ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-5352/2021 от 07.07.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                            Дело № А45-1653/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.

            Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (№ 07АП-5352/21), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.05.2021 по делу № А45-1653/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск к Западно - Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2021 № 002062

           В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО4, представитель по доверенности от 01.02.20219, паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО5, представитель по доверенности от 08.10.2020, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (далее-заявитель, общество, ООО «СРТ») обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Западно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее-заинтересованное лицо, административный орган, Западно-Сибирское МУГАДН) о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2021 № 002062, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением суда от 11.05.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить решение в связи с отсутствием в действиях Общества события и состава правонарушения. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.

Административный орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 17.12.2020 в 07 час. 30 мин., по адресу: <...>, на основании приказа Западно-Сибирского МУГАДН №04/2 от 30.09.2020 «Об утверждении планового (рейдового) задания» главным государственным инспектором ФИО6 при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта проведён плановый (рейдовый) осмотр транспортного средства в процессе его эксплуатации.

Осмотрен автобус марки ГОЛА352911-0000011 государственный регистрационный знак <***>, под управлением водителя ФИО7.

В результате осмотра автобуса установлено, что на транспортном средстве осуществлялась перевозка пассажиров по межрегиональному регулярному маршруту: «г. Новосибирск - г. Белово» включающему в себя остановочный пункт «Вокзал «Новосибирск-Главный»» без карты маршрута регулярных перевозок.

Водителем ФИО7 была представлена карта маршрута регулярных перевозок серии МТРФ №013858. Карта оформлена на маршрут «г. Новосибирск - г. Белово», порядковый номер 625, регистрационный номер в реестре 54.42.013.

Результаты осмотра зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра транспортного средства (ТС) от 17.12.2020 с приложением фотоматериалов, фотографий карты серии МТРФ №013858, свидетельства о регистрации ТС, водительского удостоверения, путевого листа, билета, скриншота сведения с сайта ФБУ «Росавтотранс».

На основании указанного акта, приложенных к нему материалов составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2020 №002062 с указанием, что подъезд к остановочному пункту «Вокзал «НовосибирскГлавный», расположенному на улице ФИО8, 43а г. Новосибирска, осуществляется по улице Ленина.

В реестре маршрутов (межрегионального сообщения), размещенном в открытом доступе на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в сети «Интернет», содержатся сведения о маршруте №625 «г. Новосибирск - г. Белово», регистрационный номер в реестре 54.42.013. Согласно реестру, данный маршрут проходит по следующим улицам <...>

Улицы Ленина и ФИО8 по маршруту отсутствуют.

Аналогичные сведения о маршруте №625 «г. Новосибирск — г. Белово», регистрационный номер в реестре 54.42.013 размещены на официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru/documents/8/11093?type=8).

Исходя из указанного, административным органом сделан вывод о том, что предъявленная водителем ФИО7 карта маршрута регулярных перевозок серии МТРФ №01385 на маршрут «г. Новосибирск - г. Белово» не соответствует маршруту, по которому фактически осуществлялась перевозка пассажиров 17.12.2020 на автобусе ГОЛА352911-0000011 с государственным регистрационным знаком <***>.

11 января 2021 года временно исполняющим обязанности начальника отдела автотранспортного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Новосибирской области Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО9 было вынесено постановление № 002062 по делу об административном правонарушении , которым общество с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, нарушений порядка при производстве по делу об административном правонарушении не усмотрел, однако посчитал возможным на основании статьи 4.1. КоАП РФ снизить размер штрафа.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - в виде административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере законодательного регулирования порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса.

Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона №220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.

Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона №220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ).

Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ).

В силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и представлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Федерального закона №220-ФЗ).

Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута - это тот документ, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом, должны иметь в силу действующего законодательства.

Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ).

В карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения:

1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок;

2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок;

3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;

4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;

5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;

6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;

7) вид транспортного средства и класс транспортного средства;

8) экологические характеристики транспортного средства;

9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок;

10) характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 28 Федерального закона №220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 220-ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон №259-ФЗ).

В статье 2 Закона № 259-ФЗ даны следующие определения понятиям: - маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; - остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Как установлено материалами проверки, начальный остановочный пункт, а следовательно и маршрут регулярной перевозки по которому 17.12.2020 следовал автобус марки ГОЛА352911- 0000011 с государственным регистрационным знаком <***> не соответствовали маршруту №625 «г.Новосибирск -г.Белово», регистрационный номер в реестре маршрута 54.42.013, в связи с чем предъявленная водителем ФИО7 карта маршрута регулярных перевозок серия МТРФ №013858 не являлась документом, содержащим сведения о маршруте по которому фактически осуществлялась регулярная перевозка.

Таким образом, 17.12.2020 на автобусе марки ГОЛА352911-0000011 государственный регистрационный знак <***> осуществлялась регулярная перевозка пассажиров и багажа по маршруту: «г. Новосибирск - г. Белово» без карты маршрута регулярных перевозок, чем были нарушены ч.10 ст.4, ст.35, ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносились определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административных правонарушениях от ООО «СРТ» и от ООО «АВТОВОКЗАЛ-ГЛАВНЫЙ», ответ предоставлен в письменном виде от 30.12.2020 №763.

Обществом представлены копии путевого листа от 17.12.2020 №6807, выданного ООО «СРТ» на транспортное средство ГОЛА352911-0000011 государственный регистрационный знак <***>, маршрут следования - «Новосибирск - Белово»; расписания маршрута «АВ-Новосибирск - ЛенинскФИО10 - АВ г. Белово» (приложение №1 к свидетельству серия МТРФ №000971 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок), согласно которого остановочным пунктом в г.Новосибирске является - «АВ г. Новосибирск», регистрационный номер остановочного пункта - 54003.

Согласно Реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, размещенном на официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru/opendata/7705851331-stoppointsmzd) — под регистрационным номером 54003, зарегистрирован остановочный пункт «АВ г.Новосибирска», место нахождения: 630007 <...>.

Данные сведения указывают, что свидетельство серия МТРФ №000971 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано ООО «СРТ» на маршрут, отличный от того по которому 17.12.2020 на автобусе ГОЛА352911-0000011 государственный регистрационный знак <***> осуществлялась регулярная перевозка пассажиров и багажа;

ООО «АВТОВОКЗАЛ-ГЛАВНЫЙ» предоставлены следующие сведения: - о количестве проданных билетов на рейс по маршруту «ЖД Вокзал Новосибирск-Белово АВ», перевозчик ООО «СРТ», согласно которых проездные билеты на данный маршрут продавались каждый день, в запрашиваемый период, с 01.12.2020 по 25.12.2020, всего продано 157 билетов, что свидетельствует о том, что перевозки с данного начального остановочного пункта ООО «СРТ» осуществляло систематически; -заверенная копия первого и последнего листов Агентского договора от 01.01.2019 №18-2019 (межрегиональный маршрут), аналогичного представленному ООО «СРТ», заключенного между ООО «Автосервис» и ООО «СРТ», согласно которого ООО «Автосервис» заключает договора перевозки пассажиров и провоза багажа путем текущей и предварительной продажи билетов, багажных квитанций пассажирам на рейсы Перевозчика ООО «СРТ» по тарифам, установленным Перевозчиком, кроме того ООО «Автосервис» оказывает другие услуги ООО «СРТ» связанные с посадкой пассажиров в автобусы, сдачей багажа и оказанием услуг пассажирам, контролем выполнения расписания Перевозчиком. К Агентскому договору приложены расписания движения автобусов по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации «Новосибирск - Белово» с временем отправления от Ж/Д Вокзала, КДП - 07 час. 20 мин., 10 час. 25 мин. Расписания утверждены директором ООО «СРТ» .

