улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А67-910/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Великосельской Ю.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (07АП-5628/2019) на решение Арбитражного суда Томской области от 07.05.2019 по делу № А67-910/2019 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (634063, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (634034, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий по подписанию соглашения с унитарным муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство г. Томска» по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению № 270618/2724524/01.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство г. Томска» (634041, <...>, ИНН <***>).
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО»: ФИО2 по доверенности от 23.08.2018 (на 1 год),
от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: ФИО3 по доверенности от 18.12.2018 (на 3 года),
от унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство г. Томска»: ФИО4 по доверенности от 14.06.2019 (до 31.12.2020).
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (далее - ООО «ЭКМО», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий по подписанию соглашения с унитарным муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство г. Томска» по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению № 270618/2724524/01.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее - УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», третье лицо).
Решением от 07.05.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Указывает, что проведенный конкурс не может быть признан состоявшимся, поскольку предписание ФАС России от 10.09.2018 не исполнено, на момент подписания соглашения отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, признающий данное предписание незаконным.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018 по делу А40-222482/2018 о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 10.09.2018 является обязательным для исполнения только с момента вступления его в законную силу, а именно с 03.04.2019.
Соответственно до указанной даты Департамент и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не вправе были заключать соглашение, поскольку в соответствии с пунктами 18, 19, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» торги были приостановлены и выдано предписание об отмене протокола.
По мнению подателя жалобы, предоставленное третьим лицом письмо от ПАО «Промсвязьбанк» о выдаче банковской гарантии УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» без отражения в сведениях об обязательствах кредитной организации о выданной банковской гарантии не является надлежащим доказательством выдачи банковской гарантии, в связи с чем действия организатора конкурса по заключению соглашения в отсутствие надлежащей банковской гарантии, включенной в реестр, привели к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для участника УМП «Спецавтохозяйство г. Томска».
Кроме того, заявитель указывает, что действия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области нарушают права ООО «ЭКМО» как потенциального участника отбора в сфере предпринимательской деятельности, нарушают конкуренцию, поскольку ответчик допустил незаконное бездействие и не принял соответствующие меры, предусмотренные документацией об отборе, а именно провести повторный конкурсный отбор регионального оператора в седьмой зоне деятельности.
Департамент и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» возражают против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзывам.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.06.2018 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) Департаментом (организатор конкурса) было размещено извещение
№270618/2724524/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора и Документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее - документация об отборе).
Конкурсная документация, утвержденная распоряжением об утверждении документации о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора распоряжением от 27.06.2018 № 113, размещена 27.06.2018 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru).
Для участия в конкурсном отборе было подано три заявки: от УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», ООО «ЭКМО» и ООО «Сорнет», которое в последующем отозвало свою заявку на участие в отборе.
16.08.2018 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора.
21.08.2018 состоялась процедура рассмотрение заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по итогам которой конкурсной комиссией было принято следующее решение (протокол рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора от 21.08.2018):
1) признать участника УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» соответствующим требованиям документации о конкурсном отборе и Правил;
2) признать заявку УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» соответствующей требованиям документации о конкурсном отборе и Правил;
3) признать заявленные значения критериев ООО УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» соответствующими предельным значениям критериев конкурсного отбора, установленных документацией о конкурсном отборе;
4) в соответствии с пунктами 6.8.1, 6.8.3 документации об отборе не допустить участника ООО «ЭКМО» к конкурсному отбору по следующим основаниям:
1. непредставление документов, предусмотренных разделом 3 документации об отборе, а именно непредставление решения об одобрении крупной сделки по обеспечению заявки и (или) обеспечения исполнения обязательств по соглашению является крупной сделкой;
2. несоответствие заявки и документов требованиям раздела 3 документации об отборе, а именно нарушена форма предоставления расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора (пункт 3.4.6 документации об отборе);
3. не подтверждено минимальное значение критерия качества оказания услуги регионального оператора, а именно критерий квалифицированности (пункт 3.4.7 документации об отборе);
5) в соответствии с пунктом 34 Правил признать конкурсный отбор не состоявшимся, признать УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» единственным участником конкурсного отбора;
6) в соответствии с пунктом 34 Правил Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области направить в адрес УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» проект соглашения в установленные законом сроки.
22.08.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Департаментом по извещению № 270618/2724524/01 были размещены сведения о завершении торгов, статус торгов: несостоявшийся с единственным участником, победитель торгов: УМП «Спецавтохозяйство г. Томска».
11.12.2018 между УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и Департаментом подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора.
Считая, что действия Департамента по подписанию соглашения с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению № 270618/2724524/01 не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ЭКМО» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения, на которые указывает ООО «ЭКМО», не могут быть признаны существенными и влекущими признание действий Департамента по заключению соглашения с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» незаконными, поскольку все участники конкурсного отбора находились в равном положении, ограничения конкуренции не допущено, действия сторон по подписанию соглашения не противоречат действующему законодательству и документации о конкурсном отборе.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В силу статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) следует, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила).
