ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-6361/2021 от 19.08.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А03-16818/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                 Зайцевой О.О.,

судей:                                                Бородулиной И.И.,

                                               Павлюк Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., без использования средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шипуновскому району (№ 07АП-6361/2021) на решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-16818/2020 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) (Алтайский край, Шипуновский район, село Шипуново, переулок Пионерский, дом 14, ОГРН: 1172225008273, ИНН: 2289003560) к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шипуновскому району (Алтайский край, Шипуновский район, село Шипуново, переулок Молодежный, 4, ОГРН: 1022202955774, ИНН: 2289002888) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по формам СЗВ-М «дополняющая» за отчетные периоды февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2019 года, за апрель 2020 года в размере 6 000 руб.,

при участии в судебном заседании:

-без участия;

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шипуновскому району (далее - ОМВД России по Шипуновскому району, отдел) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по формам СЗВ-М «дополняющая» за отчетные периоды февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2019 года, за апрель 2020 года в размере 6 000 руб.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.05.2021 заявление удовлетворено в полном объеме. Взысканы с отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шипуновскому району в пользу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) финансовые санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 6 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, отдел обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.

В обосновании апелляционной жалобы указано, что с Сусловой Я.Ю. 29.11.2018 на период испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел заключен срочный трудовой контракт сроком на три месяца. По истечении указанного срока с Сусловой Я.Ю. отделом Министерства внутренних дел России по Шипуновскому району 01.03.2019 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Соответственно с марта 2019 года ОМВД РФ по Шипуновскому району не обязан предоставлять на Суслову Я.Ю., являющуюся сотрудником органа внутренних дел, сведения в Управление Пенсионного Фонда РФ. Кроме этого, нарушены сроки для взыскания штрафа.

На апелляционную жалобу  поступил отзыв управления, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 судебное заседание было отложено.      В порядке подготовки к судебному заседанию суд предлагал представить в материалы дела не позднее чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания:

- Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) – представить правовое обоснование в части доводов отдела о том, что с Сусловой Я.Ю. отделом Министерства внутренних дел России по Шипуновскому району 01.03.2019 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, поэтому в марте 2019 в отношении нее не  должны предоставляться дополнительные сведения к основному отчету по форме СЗВ-М за март 2019; представить правовое обоснование в части доводов относительно того, что трудовой контракт с Огневым В.Л. был заключен  27.09.2019, а Пенсионный фонд полагает, что такие сведения должны предоставляться за отчетный период август 2019; представить  уведомление об устранении ошибок или несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимся у фонда в отношении Сечко Н.В., такие сведения в материалах дела отсутствуют (если направлялось то когда и когда было получено).

Во исполнение вышеуказанного определения от управления поступили дополнения к отзыву с приложенными документами: сведения по страхователю, форма СЗВ-стаж за 2019 год, уведомление об устранении ошибок (замечаний) от 28.02.2020, протокол проверки от 28.02.2020, текстовое сообщение, протокол проверки от 25.03.2020, протокол проверки от 26.03.2020, протокол проверки от 24.03.2020, сведения о застрахованных лицах за 2019 год, сведения о застрахованных лицах за 2020 год, протокол проверки от 17.05.2020, протокол проверки от 27.05.2020, протокол проверки от 11.06.2020, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены к материалам дела. Кроме того, управление пояснило, что в отношении Сечео Н.В. дополнительные сведения представлены отделом самостоятельно, требование об устранении ошибок в отношении этого застрахованного лица Пенсионный фонд не направлял.   

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".

Учреждение и отдел представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  ОМВД России по Шипуновскому району является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», регистрационный номер – 032-072-000139.

Страхователем в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды: февраль 2019 года - 07.03.2019 в отношении 16 застрахованных лиц, март 2019 года - 07.04.2019 в отношении 16 застрахованных лиц, апрель 2019 года - 05.05.2019 в отношении 15 застрахованных лиц, май 2019 года - 06.06.2019 в отношении 15 застрахованных лиц, июнь 2019 года - 06.07.2019 в отношении 15 застрахованных лиц, август 2019 года - 05.09.2019 в отношении 13 застрахованных лиц, сентябрь 2019 года - 07.10.2019 в отношении 13 застрахованных лиц, октябрь 2019 года - 07.11.2019 в отношении 13 застрахованных лиц, декабрь 2019 года - 04.01.2020 в отношении 17 застрахованных лиц, апрель 2020 года - 14.05.2020 в отношении 15 застрахованных лиц.

