ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-6954/19 от 05.08.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                           Дело № А03-1399/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего      Аюшева Д.Н.,

судей:                                     Сбитнева А.Ю.,

                                               Ходыревой Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый И.Б., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-6954/2019) акционерного общества «Бийскэнерго» на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 июня 2019 года по делу № А03-1399/2019 (судья Прохоров В.Н.)

по иску акционерного общества «Бийскэнерго» (ОГРН 1112204000150, ИНН 2204052762), г. Бийск,

к товариществу собственников жилья «Бия» (ОГРН 1022200570040, ИНН 2227025910), г. Бийск,

о взыскании задолженности,

при участии в судебном заседании:

от истца: без участия,

от ответчика: без участия,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Бийскэнерго» (далее – АО «Бийскэнерго») обратилоськ товариществу собственников жилья «Бия» (далее – ТСЖ «Бия» ) о взыскании 38 462 руб. 30 коп. задолженности по договору приобретения коммунального ресурса № 7181 от 09.01.2017 за период с сентября по октябрь 2018 года.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04 июня 2019 года исковые требования удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 4273 руб. 54 коп. основного долга, 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, АО «Бийскэнерго» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование подателем указано следующее: у суда отсутствовали основания применения в отсутствие утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, показателя количества тепловой энергии, необходимой для подогрева; отсутствует утвержденный в установленном порядке норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; принцип статьи 544 ГК РФ нарушен, поскольку сверхнормативный объем ОДН ресурсоснабжающая организация не может предъявить к оплате ни гражданам - собственникам помещений МКД (исходя из п. 44 Правил N 354), ни управляющей организации.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что между АО «Бийскэнерго» и ТСЖ «Бия» подписан договор договором от 09.01.2017 приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах № 7181 (далее – договор).

В соответствии с указанным договором, АО «Бийскэнерго» (ресурсоснабжающая организация, РСО) обязалось поставлять ТСЖ «Бия» (абонент) тепловую энергию и теплоноситель для объектов теплоснабжения, в том числе многоквартирных домов, находящихся в его управлении, перечисленных в приложении №1 к договору (пункт 2.1.1 договора).

Абонент обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с условиями договора (пункт 3.2.1 договора).

В соответствии с пунктом 7.2 договора, он вступает в силу с момента подписания, условия договора применяются к взаимоотношениям сторон, возникшим до его заключения, а именно с 01.07.2016. Договор действует по 31.12.2017 и считается продленным ежегодно, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

Ссылаясь на неоплату ответчиком задолженности за период сентябрь – октябрь 2018 года, рассчитанной исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии, АО «Бийскэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец необоснованно при расчете объема тепловой энергии на подогрев воды, который должен определяться с применением расчетной величины на подогрев теплоносителя 0,067 Гкал/куб. м, учитывало показания общедомового приборов учета тепловой энергии.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

В силу части 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя управляющую организацию.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов исходя из стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзацем шестым пункта 38 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, предусмотренный на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В таком случае расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на СОИ, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия ОДПУ тепловой энергии.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 № 50 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края», установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края определенные с применением расчетного метода на 1 куб. м холодной воды, которые делятся на изолированные стояки с наружной сетью горячего водоснабжения и на без наружной сети горячего водоснабжения. Указанное решение вступило в силу с 01.07.2018.

Как следует из таблицы 4 приложения к решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 № 50, указанный норматив применяется к МКД без наружной сети горячего водоснабжения, имеющих неизолированные стояки с полотенцесушителями.

В материалах дела не представлены документы о характере технологического подключения инженерных сетей МКД к внешним сетям горячего водоснабжения. Вместе с тем, по данным, содержащимся на сайте www.reformagkh.ru в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», который предназначен для раскрытия информации организациями, осуществляемыми деятельность в сфере управления МКД, а также исходя из характеристик объектов, указанных в приложении № 1 к договору, система горячего водоснабжения рассматриваемых МКД имеет централизованный характер.

Централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении).

При данных обстоятельствах для расчета спорной платы подлежит применению норматив 0,067 Гкал/м², установленный для МКД с наружной сетью горячего водоснабжения, имеющих неизолированные стояки и полотенцесушители.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил №354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия ОДПУ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

Изложенный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Расчет количества коммунальной услуги по горячему водоснабжению МКД при наличии двухкомпонентного тарифа (теплоноситель и тепловая энергия) происходит особым способом (пункты 26, 27 приложения № 2 к Правилам № 354).

Таким образом, несмотря на общий приоритет приборного учета объемов поставленных ресурсов и при наличии возможности такого их учета в этом случае используется (частично) именно расчетный метод.

Данная правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, далее - Обзор №5 (2017) и определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 № 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 № 305-ЭС17-22548, от 18.07.2018 № 308-ЭС18-3663.

В этой связи вывод суда о неверном способе расчета истцом объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из показаний ОДПУ, фиксирующего количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, обоснован.

С учетом изложенного, установив, что меду сторонами отсутствуют разногласия по сумме задолженности, определенной с применением расчетной величины расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,067 Гкал/куб. м, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования по основному долгу частично, в сумме 4273 руб. 54 коп.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на подателя жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 июня 2019 года по делу №А03-1399/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Бийскэнерго» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий                                                                                    Д.Н. Аюшев

Судьи                                                                                                                   А.Ю. Сбитнев

                                                                                                                             Л.Е. Ходырева