Правилами установлено, что документация об отборе регионального оператора - документ, утверждаемый организатором конкурсного отбора, регламентирующий условия и порядок проведения конкурсного отбора, устанавливающий требования к участникам конкурсного отбора и оказываемым услугам и определяющий порядок заключения соглашения (пункт 2).
Согласно пункту 12 Правил документация об отборе содержит: критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором (подпункт «и»); состав заявки, включая исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителями, порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки (подпункт «т»).
Реализуя полномочия по проведению конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Департаментом организован и проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора.
Так, судом установлено, что 27.06.2018 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) Департаментом (Организатор конкурса) было размещено извещение № 270618/2724524/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с письмом Томского УФАС России от 12.07.2018 № ЕП/4442 конкурсная процедура на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№135-ФЗ «О защите конкуренции» была приостановлена в связи с поступившей жалобой от ООО «САТП № 1412». В связи с рассмотрением в антимонопольном органе поступившей жалобы и признании ее необоснованной, 09.08.2018 процедура конкурсного отбора была возобновлена.
16.08.2018 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО в седьмой зоне деятельности регионального оператора. 21.08.2018 состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО, по итогам которой УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» признано единственным участником конкурсного отбора.
22.08.2018 (после размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о проведении торгов www.torgi.gov.ru) в адрес УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Департаментом направлено письмо (исх. № 3626) о результатах проведенного конкурсного отбора регионального оператора и признании УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» единственным участником отбора, а также о том, что ему будет дополнительно направлен проект соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
28.08.2018 (в течение 5-ти рабочих дней) Департаментом в адрес УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» направлен проект соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с просьбой о предоставлении Департаменту в срок до 31.08.2018 подписанного соглашения и банковской гарантии.
Вместе с тем, 29.08.2018 на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов была размещена информация о принятии к рассмотрению Центральным аппаратом ФАС России жалобы ООО «ЭКМО» от 27.08.2018 на действия организатора торгов – Департамента при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по факту недопуска ООО «ЭКМО» к конкурсному отбору. Также ФАС России в адрес Департамента направлено уведомление от 29.08.2019 № РП/68827/18 о принятии жалобы ООО «ЭКМО» к рассмотрению и приостановлении торгов.
В связи с указанным обстоятельством Департамент письмом от 30.08.2018 № 3712 уведомил УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» о невозможности заключения соглашения до рассмотрения жалобы ООО «ЭКМО» по существу в ФАС России.
Уведомлением от 04.09.2018 № РП/70742/18 ФАС России известило Департамент о принятии к рассмотрению жалобы ООО «ЭКМО» на действия организатора торгов – Департамента при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по факту признания УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и его заявки соответствующими требованиям документации о конкурсном отборе и Правилам; признания заявленных значений критериев УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» соответствующими предельным значениям критериев конкурсного отбора, установленных документацией о конкурсном отборе. Также информация о принятии жалобы к рассмотрению была размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.
Как верно отметил суд первой инстанции,в связи с поступившими уведомлениями ФАС России от 29.08.2018 № РП/68827/18, от 04.09.2018
№РП/70742/18 о принятии к рассмотрению жалоб ООО «ЭКМО», УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и Департамент в силу положений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не вправе были заключать соглашение до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
Жалоба ООО «ЭКМО» по факту недопуска ООО «ЭКМО» к конкурсному отбору ФАС России решением от 10.09.2018 № Т-159/18 признана необоснованной.
ООО «ЭКМО» в судебном порядке обжаловало решение ФАС России № Т-159/18 в Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-245467/2018), решением которого от 11.02.2019 отказано в удовлетворении заявленного требования.
По результатам рассмотрения второй жалобы ООО «ЭКМО» на действия организатора торгов – Департамента при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по факту признания УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и его заявки соответствующими требованиям документации о конкурсном отборе и Правилам; признания заявленных значений критериев УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» соответствующими предельным значениям критериев конкурсного отбора, установленных документацией о конкурсном отборе, ФАС России принято решение от 10.09.2018 № 158/18 о признании жалобы ООО «ЭКМО» обоснованной.
Также Департаменту выдано предписание от 10.09.2018 № Т-158/18, которым Департаменту предписано в срок до 20.09.2018:
- отменить протокол рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в 7-й зоне деятельности регионального оператора от 21.08.2018;
- внести изменения в Документацию для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в 7-й зоне деятельности регионального оператора в соответствии с выводами, изложенными в решении ФАС России от 10.08.2018 № Т-158/18, продолжить проведение конкурса в соответствии с требованиями Правил проведения уполномоченными органами исполнительно власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881;
- установить новые дату и время приема заявок на участие в конкурсе;
- установить новые дату и временя проведения конкурса.
