улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-3278/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» (№07АП-5958/2021) на решение от 11.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3278/2021 (судья Музюкин Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» к комитету по энергоресурсам и газификации города Барнаула о признании недействительным приказа от 09.02.2021 № 04 об отказе в предоставлении субсидии, незаконными действий (бездействия), обязании устранить допущенные нарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Барнаула Алтайского края.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал»: ФИО1 по доверенности от 01.01.2021 (до 31.12.2021),
от комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула: ФИО2 по доверенности от 26.10.2020 (до 31.12.2021).
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» (далее - ООО «Барнаульский водоканал», общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по энергоресурсам и газификации города Барнаула (далее - Комитет) о признании недействительным приказа от 09.02.2021 № 04 об отказе в предоставлении субсидии, а действий (бездействия) Комитета незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 11.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что объем предоставленных обществом услуг за водоотведение и указанный в заявке на предоставление субсидии Комитетом не оспаривался, доказательств в подтверждение иных объемов оказанных услуг в материалы дела не представлено.
Спорный расчет размера субсидии в целях возмещения части затрат, не включенных в тариф, произведенных в связи с оказанием услуг по водоотведению при эксплуатации системы централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула за отчетный период, достоверно отражает объем фактически предоставленных услуг по водоотведению в соответствии с показаниями приборов учета, установленных на системе холодного и горячего водоснабжения.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354) установлена возможность определения объема услуг за водоотведение (при отсутствии прибора учета на сети водоотведения) как равный суммарному значению объема за холодное водоснабжение и горячее водоснабжение. В Порядке предоставления из бюджета города платы концедента по концессионным соглашениям, концедентом по которым выступает городской округ-город Барнаул Алтайского края, в форме субсидии на возмещение части затрат при эксплуатации систем централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула, утвержденном постановлением администрации города Барнаула от 13.02.2020 №253 (далее – Порядок), отсутствует запрет на определение объема услуг указанным способом.
С учетом содержания текста концессионного соглашения, а также с учетом норм Порядка, отсутствуют основания полагать о наличии установленной для общества обязанности по установке приборов учета на станции слива и ведению учета сточных вод по показанию именного этого прибора учета. Напротив, концедент взял на себя обязательство по возмещению части затрат, понесенных обществом при осуществлении деятельности по водоотведению, без оговорки на порядок определения фактического объема услуг путем учета сточных вод по прибору учета, установленного на станции слива ЖБО.
При заключении концессионного соглашения ООО «Барнаульский водоканал» не приобрел обязанности по учету стоков по показаниям приборов учета, установленных в точке слива.
Поскольку условия концессионного соглашения, а также Порядка, не содержат в себе обязательств для общества по установке прибора учета в точке слива и проведению учета сточных вод именно по этому прибору учета, в момент согласования и заключения концессионного соглашения об этом не было заявлено ни одной из сторон соглашения то, действуя добросовестно и в рамках исполнения обязательства, общество не могло знать о необходимости установки прибора учета на сливной станции ЖБО по адресу: <...> для получения возмещения части затрат на эксплуатацию системы водоотведения не включенных в тариф.
Комитет в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель, представлявший интересы Комитета и Администрации, возражал против удовлетворения жалобы.
Определением от 05.08.2021 судебное заседание было отложено на 26.08.2021 на 09 час. 40 мин.
На основании части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 26.08.2021 произведена замена судьи Кривошеиной С.В. на судью Хайкину С.Н., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
После отложения судебное заседание продолжено при участии представителей общества и Комитета.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей заявителя и Комитета, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, между городским округом - городом Барнаулом Алтайского края в лице администрации города Барнаула (Концедент), муниципальным унитарным предприятием «Энергетик» г. Барнаула, участвующим на стороне Концедента в части передачи Концессионеру муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, ООО «Барнаульский водоканал» (Концессионер), субъектом Российской Федерации - Алтайский край в соответствии с постановлением администрации г. Барнаула от 25.02.2020 № 311 заключено концессионное соглашение от 27.03.2020.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения Концессионер обязуется за свой счёт и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением, проектировать, реконструировать, вводить в эксплуатацию в объёме, согласованном Концедентом и Концессионером в Разделе № 5 Приложения к соглашению, и использовать (эксплуатировать) недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество - объекты водоснабжения и водоотведения, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (далее - Объект соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, в том числе которое на момент заключения соглашения принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП «Энергетик» г. Барнаула, осуществлять холодное водоснабжение питьевой водой, транспортировку холодной воды, забор воды и водоподготовку, подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, подвоз воды в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, водоотведение, включая прием сточных вод, транспортировку сточных вод, подключение к централизованной системе водоотведения с использованием Объекта соглашения и иного имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования Объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Сторонами: под «реконструкцией Объекта соглашения» понимаются мероприятия по их переустройству на основе внедрения новых технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения Объекта соглашения или их отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств Объекта соглашения.
