ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-6776/2021 от 23.08.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                          Дело № А45-4182/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.

            Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Павлюк Т.В.,

судей

Бородулиной И.И.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-РА" (07ап-6776/21) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2021 по делу № А45-4182/2021, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-РА", г. Барнаул (ИНН 2225021331) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406214965) третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (ИНН: 5404239731), Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.  Новосибирска (ИНН 5403174070) о признании незаконным бездействия,

            При участии в судебном заседании:

от заявителя: Петровский В.С., представитель по доверенности от 17.09.2020, паспорт;

от иных лиц: без участия (извещены);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» (далее - заявитель, общество, ООО «Мария-Ра») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействие, выразившееся в не включении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом департамента от 24.12.2020 № 4018 (далее - Перечень), объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ООО «Мария-Ра», а именно нежилые помещения по адресу: 1. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630022, г.Новосибирск, ул.Дмитрия Шмонина, д. 10 (кадастровый номер помещения 54:35:053585:2284, кадастровый номер здания 54:35:0535585:1723) 2. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:3542, кадастровый номер здания 54:35:051970:171), 3. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:4878, кадастровый номер здания 54:35:051970:171), 4. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:3539, кадастровый номер здания 54:35:051970:171), 5. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:3536, кадастровый номер здания 54:35:051970:171), 6. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630136, г.Новосибирск, ул.Троллейная, 14 (кадастровый номер помещения 54:35:063300:3524, кадастровый номер здания 54:35:063300:2924), и возложении обязанности включить вышеуказанные нежилые помещения в названный Перечень на 2021 год. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска и Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска как налоговые органы по месту постановки на учет по месту нахождения имущества.

Решением суда от 24.05.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

Департамент в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежат: 1. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630022, г.Новосибирск, ул.Дмитрия Шмонина, д. 10 (кадастровый номер помещения 54:35:053585:2284, кадастровый номер здания 54:35:0535585:1723) (право собственности от 07.10.2019) 2. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:3542, кадастровый номер здания 54:35:051970:171) (право собственности от 06.10.2012) 3. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:4878, кадастровый номер здания 54:35:051970:171) (право собственности от 22.01.2013), 4. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:3539, кадастровый номер здания 54:35:051970:171) (право собственности от 07.08.2013), 5. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630088, г.Новосибирск, ул.Громова,7 (кадастровый номер помещения 54:35:051970:3536, кадастровый номер здания 54:35:051970:171) (право собственности от 29.07.2014), 6. нежилое помещение, расположенное по адресу: 630136, г.Новосибирск, ул.Троллейная, 14 (кадастровый номер помещения 54:35:063300:3524, кадастровый номер здания 54:35:063300:2924) (право собственности от 19.01.2016).

Указанные помещения переданы в аренду ООО «Розница К-1» или иным лицам на основании договоров аренды для размещения объектов торговли.

Департаментом по состоянию на 24.12.2020 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (приказ департамента от 24.12.2019 № 4018), однако, ни указанные выше здания, в которых располагаются объекты недвижимости как нежилые помещения, ни сами спорные помещения заявителя в Перечень не включены.

Заявитель, посчитав бездействие Департамента по не включению в Перечень нежилого помещения незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к выводу об их необоснованности.

Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, с учетом статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. На основании статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам; порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество в соответствии со статьей 383 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса. Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: в том числе административно-деловые и торговые центры и помещения в них (подпункт "1)"). Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ установлено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке, результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и, размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статьей 382 НК РФ определен порядок исчисления налога, согласно которому сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 НК РФ; за вычетом сумм авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации и в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.

Законом Новосибирской области от 16.10.2003 года № 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" (далее - Закон № 142-ОЗ) в соответствии с главой 30 НК РФ установлены ставка налога, сроки и порядок уплаты налога на имущество организаций, форма отчетности.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 372 и статьи 378.2 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости как их кадастровой стоимости введены на территории Новосибирской области с 01.01.2015 Законом Новосибирской области от 24.11.2014 №482-03 "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области".

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 4.5 Закона № 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" (далее - Закон № 142-ОЗ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.