Из протоколов проверки отчетности следует, что ошибок, несоответствий установлено не было.

28.02.2020 страхователь представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год, при проверке которого Пенсионным фондом установлено, что ОМВД России по Шипуновскому району по застрахованным лицам указаны периоды работы в отчетном периоде, а ежемесячные сведения отсутствуют.

 В протоколе проверки отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год Пенсионный фонд указал, что необходимо в отношении каждого застрахованного лица, с которым заключен договор, представлять ежемесячные сведения и сведения о стаже (л.д. 73-74).

28.02.2020 Пенсионным фондом по ТКС ОМВД России по Шипуновскому району направлено уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 42-43). В названном уведомлении Пенсионный фонд указал страхователю на необходимость устранения ошибок (замечаний), отраженных в  протоколе проверки отчетности, в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления (л.д. 77-78) в отношении 14 застрахованных лиц.

24.03.2020 страхователем по ТКС в Пенсионный фонд представлены сведения СЗВМ (дополняющая) за отчетные периоды февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, декабрь 2019 года.

27.05.2020 страхователем по ТКС в Пенсионный фонд представлены сведения СЗВМ (дополняющая) за отчетный период апрель 2020 года.

Пенсионным фондом в отношении Общества была проведена проверка, по факту нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и составлены акты № 032S18200003783, № 032S18200003784, № 032S18200003785, № 032S18200003786, № 032S18200003787, № 032S18200003788, № 032S18200003789, № 032S18200003790, № 032S18200003791 от 22.047.2020 и № 032S18200007132 от 03.06.2020 (л.д. 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47, 52, 62,).

На основании указанных актов Пенсионным фондом приняты решения № 032S19200005196, № 032S19200005197, № 032S19200005198, № 032S19200005199, № 032S19200005200, № 032S19200005201, № 032S19200005202, № 032S19200005203, № 032S19200005204 от 29.05.2020 и № 032S19200008217 от 09.07.2020, в соответствии с которыми заинтересованное лицо привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общем размере 6 000 руб. (л.д.13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, 53, 63).

Страхователю были направлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых предложен срок для добровольной уплаты (л.д. 14-15, 19-20, 24-25, 29-30, 34-35, 39-40, 44-45, 49-50, 54-56, 64).

Суммы штрафа в установленный срок заинтересованным лицом не уплачены, в связи с чем Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил   из того, что  у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ учете в системе обязательного пенсионного страхования за неполноту и недостоверность предоставленных сведений по форме СЗВ-М.             

Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 26 АПК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) отдел является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона № 27-ФЗ.

На основании статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ, статьи 6 Закона ОМВД России по Шипуновскому району является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации

В статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ дано понятие «отчетного периода», под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий  по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВМ «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:

- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;

- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, действовавшей в спорный период (далее - Инструкция № 766н).

Согласно пункту 37 Инструкции № 766н (в редакции, действовавшей в спорный период) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.

Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременности предоставления дополнительных сведений в в отношении застрахованных лиц, в связи с чем вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Из материалов дела следует, что 28.02.2020 в адрес страхователя по ТКС было направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний), которое заинтересованным лицом было получено 28.02.2020, что подтверждается извещением о доставке (л.д. 78). Следовательно, в срок до 07.03.2020 страхователь должен был представить в Пенсионный фонд уточненные индивидуальные сведения.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль, март, апрель, май, июнь, август, октябрь 2019 года, апрель 2020 года и в отношении 2 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь и декабрь 2019 года  были поданы страхователем по истечении установленного срока, 24.03.2020 соответственно.

При таких обстоятельствах, у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ учете в системе обязательного пенсионного страхования за неполноту и недостоверность предоставленных сведений по форме СЗВ-М.

