634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-11381/2021
20 октября 2021 года
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (№07АП-7634/21) на решение от 20.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-11381/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1 (ОГРН <***>), с. Кыштовка к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) (ОГРН <***>), г. Татарск об отмене решения от 13.04.2021 №064S19210014624,
У С Т А Н О В И Л:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1 (далее – заявитель, МБОУ Кыштовская СОШ № 1, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Татарске Новосибирской области об отмене решения от 13.04.2021 №064S19210014624.
Произведена замена заявителя с учетом универсального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее – Пенсионный фонд).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 20.07.2021 (резолютивная часть от 13.07.2021) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что 5-дневный срок для исправления ошибок в сведениях, предусмотренный частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), нарушен исключительно по вине самого страхователя.
Пенсионным фондом в направляемых страхователю уведомлениях об исправлении ошибок каждый раз указывались конкретная причина непринятия сведений, подробный отчет об ошибке -описание проверки, место ошибки и требуемое действие.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, МБОУ Кыштовская СОШ № 1 с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МБОУ Кыштовская СОШ № 1 зарегистрировано в качестве страхователя.
Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), в отношении МБОУ Кыштовская СОШ № 1 .
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.03.2021№ 064S18210008172.
Пенсионным фондом обнаружено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-стаж за отчетный период 2020 год предоставлены в Пенсионный фонд – 09.03.2021, то есть сведения представлены позже срока, установленного Федеральным законом №27-ФЗ.
Решением от 13.04.2021 № 064S19210014624 «О применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» МБОУ Кыштовская СОШ № 1 привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27 - ФЗ в виде штрафа в размере 60000 рублей.
МБОУ Кыштовская СОШ № 1 с решением Пенсионного фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины учреждения в допущенном нарушении, о принятии страхователем необходимых мер для исполнения обязательств в установленный срок и в установленном порядке, что исключает возможность привлечения к ответственности
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ МБОУ Кыштовская СОШ № 1 является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016
№ 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - Постановление № 83п).
Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».
В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В пункте 37 Инструкции № 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции № 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Оспариваемым решением Пенсионного фонда МБОУ Кыштовская СОШ № 1 привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за предоставление несвоевременно сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в виде применения финансовых санкций в размере 60000 руб. При этом Пенсионный фонд указывает на несвоевременность устранения страхователем ошибки в представленной отчетности, в связи с чем сведения представлены с нарушением срока, а именно 09.03.2021.
Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии вины у заявителя в допущенном нарушении с учетом того, что страхователем представлен отчет 15.02.2021, но в связи с поступавшими уведомлениями от Пенсионного фонда об устранении ошибок и (или) несоответствий, данный отчет принят только 09.03.2021.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Татарске Новосибирской области (межрайонного) по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью от страхователя - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кыштовская средняя общеобразовательная школа № 1 15.02.2021 поступили сведения по форме СЗВ-СТАЖ исходная за 2020 год на 121 застрахованное лицо, однако, отчетность не была принята из-за грубой ошибки.
При проверке отчетности специалистом Пенсионного фонда выявлено, что ранее, 10.01.2020, страхователь представлял сведения по форме СЗВ-СТАЖ исходная за 2020 год на 1 застрахованное лицо - ФИО1 СНИЛС 028- 421-746 44. Документ принят со статусом «ситуация возможная, но требующая разъяснений (проверки)», так как в отчете дата окончания стажевого периода застрахованного лица ФИО1 была больше даты заполнения документа.
20.01.2020 страхователь - МБОУ Кыштовская СОШ № 1 представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ корректирующая за 2020 год на 1 застрахованное лицо ФИО1, документ принят без ошибок.
В связи с тем, что при предоставлении формы СЗВ-СТАЖ исходная не должно быть ранее представлено формы СЗВ-СТАЖ исходная за один и тот же период от одного и того страхователя, поэтому вторая форма СЗВ-СТАЖ исходная за 2020 год на 121 застрахованное лицо от 15.02.2021 не была принята.