Исполнительным органом государственной власти Новосибирской области является Правительство Новосибирской области (статья 3 Закона Новосибирской области от 03.03.2004 № 168-03 "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области") (далее - Закон № 168-03), полномочия которого устанавливаются федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 № 182-п "Об определении уполномоченного органа" в соответствии со статьей 378.2 НК РФ Правительство Новосибирской области определила Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области:

В соответствии со статьей 6 Закона № 168-03, Постановлением от 13.05.2010 № 153 "О департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области" (далее - Постановление № 153), Департамент наделен полномочиями по обеспечению проведения инвентаризации и оценки областного имущества в установленном порядке.

Вид разрешенного использования здания, помещения, их назначение и наименование относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, вносимых в кадастр недвижимости (пп.4,9,11 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")

Исходя из положений пункта 3 статьи 13 названного закона, следует, что органом регистрации прав осуществляется внесение дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости при его уведомлении.

Так, согласно сведениям ЕГРН: - объект № 1 имеет следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, площадь652,9 кв.м, 07.10.2019 зарегистрировано право собственности ООО «ПКФ Мария-Ра», договор аренды нежилого помещения от 31.08.2019 с ООО «Розница К-1», расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером 54:35:053585:1723, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:053585:3; - объект № 2 имеет следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование — нежилое помещение, площадь 394.6 кв.м, 06.10.2012 зарегистрировано право собственности ООО «ПКФ Мария-Ра», часть помещения площадью 290,7 кв.м в аренде у ООО «Розница К-1» на основании договора аренды нежилого помещения № 475А/12 от 15.10.2012 г., расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером 54:35:051970:171; - объект № 3 имеет следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, площадь 99,8 кв.м., 22.01.2013 зарегистрировано право собственности ООО ПКФ «Мария-Ра». Ограничения и обременения объекта недвижимости отсутствуют. Сведения о здании, в котором находится помещение, отсутствуют - объект № 4 имеет следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, площадь 169.6 кв.м., 07.08.2013 зарегистрировано право собственности ООО «ПКФ Мария-Ра», часть помещения площадью 169,6 кв.м в аренде у ООО «Розница К-1» на основании договора аренды нежилого помещения № 475А/12 от 15.10.2012 г., расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером 54:35:051970:171; - объект № 5 имеет следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, площадь 34,9 кв.м, 29.07.2014 зарегистрировано право собственности ООО «ПКФ Мария-Ра». Ограничения и обременения объекта недвижимости отсутствуют, расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером 54:35:051970:171; - объект № 6 имеет следующие характеристики: назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, площадь 924, 8 кв.м, 19.01.2016 зарегистрировано право собственности ООО «ПКФ Мария-Ра», договор аренды нежилого помещения № 718А/15 от 02.03.2015 г. от 02.03.2015 с ООО «Розница К-1», расположен в многоквартирном доме с кадастровым номером 54:35:063300:2924.

Указанные сведения не позволяют идентифицировать названные помещения в качестве объектов недвижимости, в отношении которых подлежит применению положения статьи 378.2 НК РФ.

В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, принимая во внимание характеристики помещений в ЕГРН и отсутствие сведений о фактическом использовании помещений, у Департамента не имелось оснований как для включения объектов в Перечень, так и для инициирования и проведения мероприятий по установления вида фактического использования зданий и помещений в них.

В рассматриваемом случае, назначение всех помещений «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение», что не тождественно назначению или наименованию, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости заявителем в департамент не направлялись, также не представлены в материалы дела.

Из имеющихся данных о зданиях, в которых расположены спорные помещения, а именно как о многоквартирных жилых домах, Департамент не имел возможности установить, что в данных домах могут быть размещены объекты торговли, подпадающие под критерии отнесения к объектам, налог на имущество в отношении которых должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости.

Вместе с тем, публикация о предварительном Перечне размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы 30.11.2020, на официальном сайте Правительства Новосибирской области 13.11.2020, на официальном сайте департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области 11.11.2020.

Путем публикации осуществляется информирование неограниченного круга лиц, что предполагает активную роль заинтересованных лип в получении ими данных, необходимых и обязательных дли правильного определении налоговой базы на соответствующий налоговый период.

В свою очередь, заинтересованные лица могут своевременно направить свои предложения и возражения относительно определяемого Перечня.