Указанные документы и сведения, предоставленные ООО «СРТ» и ООО «АВТОВОКЗАЛ-ГЛАВНЫЙ» исключают возможность трактовки посадки пассажиров водителем ФИО7 17.12.2020 в автобус марки ГОЛА352911-0000011 государственный регистрационный знак <***>, принадлежащий ООО «СРТ» на остановочном пункте «ЖД Вокзал Новосибирск», расположенный по адресу: <...> как самовольной посадки, а напротив свидетельствует об осуществлении ООО «СРТ» посадки пассажиров, загрузке багажа и осуществления регулярных перевозок по маршруту, начинающемуся с данного остановочного пункта до г. Белово, при этом свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии МТРФ №000971 и выданная к нему карта маршрута не соответствует маршруту, по которому фактически 17.12.2020 осуществлялась регулярная перевозка пассажиров и багажа на автобусе ГОЛА352911-0000011 государственный регистрационный знак <***>.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

При этом судом первой инстанции проверены и обоснованно отклонены доводы об отсутствии состава правонарушения, изложенные заявлении и дополнениях в т.ч. со ссылкой на то, что начальный остановочный пункт АВ «г.Новосибирск» (регистрационный номер 54003) маршрута №625 «г.Новосибирск - г.Белово» исключён из Реестра остановочных пунктов (в связи с закрытием автовокзала на Красном проспекте, 4) - 14 апреля 2020 года, исходя из следующего.

Согласно части 7 статьи 32 Закона №220-ФЗ в случае исключения сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участники договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот остановочный пункт, вправе использовать для регулярных перевозок иной остановочный пункт на срок до шестидесяти дней, уведомив об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны разместить эти сведения в остановочных пунктах в целях информирования граждан.

Таким образом, максимально возможный срок, на который, в связи с исключением остановочного пункта АВ «г.Новосибирск» (регистрационный номер 54003) из Реестра остановочных пунктов, ООО «СРТ» имело право использовать иной остановочный пункт при осуществлении регулярных перевозок, составляло 60 дней с 14 апреля 2020 года. Данный срок истек 13.06.2020. Административное правонарушение, за которое ООО «СРТ» было привлечено к административной ответственности, было выявлено 17.12.2020, то есть по истечению ещё 187 дней со дня окончания 60 дневного срока, установленного Законом №220-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 32 Закона №220-ФЗ информация об исключении сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок размещается на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В течение десяти дней со дня размещения такой информации на указанном сайте юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межрегиональному маршрутурегулярных перевозок, в состав которого включен этот остановочный пункт, обязаны обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением в письменной форме об изменении данного маршрута.

На официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации 14 апреля 2020 года была размещена информация об исключении из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок остановочный пункт: - АВ «г. Новосибирск» (регистрационный номер 54003) (https://mintrans.gov.ru/documents/7/10540) .

Следовательно, в течение 10 дней с 14 апреля 2020 года ООО «СРТ» должно было обратиться с заявлением в письменной форме об изменении данного маршрута.

ООО «СРТ» указывает на изменение маршрута регулярных перевозок в связи с введением на территории Новосибирской области и в смежных регионах режима повышенной готовности и подачу 07 декабря 2020 года в порядке статьи 29.1 Закона №220-ФЗ соответствующего уведомления об изменении маршрута регулярных перевозок.

Между тем согласно статье 29.1 Закона №220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.

