улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело №А45-42267/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Павлюк Т.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (№ 07АП-5261/2020 (1,2)) на решение от 01.06.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-42267/2019 (судья Рубекина И.А.), по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, г. Новосибирск к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, с. Болтово о взыскании 4 834 500 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО4, доверенность от 28.10.2019,
от ответчика: ФИО5, доверенность от 16.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – истец, Минсельхоз НСО) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании денежных средств гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 4 834 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2020 заявленные требования удовлетворены частично, с индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 в пользу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области взыскано сумма гранта в размере 783 795 рублей, в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство сельского хозяйства Новосибирской области и индивидуальный предприниматель ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят определение суда первой инстанции отменить в соответствующих частях, принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы Министерство сельского хозяйства Новосибирской области ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывает на наличие оснований для взыскания суммы гранта в заявленном размере.
Апелляционная жалоба ИП ФИО3 мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о нецелевом расходовании средств гранта и взыскании с ответчика суммы в размере 783 795 рублей. Просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований истцом.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Новосибирской области, индивидуальный предприниматель указывает на необоснованность заявленных требований истцом.
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области в возражениях на апелляционную жалобу ИП ФИО3 указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя, считает обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва и возражения на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела и установлено судом, что между министерством сельского хозяйства Новосибирской области и крестьянским (фермерским) хозяйством «Лорд» в лице ФИО3 заключено соглашение (договор) о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (поддержка развития семейных животноводческих ферм) от 31.07.2017 № 17/6 (далее - соглашение).
Предметом соглашения является предоставление субъекту государственной поддержки из областного бюджета в 2017 году / 2018-2019 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» по направлению - поддержка развития семейных животноводческих ферм в размере 4 834 500 рублей (раздел I соглашения).
Субсидия перечислена ответчику платежным поручением № 162827 от 25.08.2017 - 4 834 500 руб.
На основании приказа министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 24.10.2018 № 173 «Об утверждении графика контрольных мероприятий на 4 квартал 2018 года» министерством проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП ФИО2 ФИО3
В соответствии с актом по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 от 14.12.2018. министерством установлено нецелевое использование денежных средств гранта, предоставленных на основании соглашения в размере 4834500 рублей.
Министерством сельского хозяйства Новосибирской области ответчику были направлены уведомления о возврате бюджетных средств от 30.05.2019 № 2090-13/23, от 03.10.2019 № 3455-13/23.
Неисполнение предпринимателем требования министерства о возврате полученных денежных средств в добровольном порядке явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из несостоятельности довода истца о нецелевом использовании всей суммы полученного предпринимателем гранта.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 28 БК РФ Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ к основаниям для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии относится, в том числе нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Предоставление субсидии осуществлялось министерством в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 23.03.2009 № 121-па «Об установлении направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области», Положением о порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области и Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, установленными постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п (далее - Порядок).
Согласно п. 3.1.1 соглашения субсидия предоставляется на цели, указанные в раздел I соглашения.
ФИО2 КФХ в соответствии с п. 4.3.7 соглашения обязуется использовать субсидию в соответствии с планом затрат.
По условиям соглашения (п. 4.3 соглашения) КФХ обязуется в том числе:
4.3.2. Обеспечивать достижение Показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего Соглашения;
4.3.3. Представлять в Министерство:
4.3.3.1. Отчет о достижении Показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5.1 настоящего Соглашения в отдел развития малых форм хозяйствования в АПК не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.
4.3.3.2. Отчет о целевом использовании средств из областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета по направлению поддержка развития семейных животноводческих ферм, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению.
4.3.5. В случае получения от Министерства уведомления о возврате полученных денежных средств и (или) уведомления о выплате штрафа в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего Соглашения:
4.3.5.1. Возвращать в областной бюджет Новосибирской области Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанных уведомлениях.
4.3.6. Обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии с настоящим Соглашением.
4.3.7. Использовать Субсидию в соответствии с планом затрат.
4.3.8. Подтвердить наличие средств в размере не менее 40% затрат, направляемых на достижение целей предоставления Субсидии в соответствии с планом затрат.
