СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А27-4223/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием системы веб – конференции, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (№ 07АП-7298/22 (1)) на решение от 20.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4223/2022 (судья – Аникина К.Е.) по заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления от 24.12.2021 № 39-20-27/10-15614 в части пункта 4,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя – ФИО2, доверенность, паспорт, диплом;
- от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность, паспорт, диплом, ФИО4, доверенность, паспорт, диплом,
у с т а н о в и л:
некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (далее – Фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Казначейство, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным представления от 24.12.2021 №39-20-27/10-15614 в части пункта 4.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.06.2022 требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что выданное представление не соответствует закону и нарушает гражданские права и законные интересы Фонда. Полагает, что ремонт отмостки дома относится к капитальному ремонту МКД наряду с прочими работами, выполнение которых необходимо при капитальном ремонте фасада здания. Указывает на то, что обязанность поддержания надлежащего состояния отмостки эксплуатирующими организациями не исключает обязанности регионального оператора обеспечивать организацию проведения капитального ремонта этих элементов в соответствии с перечнем видов работ, установленных ч.2 ст.166 Жилищного кодекса РФ, а также с принятым собственниками общего имущества многоквартирного дома решением о проведении определенного вида работ.
Казначейство в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 27.09.2021 по 09.11.2021 на основании приказов Казначейства от 23.09.2021 №559, от 05.10.2021 №590 в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах.
По результатам проверки Казначейством составлен Акт выездной проверки от 09.11.2021, в котором отражены выявленные нарушения требований законодательства.
По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес заявителя внесено представление №39-20-27/10-15614 от 24.12.2021, в частности согласно пункту 4 которого НО «Фонд капитального ремонта» вменено:
- в нарушение части 1 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, НО «Фонд капитального ремонта» в 2020 году в рамках исполнения договора от 07.10.2019 №04-19/186.КР.19 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту фасада в многоквартирном доме по адресу: <...>, за счет средств фонда капитального ремонта, приняты и оплачены работы по ремонту отмостки по акту о приемке выполненных работ от 28.10.2020 №1 на сумму 202 683 рубля 24 копейки (данный вид работ не установлен Перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 №672).
Посчитав указанное представление в части пункта 4 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого предписания в части пункта 4 недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Относительно доводов апелляционной жалобы в части отсутствия необходимости в выделении отмостки, как отдельного самостоятельного и дополнительного вида работ капитального характера, судом апелляционной инстанции отмечает следующее.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ).
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ).
Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в ст. 174 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).
Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.12.2016 №482 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы на 2017- 6 2019 годы (далее - Краткосрочный план), в том числе «Перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы, на 2017 - 2019 годы».
В рамках исполнения Краткосрочного плана на 2019 год НО «Фонд капитального ремонта» был заключен договор с ООО «Инвест-Строй» на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Кемеровской области от 07.10.2019 № 04-19/186.КР.19.
Предметом настоящего договора является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту фасада по адресу: <...> на общую сумму 2 589 227,30 рублей.
Разделом 10 локальной сметы № 7 на капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома: <...> предусмотрен ремонт отмостки.
В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 – 2043 годы, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 № 672, установлен перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту в многоквартирных домах, который дополнен следующими работами:
- работы по разработке проектной документации (в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством);
- работы по строительному контролю.
Таким образом, отмостка как самостоятельный вид работ не входит в перечень работ по капитальному ремонту.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в приложении № 4 к которым указано, что к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период, относится ремонт просевших отмосток.
В Приложении №7 к Правилам №170 также указано, что ремонт отмостки включен в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, а именно в пункте 1 в составе ремонтных работ фундамента, а также устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; в пункте 17 внешнее благоустройство к нему относится, ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников. В примерном перечне работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, в приложении №8 к Правилам №170 ремонт отмостки как вид работ также отсутствует.
Из приложения № 2 «Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт)» к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2- 04.2004 (утв. Госстроем России), следует, что в состав работ по текущему ремонту фундаментов входят работы по смене или ремонту отмостки.
