ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-5085/19 от 31.08.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                  Дело № А03-11054/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2020 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Марченко Н.В.,

судей

Сластиной Е.С.,

Ярцева Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В. с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Бийска» (№ 07АП-5085/2019 (2) на решение от 22.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-11054/2018 (судья Сосин Е.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» (г. Бийск, ОГРН 1022200568477, ИНН 2227007734) к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства администрации города Бийска» (г. Бийск, ОГРН 1022200570611, ИНН 2226021060) о внесении изменений в муниципальные контракты и о взыскании 2 122 599 руб.

В судебном заседании участвуют представители:

от истца: Рожнев А.В. по доверенности от 17.02.2020.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» (далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства администрации города Бийска» (далее –Учреждение) о взыскании 10 612 995 руб. неосновательного обогащения.

Кроме того, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Учреждению о внесении изменений в муниципальные контракты № 02 от 26.08.2015 и № 16 от 25.11.2014.

Определением от 11.09.2018 иск принят к рассмотрению, делу присвоен номер А03-14782/2018.

Определением от 12.11.2018 объединены в одно производство дело № А03-11054/2018 с делом № А03-14782/2018, с присвоением объединенному делу единого номера А03-11054/2018.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2019 в удовлетворении иска отказано; с общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» в доход федерального бюджета РФ взыскано 51 113 руб. государственной пошлины

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2019 по делу № А03-11054/2018 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2019 решение от 09.04.2019 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.07.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-11054/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении указал суду первой инстанции на необходимость дать оценку доводам сторон, представленным доказательствам в их взаимосвязи и совокупности в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из правового интереса истца и юридической квалификации правоотношения определить подлежащие применению нормы права при разрешении спора, установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом того, что спорные контракты заключены в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года» и контрактами предусмотрена возможность возникновения несоответствия в результате исполнения фактической площади каждого жилого помещения над площадью аварийного помещения, указанной в Техническом задании; применить толкование условий контрактов в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации; установить причины, послужившие основанием для увеличения площади жилых помещений и заключения дополнительных соглашений к спорным контрактам, наличие или отсутствие согласования заказчиком превышения фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании; проверить добросовестность сторон, и на основании установленных обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.

При новом рассмотрении судом, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» Бахарев Андрей Викторович, поскольку определением Арбитражного суда Алтайского края от 25.06.2019 по делу № А03-8440/2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» введена процедура наблюдения.

В связи с тем, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.02.2020 по делу № А03-8440/2018 истец был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» Бахарев Андрей Викторович исключен из числа лиц, участвующих в деле.

При новом рассмотрении дела истец неоднократно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнял исковые требования и, в конечном итоге, просил:

1.внести изменения в муниципальный контракт № 16 от 25.11.2014, заключенный между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства администрации города Бийска» и обществом с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон имени Вениамина Моисеевича Мозырского», а именно:

2.пункт 3.1 изложить в новой редакции: «Цена настоящего Контракта составляет 172 863 361,50 (Сто семьдесят два миллиона восемьсот шестьдесят три тысячи триста шестьдесят один) рубль 50 копеек, без учета НДС, из них:

- превышение фактической площади жилых помещений составляет 9 992 119,50 (девять миллионов девятьсот девяносто две тысячи сто девятнадцать рублей) 50 копеек, без учета НДС, исходя из стоимости одного квадратного метра - 30 585,00 (тридцать тысяч пятьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек.

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона 44-ФЗ.

Цена Контракта рассчитана исходя из цены 30 585,00 рублей за 1 квадратный метр фактической площади каждого жилого помещения, но не менее площади, указанной в Техническом задании. При этом общая площадь жилых помещений, указанная в Техническом задании, является расчетной для определения цены Контракта исходя из фактической площади каждого жилого помещения. Превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании, согласовывается с Заказчиком и является основанием изменения цены Контракта и дополнительно оплачивается за счет средств бюджета города с рассрочкой на 5 (пять) лет. Цена Контракта включает в себя:

- стоимость жилых помещений;

- расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности застройщика на жилые помещения и обеспечением государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения;

- уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы по оформлению всей необходимой документации;

- по содержанию жилых помещений, в том числе охраны, до момента регистрации права собственности на жилые помещения граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

- иные расходы застройщика, связанные с исполнением Контракта.».