Остановочный пункт АВ «г. Новосибирск» (регистрационный номер 54003) исключен из реестра остановочных пунктов 14 апреля 2020 года, о чем размещена соответствующая информация Минтрансом России , а не ограничен для использования по причине принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем ссылка общества на статью 29.1 Закона №220-ФЗ и подача уведомления предусмотренного этой статьей не принимается и не может относиться к рассматриваемой ситуации. Указываемые обществом в настоящем случае причины в силу действующего законодательства не предоставляют права ООО «СРТ» самостоятельно изменять маршрут регулярных перевозок минуя установленную процедуру. Письмо ООО «Автовокзал-Главный от 17.03.2020 №139 также не подтверждает отсутствие события и состава правонарушения.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, все риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «СРТ» несет самостоятельно, поэтому по состоянию на 17.12.2020 (дату выявления административного правонарушения) ООО «СРТ» не имело право осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа без карты маршрута, которая должна была соответствовать фактическому маршруту регулярной перевозки.

Получил надлежащую оценку арбитражного суда доводы ООО «СРТ», что перевозки выполнялись по установленному и зарегистрированному в Реестре маршруту №625 «г.Новосибирск - г.Белово» (регистрационный номер в реестре 54.42.013), а не по иному маршруту.

В Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенный на официальном Интернет- ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru/documents/8/l 1147?type=8) включены маршруты: -«ОП «Вокзал «Новосибирск-Главный» - АВ г. Белово», порядковый номер маршрута 3622, регистрационный номер маршрута в реестре 54.42.036; - «АВ г. Новосибирск - АВ г. Белово», порядковый номер маршрута 625, регистрационный номер маршрута в реестре 54.42.013.

Согласно Онлайн-реестру остановочных пунктов, размещенного на Официальном Интернет-ресурсе Агентства автомобильного транспорта (https://220fz.rosavtotransport.ru/assets/stations) остановочный пункт «ОП «Вокзал «Новосибирск-Главный», расположен в <...> (ориентир - 10 м. от торгового павильона по адресу: ул. Дмитрия Шамшурина, д. 43/1, к.1 в сторону жилого дома по адресу: ул. Ленина, <...>), что соответствует месту, где было выявлено административное правонарушение 17.12.2020 (<...>) и остановочному пункту с которого 17.12.2020 ООО «СРТ» осуществляло перевозки пассажиров и багажа из г.Новосибирска в г.Белово.

Из указанных сведений следует, что маршрут регулярных перевозок, по которому ООО «СРТ» осуществляло 17.12.2020 перевозки должен иметь порядковый номер 3622, а не 625, на который перевозчик получил карту маршрута и указывает на её наличие как факт, свидетельствующий об отсутствие административного правонарушения.

Приказами Минтранса России от 10.11.2015 №№ 331 и 332 утверждены формы  бланков свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (приложение 1 к приказам), а также порядки заполнения бланков свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (приложение 2 к приказам).

Согласно п. 2 Приложения № 2 к Приказу Минтранса России от 10.11.2015 №332 "Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения":

В пункте 1 карты маршрута указываются: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок; порядковый номер маршрута регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок.

Порядковый номер маршрута регулярных перевозок присваивается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим данный маршрут.

Наименование муниципального, межмуниципального, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок указывается в виде наименований начального и конечного остановочных пунктов соответствующего маршрута.

Наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок (за исключением смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок) указывается в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный и конечный остановочные пункты по данному маршруту.

Из вышеуказанных норм следует, что указание в карте «наименование маршрута» - «г. Новосибирск - г. Белово» используется только в рамках вышеупомянутого Приказа Минтранса России от 10.11.2015 № 332 "Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения". Сам же маршрут следования определен в записи, которая осуществляется в реестре маршрутов, в связи с чем, предъявленная карта маршрута регулярных перевозок на маршрут № 625 регистрационный номер в реестре 54.42.013 «АВ г. Новосибирск - АВ г. Белово» не является картой маршрута, по которому ООО «СРТ» 17.12.2020 г. фактически осуществляло перевозку пассажиров и багажа.

Таким образом, данный маршрут регулярных перевозок должен иметь иной порядковый номер, присваиваемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим данный маршрут, нежели имеющийся № 625.

Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований закона в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Являясь профессиональным участником экономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой риск, должен знать требования действующего законодательства в сфере организации и осуществления регулярных перевозок и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства; в материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.