Таким образом, реализуя права и обязанности налогоплательщика, действуя разумно, добросовестно и осмотрительно, до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, владея спорными объектами с 2012, 2013, 2016, 2019 годов общество не было лишено возможности представить в департамент сведения в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости с целью рассмотрения вопроса о наличии оснований для включения их в Перечень или заявление о проведении проверки вида фактического использования здания, помещений в здании.

Вместе с тем, общество не предприняло никаких действий с целью предоставления своевременно в департамент указанной информации.

Как указано выше, без непосредственного обследования спорных объектов из данных в ЕГРН не представляло возможным установить факт того, что спорные объекты отвечают условиям для включения в Перечень и фактически используются как торговые объекты. В данной ситуации требовалось установление не по данным в ЕГРН, а именно по фактическому использованию.

По мнению апеллянта, возможность установления того, что нежилые помещения фактически используются для размещения торговых объектов, у департамента имелась исходя из информации, размещенной на портале ГИС ЖКХ, а также сервиса 2 ГИС, Департаментом не проводились мероприятия по определению вида фактического использования помещения, также, содержание Перечня не зависит от волеизъявления собственников.

Суд апелляционной инстанции с данной правовой позицией согласиться не может, поскольку сами по себе сведения ЕГРН не позволяют идентифицировать помещения в качестве объектов недвижимости, в отношении которого подлежит применению положения статьи 378.2 НК РФ, поскольку как уже обращал внимание суд, в рассматриваемом случае, назначение помещении «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение» не тождественно назначению или наименованию, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания.

Также, сведения о земельных участках, позволяющие отнести указанные здания к объектам невидимости, соответствующем статьи 378.2 ПК РФ, отсутствуют.

Технические планы, иные документы технического учета в отношении помещений с кадастровыми номерами 54:35:051970:3542, 54:35:051970:3536, не представлены (отсутствуют).

При этом, представленная техническая документация не имеет правого значения при оценке наличия или отсутствия факта бездействия Департамента, поскольку до формирования Перечня в Департамент обществом не представлялась, в публичном доступе техническая документация отсутствует, в связи с чем, у Департамента отсутствовала возможность ее исследовать на предмет наличия пли отсутствия оснований включения помещении в Перечень.

Сведения ЕГРН о спорных помещениях, а также зданиях в которых они находятся, не содержат сведений о фактическом использовании помещении в здании.

При этом, представленные обществом в рамках судебного разбирательства договоры аренды помещений, заключенные с ООО «Розница К-1» не подтверждает наличие бездействия департамента, поскольку указанные договоры в департамент не представлялись, департаментом при формировании Перечня не исследовались с целью определения необходимости осуществления мероприятий по установлению вида фактического использования помещений. Кроме того, указанные договоры не подтверждают непосредственное функционирование (в том числе размещение в нем соответствующего оборудования, оформления) помещений как магазинов розничной торговли до утверждения Перечня.

Так, нормативными правовыми актами предусмотрена процедура определения вида фактического использования объекта недвижимости в целях статьи 378.2 НК РФ.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.06.2015 №225-п "О порядке установления вида фактического использования здании (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу па имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" установлен порядок установления вида фактического использования - зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее Порядок).

И соответствии с пункта 1 Порядка, настоящий порядок применяется при осуществлении мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - объекты недвижимости), в отношении которых налоговая база и соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 4.5 'Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-03 "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" определяется как кадастровая стоимость.

Пунктом 1 Порядка установлено, что мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме: межведомственного взаимодействия департамента с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Новосибирской области, государственными органами Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области; запросов департаментом сведений и документов, необходимых для установления вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; обследований фактического использования объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 Порядка в целях проведения мероприятии по установлению вида фактического использования департамент запрашивает у собственника: копию технического паспорта объекта недвижимого имущества; копию кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества; копию кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; копии договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объект (часть объекта) недвижимого имущества.

Согласно пункту 3 Порядка, запрашиваемые документы могут быть представлены в департамент лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса департамента.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных собственником копий.

В случае если собственник не имеет возможности представить запрашиваемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, он вправе письменно уведомить департамент о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым документы не могут быть представлены, и о сроках, в течение которых собственник может представить запрашиваемые документы.

