ул. Набережная реки Ушайки, 24, г.Томск, 634050.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Томск Дело № А67- 7836/2014
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2015 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.
судей: Стасюк Т. Е., Ярцева Д. Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалиной И.Н.
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 01 октября 2014 года, паспорт
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11 ноября 2014 года, паспорт; ФИО3 по доверенности от 12 января 2015 года, паспорт
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) ФИО4 по доверенности от 14 мая 2015 года, паспорт; 3) не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северо-Восточный комплекс +» (07АП-6403/2015)
на решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2015 года по делу № А67-7836/2014 (судья Гребенников Д.А.)
по иску по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северо-Восточный комплекс +» ИНН <***> ОГРН 1087017015062
к Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение ИНН <***> ОГРН 1057005452558
при участии третьих лиц: 1) Департамент государственного заказа Томской области, 2) Финансово-экономическое управление администрации Первомайского района, 3) Департамент финансов Томской области
о взыскании 1 056 487,52 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северо-Восточный комплекс +» (далее – ООО УК «СВК +») обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение (далее – Администрация) о взыскании 1 056 487,52 руб. компенсации разницы цены на нефть по соглашению от 16.10.2013 за период с 16.10.2013 по 31.12.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного заказа Томской области и Финансово-экономическое управление администрации Первомайского района, Департамент финансов Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2015 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указал, что в силу прямого указания нормативно-правовых актов бремя финансирования разницы между тарифами возложено на муниципальное образование за счет его бюджета; тариф для истца был установлен равным тарифу, утвержденному для ООО «Луговское»; истец в установленном порядке обратился за утверждением для него тарифа; истец обратился за выплатой своевременно.
Ответчик, третьи лица в отзывах просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон, третьего лица поддержали каждый свои доводы, изложенные письменно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 16.09.2013 между муниципальным образованием «Первомайское сельское поселение» (арендодателем) и ООО «СВК+» (арендатором) заключен договор аренды муниципального имущества, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование имущество, которое будет использоваться последним в своих производственных целях и в целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными характеристиками имущества, передаваемого в аренду (пункт 1.1 договора).
По передаточному акту арендодатель передал в аренду, а арендатор принял в аренду имущественный комплекс, предназначенный для добычи, транспортировки и распределения воды, и имущественный комплекс, предназначенный для водоотведения и канализации.
25.11.2013 между администрацией муниципального образования Первомайское сельского поселение (арендодателем) и ООО УК «СВК+» (арендатором) заключен договор аренды №30 имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору имущественный комплекс (перечень передаваемого имущества - приложение № 1), по выработке и передаче тепловой энергии.
По передаточному акту от 26.11.2013 объект аренды передан от арендодателя арендатору.
Срок аренды согласно пункту 5.1 устанавливается с 25.11.2013 по 24.11.2016.
16.10.2013 между Администрацией Первомайское сельское поселение (Администрацией) и ООО «СВК +» (получателем) заключено соглашение о предоставлении субсидии, которое регламентирует отношения по предоставлению Администрацией получателю бюджетных средств субсидии в целях компенсации разницы цены на нефть (мазут), заложенной в тарифе на отпускаемый ресурс, и фактической рыночной цены (пункт 1.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения Администрация предоставляет получателю бюджетные средства в форме субсидии. Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.3 соглашения).
Соглашением предусмотрено, что размер субсидии определяется в пределах бюджетных ассигнований в соответствии с расчетом согласно приложениям №№1, 2 к соглашению (пункт 2.1); субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.2); субсидия на компенсацию расходов по организации теплоснабжения получателю предоставляются в случаях: необходимости досрочного завоза нефти (мазута) исходя из нормативного объема потребления и разницы между фактической стоимостью нефти (мазута) и ее стоимостью в тарифе на тепловую энергию, за минусом экономии, по статье затрат "Топливо" (экономия по статье затрат "Топливо" определяется исходя из фактического объема потребления нефти (мазута), не превышающего нормативный расход, и разницы между стоимостью нефти (мазута) в тарифе на тепловую энергию и его фактической стоимостью; убытки, сложившиеся по статье затрат "Топливо", при расчете субсидии не учитываются); отсутствия необходимости досрочного завоза нефти (мазута) ежемесячно исходя из фактического объема потребления нефти (мазута) (в пределах нормативного расхода) и разницы между фактической стоимостью нефти (мазута) и ее стоимостью в тарифе на тепловую энергию, с учетом экономии, сложившейся по статье затрат "Топливо" (пункт 2.3 соглашения).
Согласно пункту 2.4 соглашения для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии получатель предоставляет в Администрацию следующие документы: расчет цены списания нефти (мазута) в производство (приложение №1 к соглашению); расчет размера субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения (приложение № 2 к соглашению). Одновременно с расчетами (приложение № 1, приложение № 2 к соглашению) получатель ежемесячно предоставляет копии документов: акта списания топлива в производство; счета-фактуры на приобретение топлива (пункт 2.5.).
Согласно пункту 2.6 соглашения в случае соответствия получателя требованиям соглашения и предоставления всех необходимых документов Администрацией осуществляется перечисление субсидии. Предоставление субсидии получателю осуществляется в безналичной форме на расчетный счет получателя в течение 10 дней с момента поступления отчета по расчету субсидии согласно форме, указанной в пункте 2.5 договора (пункт 2.7).
Согласно пункту 2.8 соглашения субсидия подлежит использованию получателем в срок до 31.12.2013 (текущий финансовый год).