Доводы заинтересованного лица о том, что сведения были представлены ошибочно, поскольку Вопилов С.И., Киселёва А.Ю., Стрелков В.Е., Крапивко А.Ю., Бычкова А.Ю., Колипов В.А. Портнягин А.А., Погорелов М.О., Козликин Ю.А. являлись стажерами, а  Огнев В.Л. оказывал услуги по государственному контракту, то есть в отношении названных лиц сведения не должны представляться, судом первой инстанции правомерно отклонены, при этом суд исходил  из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ страхователями являются - юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору.

Статьей 8 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Как было указано ранее, для представления ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Суд обосновано указал, что Огнев В.Л. работающий по гражданско-правовому договору являлся застрахованным лицом, а ОМВД России в Шипуновском районе – страхователем, обязанным представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении застрахованного лица.

Кроме этого, суд апелляционной инстанции учитывает, что государственный контракт №16 на оказание услуг по уборке территории, заключенный 27.09.2019 предусматривает распространение его действия на правоотношения, возникшие между отделом Министерства внутренних дел  и гражданином Огневым В.Л. с 22.08.2019 (п. 6.1.), следовательно, страхователь должен был представить сведения за август 2019 года в отношении этого застрахованного лица. Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, текст контракта предусматривает обязанность отдела перечислять за Огнева В.Л, НДФЛ и отчисления в Пенсионный фонд (материалы электронного дела от 09.03.2021).  

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с частью 4 статьи 24 названного закона в период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор и на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1-3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Следовательно, работающий по трудовому договору стажер на соответствующую должность в органах внутренних дел не получает звания и довольствия, является застрахованным лицом.

Согласно сведениям индивидуально-лицевого счета застрахованных лиц страхователем ОМД России в Шипуновском районе в дополнительно представленных с нарушением срока отчетах по форме СЗВ-М за февраль, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2019 года, за апрель 2020 года застрахованные лица: Вопилов С.И., Киселёва А.Ю., Стрелкова В.Е., Крапивко А.Ю., Бычкова А.Ю., Колипова В.А, Портнягин А.А., Погорелов М.О., Козликин Ю.А. были включены в перечень застрахованных лиц, которые осуществляют трудовую деятельность.

С учетом этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отношении названных лиц в установленный срок должны быть представлены сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, отдел правомерно привлечен к ответственности на нарушение законодательства о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере  5 000 рублей. (500 руб. х 10 сведений, представленных с опозданием).

Между тем, с выводом суда первой инстанции, что  Суслова Я.Ю.  являлась в марте 2019 года застрахованным лицом, суд апелляционной инстанции согласиться не может, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, 29.11.2018 с Сусловой Я.Ю. на период испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел заключен срочный трудовой контракт сроком на три месяца.

По истечении указанного срока с Сусловой Я.Ю. отделом Министерства внутренних дел России по Шипуновскому району 01.03.2019 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Согласно приказа ОМВД России по Шипуновскому району № 15 л/с от 01.03.2019 с указанного числа она назначена на должность инспектора направления по осуществлению административного надзора отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних.

Соответственно с марта 2019 года ОМВД РФ по Шипуновскому району не обязан предоставлять на Суслову Я.Ю., являющуюся сотрудником органа внутренних дел, получающим довольствие, сведения в Управление Пенсионного Фонда РФ по форме СЗВ - М, так как обязательное пенсионное страхование в отношении сотрудников внутренних дел в силу пункта б статьи 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе….»  не применяется, в связи с чем наложение финансовых санкций за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении Сусловой Я.Ю. является необоснованным. Данные обстоятельства подтверждаются  и официальными разъяснениями Пенсионного фонда РФ, вопрос 4 https://pfr.gov.ru/branches/spb/info/~0/3324.

Таким образом, решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.05.2020 в отношении Сусловой Я.Ю. вынесено не законно.

 Оценивая доводы апелляционной жалобы в отношении Сечко Н.В., суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

 За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к нему применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).