Статью 3 дополнить пунктом 3.7 и изложить его в следующей редакции: «Превышение фактической площади жилых помещений составляет 9 992 119,50 (девять миллионов девятьсот девяносто две тысячи сто девятнадцать рублей) 50 копеек, без учета НДС и оплачивается из бюджета города в следующем порядке с разбивкой по годам:

в 2019г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2020г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2021г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2022г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2023г. платеж составит 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек. Ипотека в пользу Застройщика не возникает».

Пункт 5.2 изложить в новой редакции: «В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Застройщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается настоящим контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается настоящим контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и составляет 864 316,81 (Восемьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестнадцать) руб. 81 коп., составляющей 0,5 % от цены контракта.».

Пункт 5.3. изложить в новой редакции: «В случае просрочки исполнения Застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Застройщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Застройщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 0,1% от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Застройщиком.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения Застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и составляет 864 316,81 (Восемьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестнадцать) руб. 81 коп., составляющей 0,5 % от цены контракта.».

Пункт 8.2. изложить в новой редакции: «Контракт подписывается Сторонами и вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.12.2023 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами всех принятых на себя обязательств.».

2. Взыскать с муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Бийска» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» 1 998 423 руб. 90 коп. долга по муниципальному контракту № 16 от 25.11.2014.

3. Внести изменения в муниципальный контракт № 02 от 26.08.2015, заключенный между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства администрации города Бийска» и обществом с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского», а именно:

Пункт 4.1. изложить в новой редакции: «Цена настоящего Контракта составляет 39 775 792,50 (Тридцать девять миллионов семьсот семьдесят пять тысяч семьсот девяносто два) рубля 50 копеек, без учета НДС, из них:

- превышение фактической площади жилых помещений составляет 620 875,5 (шестьсот двадцать тысяч восемьсот семьдесят пять рублей) 50 копеек, без учета НДС, исходя из стоимости одного квадратного метра - 30 585,00 (тридцать тысяч пятьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек.

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона 44-ФЗ.

Цена Контракта рассчитана исходя из цены 30 585,00 рублей за 1 квадратный метр фактической площади каждого жилого помещения, но не менее площади, указанной в Техническом задании. При этом общая площадь жилых помещений, указанная в Техническом задании, является расчетной для определения цены Контракта исходя из фактической площади каждого жилого помещения. Превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании, согласовывается с Заказчиком и является основанием изменения цены Контракта и дополнительно оплачивается за счет средств бюджета города с рассрочкой на 5 (пять) лет.

Цена Контракта включает в себя:

- стоимость жилых помещений;

- расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности застройщика на жилые помещения и обеспечением государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения;

- уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы по оформлению всей необходимой документации;

- по содержанию жилых помещений, в том числе охраны, до момента регистрации права собственности на жилые помещения граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

- иные расходы застройщика, связанные с исполнением Контракта.»

Статью 4 дополнить пунктом 4.7 и изложить его в следующей редакции: «Превышение фактической площади жилых помещений составляет 620 875,5 (шестьсот двадцать тысяч восемьсот семьдесят пять рублей) 50 копеек, без учета НДС и оплачивается из бюджета города в следующем порядке с разбивкой по годам:

в 2019 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей10 копеек;

в 2020 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек;

в 2021 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек;

в 2022 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек;

в 2023 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек. Ипотека в пользу Застройщика не возникает».

Пункт 6.5. изложить в новой редакции: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, начисляется штраф. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, в размере 5% от цены Контракта и составляет 1 988 789,62 (Один миллион девятьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят девять) руб. 62 коп.».

Пункт 6.8. изложить в новой редакции: «За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, в размер, и 795 515,85 (Семьсот девяносто пять тысяч пятьсот пятнадцать) руб. 85 коп., 2 % от цены Контракта».

Пункт 8.2. изложить в новой редакции: «Контракт подписывается Сторонами и вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.12.2023 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами всех принятых на себя обязательств.».