ООО «СВК+» произведен расчет размера субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения за период с 16.10.2013 по 31.12.2013, в размере 1 743 173,85 рублей.
Претензия истца от 05.11.2014г. № 01-05-621 о погашении задолженности оставлена без удовлетворения.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу спора.
Под убытками, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие предоставление субсидий вышеуказанным категориям лиц, должны определять категории и/или критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий. Такие акты должны содержать указание на цели, порядок и условия предоставления субсидий и порядок их возврата в случае нарушения установленных при их предоставлении условий.
Постановлением Администрации Первомайского района от 05.03.2013 № 47 утверждена Методика распределения межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений на компенсацию расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть.
Постановление Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение от 15.03.2013 года № 42 утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета поселения энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть. Пунктом 2 постановления установлено, что выплата компенсации расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть, производится Администрацией Первомайского сельского поселения путем перечисления средств на расчетные счета энергоснабжающих организаций на основании распоряжения Главы Администрации Первомайского сельского поселения. Согласно пункту 3 постановления в соответствии с Методикой распределения межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений на компенсацию расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть, утвержденной постановлением Главы Администрации Первомайского района от 05.03.2013 № 47, установлено, что размер компенсации определяется исходя из объема топлива (нефть), необходимого для производства тепловой энергии, не превышающего нормативный расход, и разницы между фактической ценой топлива (нефть) и ценой топлива (нефть), предусмотренной в тарифе на тепловую энергию для соответствующего энергоснабжающего предприятия на текущий финансовый год. Цена топлива (нефть) при расчете размера компенсации учитывается по энергоснабжающим организациям, применяющим общий режим налогообложения – без налога на добавленную стоимость; по энергоснабжающим организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения – с налогом на добавленную стоимость. Выплата компенсации осуществляется ежемесячно в размере, определенном исходя из фактического объема потребления, используемого для производства тепловой энергии (в пределах нормативного объема потребления топлива) и разницы между фактической ценой приобретения топлива и ценой топлива, предусмотренной в тарифе (п. 5 порядка). Пунктом 6 данного порядка предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации в срок до 18 числа месяца следующего за отчетным представить в Администрацию Первомайского сельского поселения расчет компенсации с приложением следующих документов: счета-фактуры, товаротранспортные накладные, акты на списание топлива, документ подтверждающий оплату приобретенного топлива.
В соответствии с указанным порядком предоставления субсидии расчет размера компенсации определяется, исходя из объема топлива (нефти), необходимого для производства тепловой энергии, не превышающего нормативный расход (который утверждается в рамках формирования тарифа на теплоснабжение), и разницы между фактической ценой топлива (нефти) и ценой топлива (нефти), предусмотренной в тарифе на тепловую энергию для соответствующего энергоснабжающего предприятия на текущий финансовый год.
Тариф для ООО УК «СВК +» был утвержден приказом Департамента тарифного регулирования от 17.12.2013 № 47/882 на период с 17.12.2013 по 31.12.2013.
Как следует из материалов дела, в спорный период тариф для истца утвержден не был, истец в своем расчете использовал тариф, установленный для ООО «Луговское».
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, возможность использования теплоснабжающей организацией стоимости топлива, принятой при установлении тарифов на тепловую энергию для другой теплоснабжающей организации, законодательством не предусмотрена. Доказательств соответствия цены нефти, заложенной в тарифе для ООО «Луговского» и ООО УК «СВК+», в материалы дела не представлено.
Действуя добросовестно и разумно, зная, что договор аренды с ООО «Луговское» расторгнут, а договор с ООО «Аква-Сервис» заключен на крайне непродолжительный срок, истец имел возможность заблаговременно подать документы для утверждения тарифа еще до проведения конкурса на право заключения договора аренды, однако документы были поданы после заключения договора аренды.
Довод о своевременном обращении за представлением субсидии арбитражным судом также отклонен обоснованно.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления субсидии, расчет размера компенсации представляется энергоснабжающей организацией предоставляется в срок до 18 числа месяца следующего за расчетным.
Вместе с тем, истец обратился за предоставлением субсидии лишь в октябре 2014 года, тогда как в соответствии с пунктами 2, 3 Порядка предоставления субсидии, пунктами 2.3, 2.8, 4.2 соглашения о представлении субсидии, субсидия предоставляется в целях компенсации расходов по организации теплоснабжения, понесенных истцом в период действия соглашения о предоставлении субсидии, в период с октября по декабрь 2013 года.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с товарной накладной № 0001070 от 31.10.2012 нефть в количестве 126,9 тон на сумму 1 689 302,95 руб. была приобретена ответчиком у ОАО «Корпорация развития Томской области». На основании соглашения от 31.10.2013 указанная нефть была передана администрацией истцу. При этом условиями данного соглашения не установлена обязанность истца оплачивать полученную нефть. Пункт 3 соглашения содержит лишь условия об обязанности сторон заключить в будущем договор по оплате полученной нефти.
Впоследствии ОАО «Корпорация развития Томской области» обращалось в суд с исковым заявлением к Администрации о взыскании стоимости поставленной нефти, в удовлетворении которого было отказано. После чего истец и ответчик заключили договор перевода долга от 24.09.2014, согласно которому Муниципальное образование Первомайское сельское поселение перевело на истца долг перед ОАО «Корпорация развития Томской области» в сумме 1 689 302,95 руб. переданной администрации нефти.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2015 года по делу А67-7836/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий В.М. Сухотина
Судьи Т. Е. Стасюк
Д. Г. Ярцев