С учетом того, что отмостка не выделена как самостоятельный вид работ, а из анализа положений ведомственных строительных норм и правил нет четкого определения к какому конструктивному элементу здания она относится, и как следует из вышеперечисленных ведомственных актов, ремонт отмостки проводится в составе текущего ремонта фундамента и подвальных помещений, а не в составе работ по капитальному ремонту фасада.
Указанные обстоятельства следует из многочисленных разъяснений, данных в письмах Минстроя России от 22.11.2017 №42752-ЕС/06, 27.03.2020 №9939-01706, 01.12.2021 №52733- MI706, 06.05.2022 №20032-АО/06), в соответствии с данными разъяснениями и правом, установленным ч.2 ст. 166 ЖК РФ, именно состав работ, (детализация), по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансируемых за счет средств собственников, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующем нормативном правовом акте.
Также вышеуказанными письмами разъяснено, что при определении состава работ по капитальному ремонту крыши, подвальных помещений, фасада, фундамента общего имущества в многоквартирном доме органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать положения ведомственных строительных норм (Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта», утв. Приказом Минстроя России от 25.11.2017 № 1582/пр: Методические рекомендаций от 15.02.2013; Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденных общим собранием членов Ассоциации региональных онера городов капитального ремонта 03.10.2019.
В связи с чем, суд пришел к верному выводу, что из анализа вышеприведенных ведомственных актов, следует, что дополнительные виды работ, а также детализированный состав работ должен быть предусмотрен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, что в рассматриваемом случае не имеет места.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отнес ремонт отмостки к текущему, применительно к спорной ситуации является необоснованным, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде представитель заявителя пояснила, что отмосткой применительно к работам на указанном выше многоквартирном доме, является асфальто – бетонное покрытие вокруг дома.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что отмостка является составной частью фасада здания. Заявителем также не представлены доказательства в подтверждение его доводом о необходимости проведения работ по отмостке в составе работ по капитальному ремонту фасада дома.
Апелляционный суд полагает, что Фондом под видом отмостки были выполнены работы по благоустройству придомовой территории, что охватывается понятием текущего ремонта и работ по содержанию имущества дома в надлежащем состоянии.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что выполнение работ по ремонту отмосток должно было осуществляться организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом в рамках приведения текущего ремонта, а не Фондом за счет средств фонда капитального ремонта.
Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности указал, что за счет средств Фонда в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 174 ЖК РФ).
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Относительно довода апелляционной жалобы в части несогласия с рекомендациями данными в письме Минстроя России от 27.03.2020 М9939-ОГ/06, на которые ссылается суд, ввиду их более позднего издания, чем проведение работ по капитальному ремонту фасада, апелляционной суд отмечает следующее.
Разъяснения, изложенные в письме Минстроя России от 27.03.2020 №9939-01706, несмотря на то, что датированы 23.03.2020, лишь подтверждают правильность выводов суда и Казначейства в части того, что ремонт отмостки должен быть предусмотрен нормативно правовым актом субъекта в составе работ соответствующих конструктивных элементов здания, в спорном случае в составе капитального ремонта фасада.
Как следует из данного письма, субъект Российской Федерации вправе дополнить установленный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень работ по капитальному ремонту, работами и услугами, необходимыми для полного и комплексного выполнения работ в соответствии с видами работ, утвержденными региональной программой капитального ремонта. Состав работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующем нормативном правовом акте. При определении состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать положения Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденных общим собранием членов Ассоциации региональных операторов капитального ремонта 3.10.2019. Выполнение работ, не предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, недопустимо за счет средств Фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Помимо вышеуказанного письма, подобного рода разъяснения даны в письме Минстроя России от 22.11.2017 №42752-ЕС/06 из которого, также следует, что до утверждения ведомственного акта, состав работ должен определяться органами государственной власти субъекта РФ в соответствующем нормативно правовом акте.
При определении состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме органам власти субъектов РФ рекомендуется учитывать положения Методических рекомендаций.