4. Взыскать с муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Бийска» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» 124 175 руб. 10 коп. долга по муниципальному контракту № 02 от 26.08.2015.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.06.2020 внесены изменения в контракт № 16 от 25.11.2014, заключенный между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства администрации города Бийска» и обществом с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон имени Вениамина Моисеевича Мозырского», а именно:

Пункт 3.1 изложен в новой редакции: «Цена настоящего Контракта составляет 172 863 361,50 (Сто семьдесят два миллиона восемьсот шестьдесят три тысячи триста шестьдесят один) рубль 50 копеек, без учета НДС, из них: - превышение фактической площади жилых помещений составляет 9 992 119,50 (девять миллионов девятьсот девяносто две тысячи сто девятнадцать рублей) 50 копеек, без учета НДС, исходя из стоимости одного квадратного метра - 30 585,00 (тридцать тысяч пятьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек.

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона 44-ФЗ.

Цена Контракта рассчитана исходя из цены 30 585,00 рублей за 1 квадратный метр фактической площади каждого жилого помещения, но не менее площади, указанной в Техническом задании. При этом общая площадь жилых помещений, указанная в Техническом задании, является расчетной для определения цены Контракта исходя из фактической площади каждого жилого помещения. Превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании, согласовывается с Заказчиком и является основанием изменения цены Контракта и дополнительно оплачивается за счет средств бюджета города с рассрочкой на 5 (пять) лет. Цена Контракта включает в себя:

- стоимость жилых помещений;

- расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности застройщика на жилые помещения и обеспечением государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения;

- уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы по оформлению всей необходимой документации; - по содержанию жилых помещений, в том числе охраны, до момента регистрации права собственности на жилые помещения граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

- иные расходы застройщика, связанные с исполнением Контракта.». Статью 3 дополнить пунктом 3.7 и изложить его в следующей редакции: «Превышение фактической площади жилых помещений составляет 9 992 119,50 (девять миллионов девятьсот девяносто две тысячи сто девятнадцать рублей) 50 копеек, без учета НДС и оплачивается из бюджета города в следующем порядке с разбивкой по годам:

в 2019г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек; в 2020г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2021г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2022г. платеж составляет 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек;

в 2023г. платеж составит 1 998 423, 90 (один миллион девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 90 копеек. Ипотека в пользу Застройщика не возникает».

Пункт 5.2 изложен в новой редакции: «В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Застройщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается настоящим контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается настоящим контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и составляет 864 316,81 (Восемьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестнадцать) руб. 81 коп., составляющей 0,5 % от цены контракта.».

Пункт 5.3. изложить в новой редакции: «В случае просрочки исполнения Застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Застройщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Застройщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 0,1% от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Застройщиком.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения Застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и составляет 864 316,81 (Восемьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестнадцать) руб. 81 коп., составляющей 0,5 % от цены контракта.».

Пункт 8.2. изложен в новой редакции: «Контракт подписывается Сторонами и вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.12.2023 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами всех принятых на себя обязательств.».

2. Внесены изменения в муниципальный контракт № 02 от 26.08.2015, заключенный между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства администрации города Бийска» и обществом с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского», а именно:

Пункт 4.1. изложен в новой редакции: «Цена настоящего Контракта составляет 39 775 792,50 (Тридцать девять миллионов семьсот семьдесят пять тысяч семьсот девяносто два) рубля 50 копеек, без учета НДС, из них:

- превышение фактической площади жилых помещений составляет 620 875,5 (шестьсот двадцать тысяч восемьсот семьдесят пять рублей) 50 копеек, без учета НДС, исходя из стоимости одного квадратного метра - 30 585,00 (тридцать тысяч пятьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек.

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона 44-ФЗ.

Цена Контракта рассчитана исходя из цены 30 585,00 рублей за 1 квадратный метр фактической площади каждого жилого помещения, но не менее площади, указанной в Техническом задании. При этом общая площадь жилых помещений, указанная в Техническом задании, является расчетной для определения цены Контракта исходя из фактической площади каждого жилого помещения. Превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании, согласовывается с Заказчиком и является основанием изменения цены Контракта и дополнительно оплачивается за счет средств бюджета города с рассрочкой на 5 (пять) лет. Цена Контракта включает в себя:

- стоимость жилых помещений;

- расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности застройщика на жилые помещения и обеспечением государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения; - уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы по оформлению всей необходимой документации;

- по содержанию жилых помещений, в том числе охраны, до момента регистрации права собственности на жилые помещения граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

- иные расходы застройщика, связанные с исполнением Контракта.».

