средств местного бюджета - 1 082 491,19 руб.).
Судом установлено, что сплошной проверкой соответствия полученного Департаментом недвижимости по муниципальным контрактам от 07.06.2018 № б/н и от 24.05.2019 № б/н движимого имущества - оборудования, в т.ч. мебель, инвентарь и иные принадлежности, информационно-образовательного оборудования, прочего оборудования и малых архитектурных форм, приобретенных, в том числе, за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, Перечню средств обучения и воспитания, установлено, что часть оборудования, приобретенного за счет субсидий, не поименована в Перечне средств обучения и воспитания.
В пункте 2 мотивировочной части оспариваемого представления указано, что в нарушение подпункта «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - государственная программа «Развитие образования»), перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения, воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», Департаментом недвижимости в рамках муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н средства субсидии в размере 741 150,62 руб., в том числе средства федерального бюджета 317 583,04 руб., использованы на приобретение оборудования (газонокосилка бензиновая самоходная, машина поломоечная TSM Grande Brio 35, механизм занавеса, мотокоса Интерскол, пылесос для сбора стружки Э1Ф, снегоуборочная май, бензиновая Интерскол СМБ-650Э, фен для сушки волос Э1Ф), не включенного в Перечень средств обучения и воспитания, что является неправомерным использованием бюджетных средств.
В пункте 3 мотивировочной части оспариваемого представления указано, что в нарушение подпункта «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении № 3 к государственной программе «Развитие образования», Перечня средств обучения и воспитания, Департаментом недвижимости в рамках муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н средств субсидии в размере 684 566,46 руб., в том числе средств федерального бюджета 269 445,36 руб. использованы на приобретение оборудования (газонокосилка бензиновая самоходная Husqvarna LC247SP, мотокоса Интерскол, машина поломоечная TSM Grande Brio 35, механизм занавеса, пылесос для сбора стружки Корвет-64, снегоуборочная машина бензиновая Интерскол СМБ-650Э, фен для сушки волос BXG-1200H6), не включенного в Перечень средств обучения и воспитания, что является неправомерным использованием бюджетных средств.
Признавая обоснованными выводы Управления относительно неправомерного использования средств субсидии из федерального бюджета, суд первой инстанции верно указал, что государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», устанавливающие порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», а также критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации.
Согласно подп. «в» п. 7 Правил № 1642 условием предоставления субсидий является заключение соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
В соответствии с подп. «б» п. 11 Правил № 1642 в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении предусматривается обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить создание новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства, приобретения (выкупа), реконструкции и (или) капитального ремонта не менее одного здания (пристроя к зданию) в соответствии с заявкой и прогнозируемой потребностью, предусмотренной региональной программой, санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в подпункте «г» пункта 5 настоящих Правил.
С учетом изложенных норм, суд первой инстанции верно отметил, что без обязательства Томской области оснастить за счет средств субсидии здания школ в соответствии с Перечнем № 336 субсидия не могла быть предоставлена.Данные обязательства Томской области закреплены в следующих положениях соглашений, заключенных между Российской Федерацией и Томской областью: п. 4.3.6.2 соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 и п. 4.3.8.2 соглашения от 02.08.2018 № 074-09-2018-068 (школа по ул. ФИО5, 6); п. 4.3.7.2 соглашения от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 (школа по ул. П. Федоровского 4). Таким образом, Томская область при расходовании средств субсидии взяла на себя обязательство соблюдать Перечень № 336, получила субсидии из федерального бюджета на указанных условиях и впоследствии передала средства субсидий муниципальному образованию Город Томск.
Вопреки доводам апеллянта порядок расходования средств субсидий из федерального бюджета после их передачи муниципальному образованию не изменился, средства подлежали расходованию в соответствии с требования Правил № 1642 и соблюдением Перечня №336.
При получении средств субсидий на основании соглашения с Томской областью Департаменту недвижимости было известно, что предоставляются средства субсидий из федерального бюджета, полученные в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и в порядке, установленном Правилами № 1642, что также подтверждается положениями соглашений Томской области и Муниципального образования город Томск (п. 1.1 и 1.2 соглашения от 01.03.2018 № 37; преамбулы, п. 1.1 и 1.2 соглашения от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006; преамбулы, п. 1.1, 4.3.8 соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003). Следовательно, Департамент недвижимости при расходовании средств субсидий из федерального бюджета был обязан соблюдать положения Правил № 1642, в том числе положения подп. «б» п. 11 об оснащении новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с Перечнем № 336.