15.02.2021 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок.
Однако при этом Пенсионным фондом в отношении ФИО1 принята форма 20.01.2020 фактически за 2020 год, тогда как такой отчетный период не закончился, такая форма не могла быть представлена.
Каких либо уточнений по данному обстоятельству Пенсионным фондом у учреждения не запрошено.
15.02.2021 представлена надлежащая форма за 2020 год, которая по своему содержанию соответствовала всем требованиям Федерального закона № 27-ФЗ и не была принята Пенсионным фондом только потому, что ранее учреждением ошибочно как исходная форма за 2020 год была представлена в отношении ФИО1 (единственного сотрудника).
После этого, 25.02.2021 (по истечении 6 рабочих дней, но до истечения установленного в законе срока представления сведений) в адрес Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью от страхователя - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кыштовская средняя общеобразовательная школа № 1 поступили сведения по форме СЗВ-СТАЖ дополняющая за 2020 год на 121 застрахованное лицо, в том числе и на ФИО1
Так как сведения по застрахованному лицу ФИО1 уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на основании формы СЗВ-СТАЖ исходная от 10.01.2020, а сведения по форме СЗВ- СТАЖ дополняющая не могут быть представлены за период, данные по которому уже учтены, отчетность снова не была принята из-за грубой ошибки.
26.02.2021 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок.
То есть Пенсионным фондом вновь не были уточнены данные в отношении фактически ошибочной формы от 10.01.2020 в отношении одного сотрудника.
После этого, 01.03.2021 (в пределах 5 дневного срока) страхователь - МБОУ Кыштовская СОШ № 1 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ дополняющая за 2020 год вновь на 1 застрахованное лицо ФИО1, документ вновь не был принят - сведения по застрахованному лицу ФИО1 уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на основании формы СЗВ-СТАЖ исходная за 2020 год от 10.01.2020, а сведения по форме СЗВ-СТАЖ дополняющая не могут быть представлены за период, данные по которому уже учтены.
Об этом 03.03.2021 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок.
После этого, 07.03.2021 (в пределах 5-дневного срока) в адрес Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью от страхователя — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кыштовская средняя общеобразовательная школа № 1 поступили сведения по форме СЗВ-СТАЖ исходная за 2020 год на 120 застрахованных лиц, однако, данная отчетность вновь не была принята из-за грубой ошибки - ранее форма СЗВ-СТАЖ исходная за этот же период страхователем уже представлена, поэтому вторая форма СЗВ-СТАЖ исходная принята быть не может.
07.03.2021 страхователю вновь направляется уведомление об устранении ошибок. После этого, 09.03.2021 (в пределах 5 дневного срока) страхователем - МБОУ Кыштовская СОШ № 1 в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ дополняющая за 2020 год на 120 застрахованных лиц.
Документ принят без ошибок.
Учреждением после каждого уведомления в установленные 5 дневные сроки либо до истечения срока представления отчетности представлялись скорректированные сведения, которые, однако, отклонялись Пенсионным фондом, из направляемых уведомлений невозможно четко и достоверно понять причины отклонения отчета, в том числе, с учетом того, что в 2020 году был принят без выяснения дополнительных обстоятельств и фактического отчетного периода отчет от 10.01.2020 как за 2020 год, но только в отношении 1 застрахованного лица.
Федеральный закон № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, а также срок предоставления дополняющих форм отчетности.
Принятый судом подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в своевременном устранении допущенных ошибок, а не к пассивному поведению при позднем получении уведомления, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период, откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности; формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для привлечения общества к ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Право установления и оценки обстоятельств, исключающих ответственность, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковыми обстоятельства, установленные им в ходе судебного разбирательства.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины как обязательного элемента состава правонарушения.
Привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления им сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Согласно правовому подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 20.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-11381/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.И. Бородулина