Департамент в установленном порядке обжаловал решения и предписание от 10.09.2018 № Т-158/18, вынесенные ФАС России, в Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-222482/2018), который решением от 30.11.2018 (резолютивная часть объявлена 23.11.2018) признал решение от 10.09.2018 № Т-158/18 и предписание от 10.09.2018
№Т-158/18 недействительными. Полный текст решения суда по делу № А40-222482/2018 был официально опубликован на официальном сайте судебных актов (электронное правосудие) 07.12.2018 в 20:52:51 МСК.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2018 по делу № А40-222482/2018 оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
Как верно отметил суд первой инстанции, в связи с признанием Арбитражным судом г. Москвы недействительными решения и предписания ФАС России от 10.09.2018 № Т-158/1 у Департамента и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» вновь возникли основания для дальнейших действий по заключению соглашения, которые были приостановлены сначала поданными жалобами, а далее - поданным иском в арбитражный суд по обжалованию решения и предписания ФАС России.
11.12.2018 в адрес УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на официальную электронную почту организации от Департамента (организатора конкурса) с электронной почты представителя «kovalev@green.tsu.ru» поступил проект соглашения для его подписания директором предприятия.
В этот же день (11.12.2018) УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и Департаментом подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора.
Установив вышеуказанные обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений действующего законодательства при совершении Департаментом 11.12.2018 действий по подписанию соглашения с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению № 270618/2724524/01 не допущено.
При этом судом отмечено, что отсутствие нормативно регламентированной процедуры возобновления конкурсного отбора не должно препятствовать фактическим действиям по его восстановлению, поскольку приостановление заключения соглашения было вызвано исключительно поступившими жалобами и вмешательством в конкурсный отбор антимонопольного органа, принявшего решение и выдавшего предписание, признанные впоследствии незаконными.
Отклоняя доводы заявителя о том, что соглашение от 11.12.2018 заключено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2018 по делу № А40-222482/2018, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае не привело к незаконности действий Департамента, поскольку в дальнейшем постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2018 по делу № А40-222482/2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Доводу общества о том, что 3-хдневный срок для подписания соглашения должен был исчисляться с 24.11.2018 (со следующего дня, после объявления резолютивной части решения от 23.11.2018 по делу № А40-222482/2018), дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не определяет конкретного срока начала возобновления процедуры подписания соглашения. В данном случае, поскольку ФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭКМО» было принято решение о признании жалобы обоснованной и выдано предписание, которые обжаловались Департаментом в судебном порядке в Арбитражный суд г. Москвы, то возобновление конкурсной процедуры возможно после принятия судебного акта по делу.
При этом решение по делу № А40-222482/2018 считается принятым Арбитражным судом г. Москвы с даты изготовления полного текста решения, а именно с 30.11.2018, а не с даты объявления резолютивной части. Полный текст решения официально опубликован в сети Интернет на сайте судебных актов (электронное правосудие) 07.12.2018, и, соответственно, с этого момента Департамент мог исходить из наличия принятого решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что соглашение направлено Департаментом и подписано обеими сторонами 11.12.2018, то есть в рамках установленных действующим законодательством сроков подписания соглашения.
Также доводам заявителя относительно банковской гарантии дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется оснований.
Судом установлено, что 22.08.2018 от ПАО «Промсвязьбанк» Сибирский филиал Операционный офис «Томский» за № 1096 в УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на запрос (письмо исх. № 1346/03 от 22.08.2018) поступило уведомление о готовности данного банка выдать банковскую гарантию предприятию в обеспечение деятельности регионального оператора.
УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в адрес Департамента был представлен договор от 11.12.2018 № 34861-04 «О предоставлении банковской гарантии» и сама банковская гарантия от 11.12.2018 № 34861-04 по обеспечению банком (ПАО «Промсвязьбанк») обязательств принципала по исполнению соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора (извещение № 270618/2724524/01) на сумму 55 658 800 руб.
При этом судом обоснованно признана данная банковская гарантия как соответствующая действующему законодательству, условиям документации о конкурсном отборе. Доказательств признания сделки по выдаче банковской гарантии недействительной ООО «ЭКМО» не представлено.
Кроме того, письмом от 09.04.2019 № 343 ПАО «Промсвязьбанк» Сибирский филиал Операционный офис «Томский» подтвердило факт выдачи банковской гарантии от 11.12.2018 № 34861-04, в которой принципалом является УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», бенефициаром – Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Также судом отмечено, чтоотсутствие на сайте ЦБ РФ в разделе «Информация по кредитным учреждениям» на счете 91315 ПАО «Промсвязьбанк» за период с 01.12.2018 по 01.01.2019 сведений об обязательствах кредитной организации по выданной банковской гарантии УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в размере 55 658 800 руб., на что ссылается заявитель, само по себе не может являться доказательством того, что банковская гарантия от 11.12.2018 № 34861-04 не выдавалась ПАО «Промсвязьбанк».
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Всем доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, которую поддерживает суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Томской области от 07 мая 2019 года по делу
№ А67-910/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (634063, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 30.05.2019 №151.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: К.Д. Логачев
ФИО1