Привлекая общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный Фонд должен не только констатировать факт представления неполных и недостоверных сведений, но и обязан определить все элементы состава совершенного правонарушения.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 сформирована правовая позиция, которая указывает на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Абзацем вторым пункта 39 Инструкции N 766н прямо предусмотрена возможность неприменения финансовых санкций в случае, если страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.

Обязанность по направлению страхователю уведомления об устранении, обнаруженных в представленных индивидуальных сведениях ошибок, возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Судом апелляционной инстанции на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств  установлено, что Управлением в адрес страхователя уведомление о выявленной ошибке и предложения представить необходимые сведения в отношении Сечко Н.В., не направлялось (в материалы дела соответствующие доказательства не представлены), что подтверждено управлением в пояснениях, представленных в апелляционный суд.

Таким образом, невручение уведомления о выявленных расхождениях лишило страхователя возможности реализовать свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи дополнительных сведений (дополняющей формы) в пятидневный срок со дня получения уведомления от органа Пенсионного Фонда, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

В этой связи суд первой инстанции необоснованно удовлетворил в данной части  заявленные требования в отношении Сечко Н.В.

Таким образом, размер финансовой санкции составляет 5 000 руб., из расчета:  (6 000 руб. – 500 руб. (Суслова Я.Ю.) – 500 руб. (Сечко Н.В.)).

Оценивая повторно доводы апеллянта о нарушении срока взыскания штрафных санкций и сроков вынесения решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, апелляционный суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, акты проверки своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта № 032S18200003783, № 032S18200003784, № 032S18200003785, № 032S18200003786, № 032S18200003787, № 032S18200003788, № 032S18200003789, № 032S18200003790, № 032S18200003791 от 22.04.2020 и № 032S18200007132 от 03.06.2020 были направлены отделу заказным письмом с уведомлением о времени и месте рассмотрения 29.05.2020 (в отношении нарушения срока представления сведений по форме СЗВ-М «дополняющая» за периоды февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2019 года) и 09.07.2020 (в отношении нарушения срока представления сведений по форме СЗВ-М «дополняющая» за период апрель 2020 года), которые получены 29.04.2020 и 10.06.2020 соответственно (л.д. 57, 65).

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения акта ОМВД России по Шипуновскому району на рассмотрение актов не явился и возражений не представил. Акты были рассмотрены в отсутствие страхователя с соблюдением сроков, предусмотренных Федерального закона № 27-ФЗ.

Федеральным законом от 20.07.2020 N 237, ФЗ статья 17 Закона N 27-ФЗ дополнена частями 18-20, содержащими аналогичны положения о минимальном размере накопленной задолженности,  при достижении которого возможно обращение в суд с требованием о взыскании (3 000 рублей), и о сроке взыскания накопленной задолженности, общий размер которой превысил 3 000 рублей, -течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплат финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонд Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций.

Согласно данной норме права указанный срок также составляет шесть месяцев и подлежит исчислению дня, когда сумма накопленной задолженности превысила 3 000 рублей.

Указанная минимальная сумма накопленной задолженности при взыскании санкции по статье 17 Закона N 27-ФЗ является неизменной до настоящего времени.

При  этом,  при обращении  в  суд с  заявлением  о  взыскании  накопленной задолженности по нескольким требованиям, шестимесячный срок на обращение в суд случае превышения минимального размера накопленной задолженности исчисляется не с даты истечения  сроков  исполнения  каждого из требований,  учтенных в составе; накопленной задолженности, а со дня, когда общая сумма такой задолженности превысила установленный законом минимальный предел, при условии, если со дня истечения срок исполнения самого раннего требования об уплате задолженности, учитываемой при исчислении общей суммы, подлежащей взысканию, прошло не более трех лет.

В рассматриваемой ситуации шестимесячный срок на обращение в суд подлежал исчислению со дня, когда общая сумма накопленной задолженности превысила указанный минимальный предел, то есть с 14.07.2020 - дата исполнения требований от 25.06.2020 о взыскании санкций, начисленных решениями от 29.05.2020.

По смыслу приведенных норм и разъяснений к ним учитываемая при определении накопленной задолженности сумма, подлежащая взысканию, определяется исходя из накопленной и предъявленной ко взысканию.