4.3.10. Вести отчетность по использованию Субсидии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.3.11. Вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет Субсидии.
4.3.12. Использовать Субсидию в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, открытый в органах Федерального казначейства.
4.3.13. Обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом затрат.
Период использования средств субсидии согласно п. 4.3.12 соглашения составляет 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, открытый в органах Федерального казначейства (т.е. до 25.08.2019).
Из положений пунктов 20, 21.3 Порядка следует, что использование субсидии не по целевому назначению и (или) с нарушением условий, установленных при их предоставлении, является основанием для направления получателю субсидии требования о его возврате. В случае невыполнения в указанный срок получателем гранта требования о его возврате, органы, осуществляющие финансовый контроль, обеспечивают возврат предоставленных денежных средств в судебном порядке (пункт 21.3.3 Порядка).
Пунктом 4.5 соглашения Субъект государственной поддержки выражает согласие на осуществление главным распорядителем средств областного бюджета, предоставившим Субсидию (т.е. министерством), и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.
Согласно 4.1.6 соглашения министерство обязуется осуществлять контроль соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидий Субъектом государственной поддержки.
Из материалов дела следует, что в соответствии с планом затрат ответчик обязан был реализовать сумму субсидии в размере 4 834 500 руб. Из них:
- на строительство, реконструкцию или модернизацию ферм, в том числе строительство коровника и доильно-молочного блока, помещения телятника для выращивания ремонтных телок - 3 394 500,0 руб.;
- на покупку сельскохозяйственных животных, в том числе нетели в количестве 20 голов - 1 440 000 руб.
Согласно отчету о целевом использовании средств из областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета по направлению «Поддержка развития семейных животноводческих ферм» по состоянию на 20.12.2017, выделенные средства были израсходованы в полном объеме в сумме 4 834 500 руб., по следующим направлениям:
- строительство, реконструкция или модернизация ферм, в том числе строительство коровника и доильно-молочного блока, помещения телятника для выращивания ремонтных телок - 3 394 500,0 руб.;
- приобретение сельскохозяйственных животных на сумму 1 440 000 руб., в том числе: нетели в количестве 30 голов - 1 116 000 руб.; бычки на откорме в количестве 18 голов - 324 000 руб.
Как следует из акта выездной проверки министерством установлено использование средств гранта не в соответствии с планом затрат (оплата дизельного топлива летнего и бензина АИ-80 - 363795 руб., приобретение с с/х животных на сумму 1 860 000 руб. которая превышает выделенные средства (1 440 000 руб.) на 420 000 руб.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам, что сумму гранта в размере 783 795 рублей (оплата дизельного топлива летнего и бензина АИ-80 - 363 795 руб., приобретение с с/х животных на сумму на превышающую 1 440 000 руб., а именно 420 000 руб.) нельзя признать реализованной в соответствии с Планом расходов.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, затраты, произведенные в соответствии с планом расходов, составляют 4 050 705 рублей, соответственно, возврату подлежит сумма гранта в размере 783 795 рублей.
В связи с вышеизложенным, апелляционным судом признается несостоятельным довод предпринимателя о том, что суд первой инстанции неправомерно установил факт нецелевого характера использования средств гранта в размере 783 795 рублей.
Иные доводы ответчика были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана основанная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Довод истца о неправомерности отказа в удовлетворении заявленных требований о возврате суммы гранта в полном объеме, в связи с несоблюдением ответчиком условий Соглашения, апелляционным судом отклоняется, исходя из следующего.
Обращаясь с иском, Министерство сослалось на нарушение предпринимателем условий соглашения, а именно пунктов 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.13.
Исходя из изложенного, условие о возврате субсидии в случае нарушения ее получателем условий предоставления субсидии по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия с лицом, предоставившем субсидию, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.
Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт нецелевого использования субсидии истцом не доказан, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств в полном объеме не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
В данном случае, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта в размере, превышающем 783 795 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01..06.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу
№А45-42267/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий К.Д. Логачев
Т.В. Павлюк
ФИО1