В соответствии с пунктом 8 Порядка собственник (владелец) объекта недвижимости имеет право самостоятельно обратиться в департамент для проведения мероприятий по установлению вида фактического использования объектов недвижимости.

Таким образом, проведение мероприятий по установлению вида фактического использования осуществляется уполномоченным органом в отношении известного объекта недвижимости, по результатам запросов, а также представленной информации об объекте и документации собственником соответствующего объекта недвижимости и включает в себя не только исследование представленной документации, но и обследование объекта недвижимости.

В отсутствие информации об объекте недвижимости, Департаментом вышеуказанные мероприятия в отношении нежилых помещений не проводились.

Принимая во внимание характеристики помещения в ЕГРН н отсутствие сведений о фактическом использовании помещений, у Департамента не имелось оснований как для включения объекта в Перечень, так и для инициирования н проведения мероприятий по установления вида фактического использования здания и помещений в них.

При этом непосредственно собственник помещений, заинтересованный в правильном исчислении налоговой базы в отношении принадлежащего ему налогооблагаемого имущества, в департамент по вопросу включения объекта в Перечень пли проведения мероприятий по установлению вида фактического использования помещения в здании в Департамент не обращался, соответствующей информации для установления наличия оснований к применению статье 378.2 ПК РФ не предоставлял, ни до формирования Перечня, ни после его утверждения.

Реализуя права и обязанности налогоплательщика, действуя разумно, добросовестно и осмотрительно, до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, общество не было лишено возможности представить в департамент сведения в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости с целью рассмотрения вопроса о наличии оснований для включения их в Перечень пли заявление о проведении проверки вида фактического использования здания, помещении в здании.

Вместе с тем, общество не предприняло никаких действий с целью предоставления своевременно в департамент укачанной информации.

Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 1 Постановления от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая действия сторон как-добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Согласно абз. 5 пункта 1 названного Постановления, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Ссылка апеллянта на информацию справочных систем не подтверждает наличие бездействия Департамента, поскольку эта информация не содержит сведений о фактическом использовании спорных помещений, кроме того, для того, чтобы найти указанную информацию в поисковых справочных системах, необходимо располагать сведениями о здании или о земельном участке, на котором оно расположено, адресе названных объектов недвижимости.

Кроме того, указанная информация не является достаточной для установления вида фактического использования помещения, с учетом комплекса мероприятий и подлежащей исследованию документации, в соответствии с вышеуказанным Порядком.

Также, на период формирования Перечня, недостаточно информации о том, что помещение фактически используется в целях размещения торгового объекта, поскольку в силу положений статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-О3 "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", уполномоченному органу необходимо установить, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором находится спорное помещение, составляет более 3000 кв.м.

Указанные обстоятельства могут быть установлены в рамках мероприятий по установлению вида фактического использования помещения.

При этом, сами по себе сведения информационной системы ЖКХ о площади нежилых помещений не могли быть использованы Департаментом при определении Перечня в отсутствие сведений о многоквартирном доме, кроме того, указанная информация не содержит вид фактического использования нежилых помещений в многоквартирном доме, характеристики которых, в том числе площадь, а также вид фактического использования может неоднократно изменяться, в связи с чем, подлежит проверке.

Действующим законодательством не установлена обязанность уполномоченного органа непрерывно отслеживать и проверять информацию об объектах недвижимости, в том числе с использованием поисковых и справочных систем, которые не могут сами по себя являться достаточными и достоверными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им. оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С учетом изложенного, непосредственно собственник объекта недвижимости располагает достоверной и полной информацией о принадлежащем ему объекте недвижимости и действуя добросовестно, принимая во внимание, что публичные сведения о принадлежащем ему помещении не позволяют идентифицировать помещение, как подлежащие включению в Перечень, должен был обеспечить направление в уполномоченный орган отсутствующей информации, или в соответствии с Порядком, направить заявление о проведении мероприятий по установлению вида фактического использования помещения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Оснований для пересмотра соответствующих выводов Арбитражного суда Новосибирской области у суда апелляционной инстанции не имеется.

В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании оспариваемого бездействия незаконным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, доводам заявителя дана надлежащая оценка. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями  258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                                          П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2021 по делу № А45-4182/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-РА"  – без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий 

Т.В. Павлюк

Судьи

И.И. Бородулина

С.Н. Хайкина