При этом, принятие нового Перечня взамен Перечня № 336 не устраняет указанные в оспариваемом Представлении нарушения.
На момент принятия оспариваемого представления Правила № 1642 сохраняли свое действие, в том числе норма подп. «б» п. 11 об оснащении новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации.
Отклоняя ссылку заявителя и Администрации г. Томска на пункты 6.2, 7 Критериев формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания (приложение № 2 к приказу Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные положения предусматривают вариативность в выборе кабинетов и их оснащения, но только из числа предусмотренных Перечнем № 336. То обстоятельство, что приобретенные школы были построены и укомплектованы в соответствии с типовой проектной документацией, включенной в реестр Минстроя России, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения положений Правил № 1642, в том числе в части необходимости оснащения новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с Перечнем № 336. Типовые проекты носят исключительно технический характер, разработаны без учета возможных источников финансирования и не регулирует отношения, связанные с использованием средств субсидии. Правила № 1642 устанавливают обязательные для применения условия расходования субсидии, не обязывают получателей субсидии использовать при их расходовании исключительно типовые проекты.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что из анализа заключенных Соглашений между муниципальным образованием «Город Томск» и Томской областью (областным департаментом) прямо не следует, что Департамент недвижимости возложил на себя или на него были такие обязанности возложены, которые на себя принял (были возложены) РФ как сторона «субъект» (Томскую область).
Вместе с тем апеллянт был обязан соблюдать положения Перечня № 336 при расходовании средств субсидий из федерального бюджета. Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «развитие образования» установлены исключительно Правилами № 1642.
Томская область взяла на себя обязательство соблюдать Перечень № 336, получила субсидии из федерального бюджета на указанных условиях и впоследствии передала средства субсидий (вместе со средствами софинансирования из областного бюджета) муниципальному образованию Город Томск на основании соглашений:
- от 01.03.2018 № 37/1 и от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006 (школа по ул. ФИО5, 6);
- от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 (школа по ул. П. Федоровского 4).
Таким образом, порядок расходования средств субсидий из федерального бюджета после их передачи муниципальному образованию не изменился – оно должно было при расходовании средств субсидий принять меры к соблюдению Перечня № 336.
Доводам Администрации о неправомерном включении в пункты №№ 2, 3 представления части оборудования из Перечня № 336, который на момент вынесения представления не действовал, а новый Перечень № 465 улучшал положение заявителя, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Так, суд отметил, что Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 465 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56982) утвержден новый Перечня средств обучения и воспитания. Указанный перечень введен в действие с 06.01.2020 взамен утратившего силу Перечня № 336.
Между тем, в ходе проверки установлено, что Департаментом недвижимости средства субсидии федерального бюджета были использованы в период действия Перечня №336, следовательно, в представлении правомерно указано на нарушение именно данного перечня.
Суд первой инстанции верно указал, что на момент вынесения представления перечень средств обучения и воспитания изменился, с целью информирования о выявленных нарушениях и недопущение их в будущем, УФК по Томской области вынесено представление об устранении причин и условий выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности, что имущество могло быть приобретено за наименьшие средства, как и нормативно не обоснована стоимость приобретенного оборудования, указанная в пунктах 2 и 3 Представления, подлежат отклонению.
Судом установлено, что в рамках выполнения задач и основных мероприятий Подпрограммы 1 Государственной программы № 79а в 2018-2019 г.г. включены мероприятия: приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО5 в г. Томске и приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске.
При определении размера предоставляемых из федерального бюджета средств субсидии учитывается не только расчетная стоимость строительства здания, но и стоимость оснащения здания общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания.
Таким образом, субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области предоставлялись на приобретение не только зданий, но и средств оснащения зданий общеобразовательных организаций.