Статья 4 дополнена пунктом 4.7 и изложена в следующей редакции: «Превышение фактической площади жилых помещений составляет 620 875,5 (шестьсот двадцать тысяч восемьсот семьдесят пять рублей) 50 копеек, без учета НДС и оплачивается из бюджета города в следующем порядке с разбивкой по годам:

в 2019 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей10 копеек;

в 2020 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек;

в 2021 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек;

в 2022 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек;

в 2023 платеж составляет 124 175,10 (сто двадцать четыре тысячи сто семьдесят пять) рублей 10 копеек. Ипотека в пользу Застройщика не возникает».

Пункт 6.5. изложен в новой редакции: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, начисляется штраф. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, в размере 5% от цены Контракта и составляет 1 988 789,62 (Один миллион девятьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят девять) руб. 62 коп.».

Пункт 6.8. изложен в новой редакции: «За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, в размер, и 795 515,85 (Семьсот девяносто пять тысяч пятьсот пятнадцать) руб. 85 коп., 2 % от цены Контракта».

Пункт 8.2. изложен в новой редакции: «Контракт подписывается Сторонами и вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.12.2023 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами всех принятых на себя обязательств.».

С муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Бийска» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени Вениамина Моисеевича Мозырского» взыскано 1 998 423 руб. 90 коп. долга по муниципальному контракту № 16 от 25.11.2014 и 124 175 руб. 10 коп. долга по муниципальному контракту № 02 от 26.08.2015.

Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы со ссылкой на пункт б части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, заявитель указывает, что только по инициативе заказчика и только заказчик может вносить предложения исполнителю, поставщику по муниципальному контракту об увеличении цены контракта на 10%. У исполнителя такого права нет; арбитражный суд не вправе подменять стороны контракта и принимать решения об изменении цены контракта в пределах 10%.

Апеллянт считает, что материалы дела не содержат доказательств того, что увеличение площадей жилых помещений произошло по предложению заказчика; оплата по спорным контрактам произведена в полном объеме, оснований для изменения цены контракта не имеется.

Общество в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения по доводам жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.

В суде апелляционной инстанции представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать по изложенным в отзыве основаниям, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явился.

В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Учреждения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации Алтайского края от 26 марта 2013 года № 178 утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы (далее – программа), основными задачами которой являлись: ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года; строительство и приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, включая малоэтажные, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Участниками программы являлись муниципальные образования, выполнившие условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В число участников программы вошел и г. Бийск.

Постановлением Администрации города Бийска от 18.04.2013 № 1165 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Бийска» на 2013 - 2017 годы» (далее - муниципальная программа), целью которой являлась организация переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Бийска.

Одним из направлений реализации мероприятий муниципальной программы являлась организация приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда.

Финансирование муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Бийск, бюджета Алтайского края и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

25.11.2014, в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 83/14/АЭФ от 31.10.2014, между Учреждением (Заказчик) и Обществом (Застройщик, Исполнитель) заключен муниципальный контракт № 16 (далее – контракт № 16).

Согласно пункту 1.1 контракта № 16 предметом контракта является приобретение у застройщиков жилых помещений для предоставления переселяемым гражданам из аварийного жилищного фонда города Бийска, в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

В соответствии с пунктом 1.2 контракта № 16 Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: г.Бийск, ул. Митрофанова, стр. № 4 – (перечень жилых домов с указанием индивидуальных характеристик каждого жилого помещения: адреса дома, этаж, номер квартиры, площадь квартиры, общая площадь жилого помещения определен в Приложении № 1) и передать жилые помещения в муниципальную собственность, а Заказчик обязуется уплатить обусловленную контрактом цену. При приобретении в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирном доме переходит доля в общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2.2 контракта № 16 жилые помещения должны соответствовать требованиям настоящего контракта, действующим строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 контракта № 16, цена настоящего контракта составляет 162 871 242 руб. 00 коп., с учетом НДС, исходя из стоимости одного квадратного метра - 30 585 руб. 00 коп.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона 44-ФЗ.

Цена Контракта рассчитана исходя из цены 30 585 руб. за I квадратный метр фактической площади каждого жилого помещения, но не менее площади, указанной в Техническом задании. При этом общая площадь жилых помещений, указанная в Техническом задании, является расчетной для определения цены Контракта исходя из фактической площади каждого жилого помещения. Превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании, согласовывается с заказчиком и является основанием изменения цены контракта и дополнительно оплачивается за счет средств бюджета города с рассрочкой на 5 лет.