В соответствии с пунктом 10.2 соглашения Концедент возмещает Концессионеру часть затрат, понесённых последним при эксплуатации систем централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула по Соглашению, в рамках и на условиях, утвержденного Концедентом Порядка о предоставлении из бюджета города соответствующих субсидий, в виде платы Концедента в размерах и в сроки (по годам), указанные в Разделе № 14 Приложения к настоящему соглашению.
Возмещению подлежат затраты, не включенные в тариф, произведенные в связи с оказанием услуг по водоотведению при эксплуатации системы централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула, до выполнения Концедентом мероприятия «Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения пригородной зоны города Барнаула» (объект «Напорный канализационный коллектор и КНС в п. Центральный от ул. Тополиной, 1а до КНС по пр-кту Дзержинского, 16а») муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 30.09.2016 № 1931.
11.01.2021 общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении платы Концедента по соглашению в форме субсидии за июнь-август 2020 в сумме 1459955,28 руб. для возмещения части затрат при эксплуатации систем централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула.
Приказом Комитета от 09.02.2021 № 04 ООО «Барнаульский водоканал» было отказано в выплате платы Концедента по концессионному соглашению от 27.03.2020 за июнь-сентябрь 2020 года в связи с несоответствием документов требованиям и формам, установленным пунктом 2.3 Порядка, приложениями 2, 3 к Порядку, и недостоверностью представленной заявителем информации.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые приказ Комитета и действия Комитета соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 69 БК РФ закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Предоставление органами местного самоуправления субсидий юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг регулируется положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи субсидии могут предоставляться из местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Порядок предоставления из бюджета города платы концедента по концессионным соглашениям, концедентом по которым выступает городской округ - город Барнаул Алтайского края, в форме субсидии на возмещение части затрат при эксплуатации систем централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула (далее - Порядок) утвержден постановлением администрации города Барнаула от 13.02.2020 № 253.
Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, определяет цель, условия и процедуру предоставления субсидии концессионерам, с которыми заключено концессионное соглашение.
Между городским округом - городом Барнаулом Алтайского края в лице администрация города Барнаула, МУП «Энергетик» г. Барнаула, ООО «Барнаульский водоканал» и субъектом Российской Федерации -Алтайским краем заключено концессионное соглашение от 27.03.2020, в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения, предусматривающее плату Концедента на возмещение части затрат концессионера при эксплуатации систем централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула в соответствии с Порядком до выполнения Концедентом мероприятия «Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения пригородной зоны города Барнаула» (объект «Напорный канализационный коллектор и КНС в п. Центральный от ул. Тополиной, 1а до КНС по пр-кту Дзержинского, 16а») муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 30.09.2016 №1931 (п. 10.2). Размер и сроки (по годам) платы указаны в Разделе №14 Приложения к соглашению. Заявитель приступил к оказанию услуг по эксплуатации системы централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула с июня 2020 года.
Предоставление субсидии носит заявительный характер (пункт 2.1 Порядка).
Согласно пункту 2.2 Порядка для получения субсидии заявитель предоставляет не позднее 10 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, в отраслевой комитет заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку. К заявлению прилагаются следующие документы:
расчет размера субсидии за отчетный период, выполненный Заявителем, по форме согласно приложению 2 к Порядку;
копии договоров, заключенных на предоставление в отчетном периоде услуг по откачке из канализационных колодцев, перевозке и сбросу в централизованную систему водоотведения сточных вод автомобильным транспортом при эксплуатации системы централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула (далее - услуги при эксплуатации системы централизованного водоотведения);
отчет об объеме фактически предоставленных услуг при эксплуатации системы централизованного водоотведения в соответствии с показаниями приборов учета за отчетный период по форме согласно приложению 3 к Порядку.
11.01.2021 заявитель обратился с заявлением о предоставлении субсидии за июнь-август 2020 года в сумме 1 459 955,28 руб. Приказом Комитета от 09.02.2021 № 4 в предоставлении указанной субсидии отказано в связи с несоответствием документов требованиям и формам, установленным пунктом 2.3 Порядка, приложениям 2, 3 к Порядку и недостоверностью представленной заявителем информации.
Принимая указанное решение, Комитет исходил из того, что предоставление субсидии имеет целевой характер, её предоставление направлено на компенсацию концессионеру части затрат, не включенных в тариф, по откачке из канализационных колодцев, перевозке и сбросу в централизованную систему водоотведения сточных вод автомобильным транспортом при эксплуатации системы централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула (пункт 1.4 Порядка). Пунктами 2.2, 2.8, приложениям 2, 3 к Порядку предусмотрен учет фактически оказанных услуг приборами учета.
