ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-6240/2021 от 16.08.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                     Дело № А45-5239/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2021 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей:

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО4, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (№ 07АП-6240/2021) Федерального казенного учреждения «Сибирское окружное управление материальнотехнического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» на решение от 24.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-5239/2021 (судья Булахова Е.И.) по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Сибирское окружное управление материальнотехнического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (630099, <...>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью производственному кооперативу «Победа» (350018, Краснодарский кр, <...>, ИНН <***>) о взыскании 992750 рублей

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО5 по доверенности 36 от 11.02.2021, (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции);

от ответчика: ФИО6 по доверенности б/н от 01.12.2020, паспорт, (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции);

У С Т А Н О В И Л:

федеральное казенное учреждение «Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – учреждение, истец, ФКУ «СОУМТС МВД России») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью производственный кооператив «Победа» (далее – общество, ответчик, ООО ПК «Победа») о взыскании 992750 рублей, составляющих неустойку по государственному контракту от 27.01.2020 № 202018820007200<***>/007.

Решением от 24.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу
№ А45-5239/2021  в удовлетворении исковых требований ФКУ «СОУМТС МВД России» отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФКУ «СОУМТС МВД России» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается  на то, что судом первой инстанции не учтено  что ответчиком товар был поставлен в срок действия контракта, а значит распространение новой коронавирусной инфекции не помешало исполнить  ответчику свои обязательства по поставке товара, хоть и с просрочкой. В тоже время судом не подтвержден факт неисполнения ответчиком обязательств по контракту в связи с нарушением им п. 2.2.3 контракта, а именно ответчиком обращение о приемке товара не было отправлено в срок действия контракта.

Определением от 30.06.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено 16.08.2021.

В порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между учреждением (заказчик) и обществом (поставщик) заключен государственный контракт 27.01.2020 № 202018820007200<***>/007 на поставку электроагрегатов с дизельным двигателем (далее – товар) в количестве, качестве, ассортименте в соответствии с ведомостью поставки.

В соответствии с п. 13.1 контракт действует до 30.06.2020 включительно. В соответствии с п. 13.2 контракта по истечении срока действия контракта обязательства сторон прекращаются.

30.06.2020 – в последний день срока действия государственного контракта товар в полном объёме был поставлен в адрес истца. Как указывает истец, ответчиком был нарушен п. 2.2.3 контракта и приемка государственным заказчиком не была осуществлена. Нарушение выразилось в том, что приемка товара по качеству и комплектности осуществляется на основании письменного обращения поставщика, которое должно было быть направлено в Управление представителя заказчика ДТ МВД России до его отгрузки заказчику. Поставщик должен был согласовать место и время приемки по качеству и комплектности поставляемого товара с Управлением представителя заказчика ДТ МВД России до его отгрузки заказчику. В нарушение п. 2.2.3. контракта указанное обращение истцом не было направлено, т.е. место и время приемки товара не было согласовано.

04.08.2020 истцом в адрес ответчика было направлено письмо о вывозе продукции. 10.08.2020 ответчик сообщил истцу, что товар был поставлен 30.06.2020 и уведомление в адрес Управления представителя заказчика ДТ МВД России было направлено после подготовки товара к поверке. В этом же письме ответчик сообщил, что Управлением представителя заказчика ДТ МВД России было отказано в приемке товара. Товар ответчику был возвращен 06.11.2020.

Фактические обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 8.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик обязан уплатить заказчику штраф в размере 10 % от цены контракта.

Учитывая, что поставленный ответчиком товар в пределах срока, но без согласования до его отгрузки места и времени приемки по качеству и комплектности с Управлением представителя заказчика ДТ МВД России, был возвращён поставщику и считается не поставленным, истец, применив положения п. 8.4 контракта начислил неустойку в размере 992750 рублей.

11.08.2020 в адрес общества была направлена претензия о выплате неустойки. В ответе на претензию ответчик заявил о списании неустойки по правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783, в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Полагая, что основания для списания неустойки отсутствуют и ответчик обязан выплатить неустойку, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.

Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Статьей 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

К отношениям, возникающим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и при исполнении сторонами условий государственного и муниципального контракта, подлежат применению положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Как следует из части 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан к установленному контрактом сроку представить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

В части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно пункту 8.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик обязан уплатить заказчику штраф в размере 10 % от цены контракта.

Как указано в пункте 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 № 591 внесены изменения в Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783.

В соответствии с Правилами списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется не только по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, но также в следующих случаях:

- в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;

- в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Из пункта 3 Правил следует, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом «в» данного пункта; б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 1 января 2021 г., за исключением случая, предусмотренного подпунктом «в» данного пункта; в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 5 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:

а) в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, - информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4 (1) и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ);

в) в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 3 настоящих Правил, - исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

 Из материалов дела следует, что поставка товара в большей части периода действия контракта выпала на период введения на территории Российской Федерации ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, принятых в связи с этим ограничительных мер, объявленных Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нерабочих дней.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Из подпункта «в» пункта 3 Правил следует, что если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Пунктом 5 Правил установлено, что в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 3 Правил, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Общество 21.02.2020 получило уведомление от завода-изготовителя товара ООО ГК «Юг-Энерго» о переносе сроков поставки в связи с принятием в КНР карантинных мер и невозможностью получения комплектующих для изготовления товара. В этот же день 21.02.2020 общество  направило в учреждение письмо № 15/1 с уведомлением об указанных обстоятельствах. В период с марта 2020 года ответчик направлял в адреса иных производителей запросы о возможности изготовления и поставки товара, являющегося предметом спорного контракта, а именно, в ООО «Аверс Техно» письмо № 0408 от 16.03.2020; в ООО «Север-Энерго» письмо № 125 от 13.04.2020; в ООО «ЭК НордЭнергоСоюз» письмо без номера от 21.04.2020; в ООО «Техэкспо» письмо № 0177/1 от 14.05.2020. 

Исходящим письмом № 13/8 от 31.03.2020 ответчик обратился к заказчику с просьбой продлить сроки поставки товара. Письмом от 18.05.2020 № Сиб/ОПС-1702 заказчик выразил согласие произвести приемку товара за пределами сроков поставки.

Товар был поставлен 26.06.2020, 29.06.2020 и 30.06.2020, что подтверждается товарно-транспортными накладными.

Поставщик обратился в Управление представителя заказчика ДТ МВД России о готовности товара к проверке и вызове представителя, однако письмом № 5 от 30.07.2020 поставщику было отказано в приемке товара по качеству и комплектности в связи с истечением срока контракта.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что ООО ПК «Победа» приложило все допустимые усилия для исполнения своих обязательств по контракту в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

Согласно п. 4.1. Контракта, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, которые понимаются, как обстоятельства, возникшие в результате  непредвиденных и непредотвратимых событий чрезвычайного характера, которы Стороны в момент подписания контракта не предвидели и не могли предвидеть, включая природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны, и проч.), некоторые обстоятельства общественной жизни (военные действия и проч.), в которых непосредственно либо косвенно участвует сторона по Контракту.

Кроме этого, апелляционный суд отмечает, что в соответствии с письмом Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, письмом ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20, распространение новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

При вынесении решения суд исходил из действий каждой из сторон и последствиями таких действий.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик подтвердил невозможность своевременного выполнения условий контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для списания неустойки по правилам, предусмотренным подпунктом «б» пункта 2 Правил.

Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

С учетом того, что апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 24.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-5239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий 

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3