Цена контракта включает в себя:

- стоимость жилых помещений;

- расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности застройщика на жилые помещения и обеспечением государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения;

- уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы по оформлению всей необходимой документации; - по содержанию жилых помещении, в том числе охраны, до момента регистрации права собственности на жилые помещения граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

- иные расходы застройщика, связанные с исполнением контракта.

Стоимость жилых помещений является окончательной и пересмотру не подлежит. Заказчик по согласованию с Застройщиком в ходе исполнения настоящего контракта вправе увеличить предусмотренный контрактом объем выполняемых работ не более чем на десять процентов или уменьшить предусмотренный Контрактом объем выполняемых работ не более чем на десять процентов. При этом допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены работы (п.п. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ).

Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктом 8.2 контракта № 16 контракт подписывается сторонами и вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.12.2015 года, но в любом случае до полного исполнения сторонами всех принятых на себя обязательств.

Кроме того, 26.08.2015, в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», на основании подведения итогов электронного аукциона № 88/15/АЭФ от 11.08.2015, между Учреждением (Заказчик) и Обществом (Застройщик, Исполнитель) заключен муниципальный контракт № 02 (далее – контракт № 02).

Согласно пункту 1.1 контракта № 02 предметом контракта является приобретение у застройщиков жилых помещений для предоставления переселяемым гражданам из аварийного жилищного фонда города Бийска, в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

В соответствии с пунктом 1.2 контракта № 02 Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: г.Бийск, в 40 м. западнее жилого дома № 30 по ул. Зеленый клин. Жилой дом № 1 по ГП. (ул. Митрофанова, стр. 4) – (перечень жилых домов с указанием индивидуальных характеристик каждого жилого помещения: адреса дома, этаж, номер квартиры, площадь квартиры, общая площадь жилого помещения определен в Приложении № 1) и передать жилые помещения в муниципальную собственность, а Заказчик обязуется уплатить обусловленную контрактом цену. При приобретении в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирном доме переходит доля в общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

Согласно пункту 3.2 контракта № 02 жилые помещения должны соответствовать требованиям настоящего контракта, действующим строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.4, 4.5 контракта № 02, цена настоящего контракта составляет 39 154 917 руб. 00 коп., с учетом НДС, исходя из стоимости одного квадратного метра - 30 585 руб. 00 коп.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона 44-ФЗ.

Цена Контракта рассчитана исходя из цены 30 585 руб. за I квадратный метр фактической площади каждого жилого помещения, но не менее площади, указанной в Техническом задании. При этом общая площадь жилых помещений, указанная в Техническом задании, является расчетной для определения цены Контракта исходя из фактической площади каждого жилого помещения. Превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в Техническом задании, согласовывается с заказчиком и является основанием изменения цены контракта и дополнительно оплачивается за счет средств бюджета города с рассрочкой на 5 лет.

Цена контракта включает в себя:

- стоимость жилых помещений;

- расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности застройщика на жилые помещения и обеспечением государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения;

- уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы по оформлению всей необходимой документации; - по содержанию жилых помещении, в том числе охраны, до момента регистрации права собственности на жилые помещения граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

- иные расходы застройщика, связанные с исполнением контракта.

Стоимость жилых помещений является окончательной и пересмотру не подлежит.

Заказчик по согласованию с Застройщиком в ходе исполнения настоящего контракта вправе увеличить предусмотренный контрактом объем выполняемых работ не более чем на десять процентов или уменьшить предусмотренный Контрактом объем выполняемых работ не более чем на десять процентов. При этом допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены работы (п.п. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ).

Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктом 8.2 контракта № 02 контракт подписывается сторонами и вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.10.2016 года.

При подписания контракта № 16 в приложении № 1 к нему стороны согласовали общую площадь помещений в размере 5 325,2 кв.м.

Дополнительным соглашением № 02 от 23.12.2015 к контракту № 16 стороны согласовали приложение № 1 к контракту № 16 в новой редакции, в которой было изменено значение общей площади на 5 651,9 кв.м.