Специальными нормами закона установлены правила осуществления регулярных перевозок, согласно которых право на осуществление такой перевозки должно быть подтверждено надлежащей картой соответствующего маршрута регулярных перевозок; водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе карту маршрута регулярных перевозок.

Заявитель, достоверно зная об отсутствии у него таких документов, использовал автобус для осуществления регулярных перевозок пассажиров, хотя имел возможность не использовать автобус для таких перевозок без обязательной карты маршрута.

При этом отклоняя ссылку общества на 4 обращения в соответствующий орган за изменением карты маршрута, а также то, что большинство перевозчиков не привели в соответствие (не внесли изменения) в маршруты в связи с закрытием автовокзала на Красном пр.,4 ,процедура изменений длительна и сложна, суд правомерно указал, что поскольку указанные факты не являются обстоятельствами исключающими вину общества в совершении административного правонарушения, а названные обращения не являются обстоятельствами, дающими право использовать транспортное средство до изменения карты маршрута.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.

Апелляционный суд считает, что имеющиеся в материалах дела и полученные административным органом при рассмотрении обращений доказательства являются относимыми и допустимыми, в силу статей 67 - 68 АПК РФ последние нельзя признать ненадлежащими до тех пор, пока они не будут опровергнуты сведениями о фактах, имеющих значение для рассматриваемого спора.

Какие-либо доказательства использования административным органом доказательств по делу, полученных с нарушением действующего законодательства, не представлены.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что административным органом были превышены полномочия при проведении 17.12.2020 планового (рейдового) осмотра.

Согласно пункта 20 части 1 статьи 3 Закона №220-ФЗ, под картой маршрута понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту, поэтому провести проверку наличия карты маршрута без проверки, что эта карта выдана именно на тот маршрут, по которому осуществляется перевозка, невозможно.

При проведении планового (рейдового) осмотра транспортных средств, в целях проверки соответствия карты маршрута, предъявленной водителем, фактическому маршруту перевозки на который данная карта выдана, государственные транспортные инспектора используют сведения, размещенные на официальных Интернет-ресурсах Министерства транспорта Российской Федерации и Агентства автомобильного транспорта, что и было сделано 17.12.2020. Водитель ООО «СРТ» ФИО7 предъявил карту маршрута регулярных перевозок серии МТРФ №01385 на маршрут «г. Новосибирск - г. Белово», порядковый номер 625, регистрационный номер в реестре 54.42.013, что не соответствовало фактическому маршруту регулярной перевозки.

В результате проверки было выявлено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

При назначении обществу административного наказания суд первой инстанции в соответствии со статьями 4.1, 4.2 КоАП РФ учел характер совершенного административного правонарушения, степень вины нарушителя, трудное финансовое положение общества, снизил размер назначенного административного штрафа в 2 раза до 150 000 рублей.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления №10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Суд первой инстанции не установил исключительной ситуации, позволяющей признать рассматриваемое правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", так как предпринимателем не представлено доказательств наличия у него обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Оснований для применения административного наказания в виде предупреждения апелляционный суд также не усматривает.

Оценивая доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам арбитражный суд с учетом перечисленных норм права, материалов административного дела и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, при наличии причинной связи между установленным административными органом фактами и их последствиями, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апеллянта обоснованными.

Оценивая решение суда первой инстанции на его соответствие статьи 170 АПК РФ апелляционный суд отмечает, что решение суда содержит ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, исходя из предмета спора и результата его рассмотрения, и достаточные доводы в пользу принятого решения, изложенные в нем выводы основаны на документах, представленных налогоплательщиком в ходе налоговой проверки и участвующими в деле лицами в ходе его рассмотрения в суде, оценка которым в совокупности дана судом в обжалуемом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.05.2021 по делу № А45-1653/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии"– без удовлетворения.

   Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий 

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3