В рассматриваемой ситуации УПФР обратилось в суд с заявлением о взыскании накопленной задолженности (санкций по нескольким решениям и требованиям) в общей сумме 6000 рублей, превышающей минимальный размер накопленной задолженности, установленный на дату обращения в суд пунктом 3 статьи 48 НК РФ, на дату рассмотрения спора по существу - частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (3 000 рублей).

Шестимесячный срок на обращение в суд, исчисленный со дня, когда общая сумма накопленной задолженности превысила указанный минимальный предел (14.07.2020 - дата исполнения требований от 25.06.2020 на общую сумму 5500) не истек на дату обращения в суд 30.11.2020); при этом не истек и трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате задолженности, исчисленный с 21.08.2020 (дата исполнения требования от 03.08.2020 на сумму 500).

Требования получены ОМВД 30.06.2020 года и 05.08.2020.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что процедура и сроки привлечения страхователя к ответственности полностью соблюдены Пенсионным фондом.

При этом апелляционный суд также отклонят довод апелляционной жалобы о необходимости исчисления срока для взыскания штрафной санкции с момента совершения правонарушения.

Процедура привлечения страхователя к ответственности прописана в статье 17 Закона № 27-ФЗ. Этой нормой предусмотрены сроки вручения (направления) акта проверки страхователю, представления возражений на акт, вынесения решения и его вручения (направления) страхователю, направления требования об уплате финансовых санкций и исполнения требования.

Вместе с тем, статьей 17 Закона № 27-ФЗ не урегулирован срок, в течение которого проводится проверка, и срок составления акта, в связи с чем с учетом положений части 6 статьи 13 АПК РФ в отсутствие иного специального правового регулирования в данной части подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Следовательно, с учетом данных разъяснений, применимых как правовой подход к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с Общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018.

 При определении размера штрафа, подлежащего взысканию с отдела суд апелляционной инстанции усматривает наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, исходя из следующего.

 Согласно положениям Конституции Российской Федерации основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.

До 01.01.2015 действовала статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 1 января 2017 года, далее - Закон № 212-ФЗ), которая предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности, причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер, кроме того, суд или орган контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающие дело, могли признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.

С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ указанная статья Закона N 212-ФЗ утратила силу.

Пункт 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) предписывал руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

Согласно подпункту "а" пункта 22 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2015.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Федерального закона № 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд, безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного штрафа.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.

Право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Применительно к рассматриваемому делу суд апелляционной инстанции в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, учитывает отсутствие в действиях Отдела  направленности на совершение правонарушения или уклонение от представления сведений, незначительный период пропуска срока представления дополняющих сведений на  застрахованных лиц, отсутствие ущерба бюджету Пенсионного фонда и третьим лицам, несоразмерность суммы штрафа совершенному правонарушению, поэтому приходит  к выводу о возможности снижения штрафа  с 5 000 руб. до 2 000 рублей.

  На основании изложенного, к взысканию подлежит штраф в размере 2 000 руб.

  Независимо от того, что штрафные санкции взысканы судом в пользу Учреждения, они подлежат уплате в соответствующий бюджет Пенсионного фонда РФ по следующим реквизитам: УФК по Алтайскому краю Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю (ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, ИНН 2225008796, КПП 222501001, Банк получателя: отделение Барнаул г.Барнаул, счет № 40101810350041010001, БИК 040173001, ОКТМО 01659000, КБК 39211610124010200140 на задолженность до 01.01.2020, КБК 39211607090060000140 на задолженность с 01.01.2020.      

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции, содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела и представленным доказательствам, подлежит частичному изменению.

Руководствуясь статьями 258, 268, 270, 271, п. 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,

постановил:

определение от 17.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-16818/2020 изменить, изложив в следующей редакции.

            Заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) удовлетворить частично.

            Взыскать с отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шипуновскому району в пользу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) финансовые санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 2 000 руб.

          В удовлетворении остальной части заявления государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шипуновском районе Алтайского края (межрайонное) отказать.

          Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий                                                                  О.О. Зайцева

Судьи                                                                                                           И.И. Бородулина 

                                                                                                          Т.В. Павлюк