По акту приема-передачи жилых помещений от 23.12.2015 ответчику было передано 5651,9 кв.м., с оговоркой о том, что расчеты между сторонами производятся исходя из стоимости квадратного метра в размере 30 585 руб. 00 коп.

При подписания контракта № 02 в приложении № 1 к нему стороны согласовали общую площадь помещений в размере 1 280,20 кв.м.

Дополнительным соглашением № 1 от 25.07.2016 к контракту № 02 стороны согласовали приложение №1 к муниципальному контракту в новой редакции, в которой было изменено значение общей площади на 1300,5 кв.м.

По акту приема-передачи жилых помещений от 25.07.2016 ответчику было передано 1300,5 кв.м., с оговоркой о том, что расчеты между сторонами производятся исходя из стоимости квадратного метра в размере 30 585 руб. 00 коп.

Указывая на фактическую площадь переданных ответчику помещений и ссылаясь на пункт 3.1 контракта № 16 и на пункт 4.1 контракта № 02, истец предложил ответчику заключить дополнительные соглашения об увеличении цены контрактов (т. 1 л.д. 32, 33, 55, 56).

Ответчик, ссылаясь на то, что цены, указанные в контрактах, совпадают с ценами, указанными в соответствующих актах, предложения истца об изменений условий контрактов отклонил (т. 1 л.д. 34, 58).

Претензиями от 03.05.2018 (т. 1 л.д. 57, 59) истец предложил ответчику оплатить задолженность по контрактам, исчисленную исходя из количества фактически переданных квадратных метров площади, отказ  в удовлетворении которых послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями контрактов, статьями 450, 526, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1 и 2 статьи 34, 95  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), пунктом 5.2., сводом правил «Здания жилые многоквартирные» СП 54.13330.2011, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 778 и 14 введенного в действие с 20 мая 2011, исходил из того, что контрактами предусмотрена возможность превышение фактической площади каждого жилого помещения над площадью, указанной в техническом задании, которое согласовывается с Заказчиком и является основанием изменения цены Контракта и подлежит оплате. Возможность изменения цены контракта предусмотрена и документацией об аукционах, по результатам которых были заключены спорные контракты.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (статья 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Правоотношения сторон вытекают из государственного контракта на выполнение подрядных работ, правовое регулирование которых предусмотрено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В соответствии с указанным Законом органы местного самоуправления могут вступать в договорные отношения только посредством заключения муниципального контракта.

По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 указанной статьи установлено: при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Ссылка апеллянта на то, что только по инициативе заказчика и только заказчик может вносить предложения исполнителю, поставщику по муниципальному контракту об увеличении цены контракта на 10%, признается судом апелляционной инстанцией несостоятельной на основании следующего.

Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

Из материалов дела следует, что увеличение цен по контрактам не превысило 10 % от их цены.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

В пункте 12 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что специфика отношений, складывающихся в сфере строительства, в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с положениями Закона о контрактной системе. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

По смыслу приведенных норм в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, обстоятельства настоящего дела свидетельствуют об обратном. Стороны путем заключения дополнительных соглашений №2 к муниципальным контрактам предусмотрели изменение его условий в части значения общей площади передаваемой по контрактам, которая по расчету истца была увеличена в пределах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом изменение цены контракта так же следует из товарной накладной № 4800 от 29.12.2015, согласно которой ответчик принял увеличенное количество квадратных метров на сумму 172 863 361 руб. 50 коп. определенную исходя из фактической площади переданных помещений.

Апелляционный суд учитывает сложившиеся между сторонами спора отношения, в частности наличие иных аналогичных контрактов, в том числе №20 от 29.09.2015, в котором также были произведены изменения в контракт по повышению цены контракта исходя из фактической площади жилого помещения.

Судом первой инстанции обоснованно указанно, что жилые помещения должны соответствовать требованиям настоящего контракта, действующим строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Спорные контракты заключены в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года» и изначально предусматривали возможность возникновения несоответствия в результате исполнения фактической площади каждого жилого помещения над площадью аварийного помещения, указанной в Техническом задании, что является основанием изменения цены контракта.

Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Всем доводам и возражениям суд первой инстанции дал надлежащую, объективную и квалифицированную оценку, и вынес законный и обоснованный судебный акт, в силу чего апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение от 22.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-11054/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Бийска» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий 

Н.В. Марченко

Судьи

Е.С. Сластина

Д.Г. Ярцев