Однако к заявлению от 11.01.2021 заявителем приложен Отчет об объеме фактически предоставленных услуг при эксплуатации системы централизованного водоотведения в соответствии с показаниями приборов учета, в котором объем предоставленных услуг рассчитан по показаниям бытовых приборов учета потребления воды населением.
Учет объема централизованного водоотведения в заявленный период заявителем не велся, прибор учета на КНС по пр. Дзержинского, 16 был установлен заявителем и принят в качестве расчетного в августе 2020 года, что зафиксировано совместным актом допуска к эксплуатации от 31.08.2020.
То обстоятельство, что до 31.08.2020 на сливной станции ЖБО по адресу: <...> не был установлен расходомер-счетчик, общество не оспаривает.
Между тем, из пунктов 2.2, 2.8 Порядка, приложений 2, 3 к Порядку следует, что при определении размера субсидии используется такой показатель как объем фактически предоставленных услуг при эксплуатации системы централизованного водоотведения в соответствии с показаниями приборов учета.
В настоящем случае объем фактически предоставленных услуг может быть зафиксирован только прибором, определяющим объем отведенной воды, который на сливной станции ЖБО по адресу: <...> отсутствовал в испрашиваемый период предоставления субсидии.
Общество со ссылкой на часть 1 статьи 157 ЖК РФ, пункты 1, 42 Правил № 354 указало, что объем услуг за водоотведение при отсутствии прибора учета на сети водоотведения определяется как суммарное значение объема холодного водоснабжения и горячего водоснабжения. При подаче заявления для подтверждения объема услуг за водоотведение ООО «Барнаульский водоканал» представило данные по приборам учета абонентов, установленных на системе горячего и холодного водоснабжения.
Вместе с тем, из системного толкования положений Порядка следует, что для получения субсидии заявитель должен указать объем фактически предоставленных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.
В силу пункта 10.2 соглашения возмещение затрат производится в рамках и на условиях Порядка. Условий о том, что объем фактически предоставленных услуг может быть определен каким-то иным способом, исключающим применение приборов учета, Порядок и Соглашение не содержат. Возмещение части затрат (выплата субсидии) на основании иных нормативных документов ни условиями Порядка, ни условиями Соглашения не предусмотрено. Следовательно, для определения объема фактически предоставленных услуг при эксплуатации системы централизованного водоотведения по концессионному соглашению не могут быть по аналогии применены положения постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Письмом от 29.10.2019 № 014 ООО «Барнаульский водоканал» сообщило заместителю главы администрации города по городскому хозяйству о том, что в рамках концессионного соглашения по пригородной зоне берет на себя обязательство по вывозу сточных вод с пос. Центральный и пос. Опытная станция с учетом предварительной договоренности. Учет стоков будет осуществляться по показаниям приборов учета, установленных в точке слива. Прибор учета будет устанавливаться силами ООО «Барнаульский водоканал» в 2020 году в рамках производственной программы за счет средств тарифа.
Общество на момент заключения соглашения от 27.03.2020 знало о необходимости установки прибора учета для исполнения обязательства по вывозу сточных вод. В силу пункта 4.3 соглашения Концессионер должен совершить все необходимые действия для надлежащего исполнения условий соглашения.
До момента подписания соглашения обществу было известно о необходимости установки прибора учета для определения объема фактически предоставленных услуг, что следует из письма от 29.10.2019 № 014. Заключая соглашение, общество согласилось с тем, что часть затрат, понесённых при эксплуатации систем централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула по соглашению, возмещается в рамках и на условиях Порядка. В свою очередь, исходя из буквального и системного толкования условий Порядка, размер субсидии рассчитывается с учетом объема фактически предоставленных услуг, который определяется в соответствии с показаниями приборов учетов. Прибор учета на сливной станции ЖБО по адресу: <...> был установлен 31.08.2020.
Предоставленный с заявлением от 11.01.2021 ООО «Барнаульский водоканал» расчет размера субсидии в целях возмещения части затрат, не включенных в тариф, произведенных в связи с оказанием услуг по водоотведению при эксплуатации системы централизованного водоотведения пригородной зоны города Барнаула, за отчетный период не отражал объем фактически предоставленных услуг в соответствии с показаниями приборов учета, а предоставленное заявителем в Комитет заявление о предоставлении субсидии содержало недостоверные сведения об объеме фактически предоставленных услуг.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии оспариваемого приказа действующему законодательству и отказал в удовлетворении заявления общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ, части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 221-ФЗ) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1 500 рублей. В связи с чем уплаченная по платежному поручению от 03.06.2021 № 13335 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 11.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3278/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» (ОГРН <***> ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 03.06.2021 № 13335.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: Т.В. Павлюк
С.Н. Хайкина