Фонд ссылался на письмо Минстроя России от 01.12.2021 №52733-МГ-06 из которого следует, что при подготовке проектной (сметной) документации в части определения состава работ необходимо руководствоваться составом работ по капитальному ремонту и технической политикой, утвержденными в субъекте РФ, а также учитывать требования национальных стандартов, сводов правил в строительстве и иных технических норм.
Из совокупности вышеперечисленных писем, следует, что именно состав работ, а не перечень работ и услуг (как установлено ч.1 ст. 166 ЖК РФ) должен регламентироваться нормативно правовым актом субъекта с учетом норм, стандартов и сводов правил в строительстве.
В связи с чем, судом сделаны обоснованные выводы о том, что в спорном случае проведение работ по отмостке в составе капитального ремонта фасада должно быть предусмотрено нормативно - правовым актом субъекта РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ремонт отмостки в составе работ, проводимых при капитальном ремонте стен и фасадов, предусмотрен в приложении Б СП 368.1325800.2017. «Свод Правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.11.2017 N 1582/пр) (далее- Правила) которыми и руководствовались при планировании и проведении работ по капитальному ремонту фасада, суд апелляционной отклоняет за необоснованностью, ввиду неверного толкования Правил.
В приложении Правил «Перечень Основных работ, проводимых при капитальном ремонте» таблица Б.1 п. 1 Конструктивные элементы и системы инженерно-технического обеспечения-стены, фасады, в видах работ указан ремонт отмостки. Это единственный ведомственный акт, который содержит в составе работ по капитальному ремонту фасада ремонт отмостки.
Также в настоящем своде Правил имеется оговорка, относительно спорных работ, а именно: в пункте 4.9 Правил указано, что при капитальном ремонте, проводимом в соответствии с ч. ч.1 и 2 статьи 166 ЖК 'РФ следует проводить ремонт (восстановление) и устранение неисправностей изношенных элементов; здания, включенных в 4.1 (Работы по капитальному ремонту согласно ч.1 статьи 166 ЖК РФ распространяются на следующие элементы здания: системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения,; водоотведения, 'относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого здания; лифты, лифтовые шахты, машинные и блочные помещения; крыши; подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу жилого здания; фасады; фундаменты); смену, восстановление отдельных элементов здания, включенных в 4.1. или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели жилого здания, то есть в данном пункте вид работ ремонт отмостки отсутствует.
В Приложении «В» «Виды основных технологических процессов при выполнении капитального ремонта», Правил, п. В. 1.8 Устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты почвы под фундаментами от размывания или намачивания значится в видах работ Фундаменты и подвальные помещения. Также в приложении Г Правил «Характерные дефекты конструкций и инженерного оборудования, подлежащие устранению в соответствии с проектом капитального ремонта жилого здания» Г.1 Конструкции Г. 1.1 Фундаменты, подвалы и технические подполья. Характерными дефектами фундаментов, подвалов и технических подполий являются следующие недостатки - неудовлетворительное состояние, водоотводящих лотков и отмостки, трещины в плоскости примыкания отмостки к наружным стенам.
Следовательно, сделать однозначный вывод о том, что данные Правила устанавливают возможность проведения капитального ремонта отмостки в составе работ по капитальному ремонту фасада также не представляется возможным.
В соответствии с правом, установленным ч.2 ст. 166 ЖК РФ, при необходимости
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и
(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме может
быть дополнен.
Иными словами, в рамках проведения капитального ремонта фасада можно проводить ремонт отмостки в случае, если этот вид работ включен в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при формировании состава работ по ремонту фасада следует руководствоваться ч. ч.1 и 2 ст. 166 ЖК РФ и нормативно-правовым актом субъекта РФ.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно не установлено совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным (статья 201 АПК РФ), выводы суда о законности предписания являются мотивированными и обоснованными, в удовлетворении требований заявленных отказано правомерно.
Коллегия апелляционного суда полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение от 20.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4223/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно – Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий О.О. Зайцева
Судьи С.В. Кривошеина
ФИО1