Данный вывод соответствует разъяснениям Министерства образования РФ (письмо от 03.09.2021 № 09-1019), Министерства просвещения России (письмо от 10.11.2021 № ТВ-1987/09) из которых следует, что в объеме субсидии на реализацию мероприятий федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование», учтена стоимость оснащения здания общеобразовательной организации немонтируемыми средствами обучения и воспитания в соответствии с нормативом стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания.
В связи с чем судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание показания свидетеля ФИО4 (председателя Комитета капитального строительства Департамент архитектуры и строительства Томской области), указавшего на обратное, так как нормативно не обоснованы и опровергаются представленными доказательствами.
Кроме того, в пунктах 2.2 муниципальных контрактов от 07.06.2018 и от 24.05.2019 указано, что источником финансирования являются средства муниципального, областного и федерального бюджетов без разделения по приобретаемым объектам (зданиям и их оборудованию). Департамент недвижимости приобрел школы и оборудование одним объектом, без выделения стоимости здания и оборудования и источников их финансирования (субсидии из федерального и областного бюджетов, средства бюджета города Томска), что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями. В связи с чем, указанные в оспариваемом представлении суммы были рассчитаны исходя из соотношения средств трех бюджетов, установленного Соглашениями о предоставлении субсидий.
Так, по школе на ул. ФИО5, 6 общий объем бюджетных ассигнований составил 1 084 861 762 руб., из них: 464 925 700 руб. - средства субсидии из федерального бюджета, 42,85 % от общего объема ассигнований; 618 851 200 руб. - 20 средства субсидии из бюджета Томской области, 57.05% от общего объема ассигнований; 1 084 862 руб. - средства бюджета <...>% от общего объема ассигнований.
В соответствии с указанным процентным соотношением в ходе проверки установлено, что по муниципальному контракту от 07.06.2018 заявителем приобретено оборудование, не входящее в Перечень № 336, на сумму 741 150,62 руб., в том числе средства федерального бюджета 317 583,04 руб. (42,85 % от общей суммы).
По школе на ул. П. Федоровского, 4 общий объем бюджетных ассигнований составил 1 082 491 191.19 руб., из них: 426 043 400 руб. - средства субсидии из федерального бюджета, 39,36% от общего объема ассигнований; 655 365 300 руб. - средства субсидии из бюджета Томской области, 60,54% от общего объема ассигнований; 1 082 491 руб. 19 коп. - средства бюджета <...> % от общего объема ассигнований.
В соответствии с указанным процентным соотношением в ходе проверки установлено, что по муниципальному контракту от 24.05.2019 заявителем приобретено оборудование, не входящее в Перечень № 336, на сумму 684 566,46 руб., в том числе средств федерального бюджета 269 445,36 руб. (39,36% от общей суммы). Стоимость оборудования получена из составленных Департаментом недвижимости актов о приеме-передаче нефинансовых активом №№ 10, 11 от 19.07.2018 и от 21.06.2019.
Кроме того, оспариваемое представление не содержит в себе бюджетных мер принуждения, требования о возврате (изыскании) данных денежных средств с заявителя, в связи с чем указанные в представлении суммы носят справочный характер, определяющим при установлении нарушений и направления оспариваемого представления явились сами факты приобретения среди прочего оборудования и инвентаря, отсутствующего в Перечне № 336.
Таким образом, суд первой инстанции признал правомерными выводы УФК по Томской области относительно неправомерного использования средств субсидий федерального бюджета.
Судом установлено, что письмом от 19.02.2020 № 1868 Департамент недвижимости сообщил УФК по Томской области об исполнении представления, из содержания письма и приложенного к нему приказа Департамента недвижимости от 12.02.2021 «О принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3 представления Управления Федерального казначейства по Томской области от 26.01.2021 №65-23-14/240» установлено, что указанные в представлении нарушения были устранены.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что пределы проверки ограничены использованием субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в связи с чем посчитал необоснованными в оспариваемом представлении выводы относительно неправомерного использования Департаментом недвижимости средств субсидии областного бюджета и средств местного бюджета; в данной части выводы суда сторонами не оспорены.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию, изложенную заявителем в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы Департамента недвижимости и Администрации г. Томска, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Департамент недвижимости освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 27.04.2022 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-1145/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
ФИО1