ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-7801/2022 от 06.09.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                  Дело № А45-7256/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                 Зайцевой О.О.,

судей:                                                Кривошеиной С.В.

                                                ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством применения системы веб – конференции, апелляционную жалобу Новосибирской транспортной прокуратуры Западно - Сибирской транспортной прокуратуры (№ 07АП-7801/22), на решение от 18.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-7256/2022 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению Новосибирской транспортной прокуратуры Западно - Сибирской транспортной прокуратуры, г. Новосибирск к 1) Сибирской оперативной таможне, <...>) Новосибирской таможни, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Авек», об отмене решения от 28.02.2022 № 10614000/131п/29а и постановления от 29.10.2021 № 10609000-1937/2021, направлении дела на новое рассмотрение,

при участии в судебном заседании:

- от Сибирской оперативной таможни – ФИО2, доверенность, диплом, паспорт, ФИО3, доверенность, диплом, паспорт;

- от Новосибирской таможни – ФИО4, доверенность, диплом, паспорт, 

у с т а н о в и л:

Новосибирская транспортная прокуратура Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее – заявитель, транспортная прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к 1) Сибирской оперативной таможне, 2) Новосибирской таможне (далее – заинтересованные лица, таможенный орган) об отмене решения от 28.02.2022 № 10614000/131п/29а и постановления от 29.10.2021 № 10609000- 1937/2021, направлении дела на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2022  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, транспортная прокуратура обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что в оспариваемом постановлении таможенным органом неверно определена дата совершения правонарушения – 31.08.2021, вместо 17.11.2020.

 Сибирская оперативная таможня,  Новосибирская таможня в отзывах на апелляционную жалобу возражают против ее доводов, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители таможенных органов поддержали свои позиции по делу.

Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что статистическая форма учета перемещения товара (далее - статформа) с системным номером ED20210831070859588 по импортной поставке в адрес ООО «АВЕК» от ТОО «Фортунамед» №812000673 (212013, <...>) за отчетный период октябрь 2020 года заполнена ООО «АВЕК» на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети «Интернет» (www.customs.ru) и направлена через Личный кабинет 31.08.2021 с использованием электронной подписи, выданной директору ООО «АВЕК» ФИО5.

Статформа зарегистрирована в автоматическом режиме 31.08.2021 с присвоением регистрационного номера № 10609000/310821 /С 157632.

Согласно сведениям графы 10 (Документы) статформы №10609000/310821/С 157632 получение товаров осуществлено в соответствии с договором № 27/18 от 21.05.2018 по счетам-фактурам: №№ ВМ1 083 992, ВМ1 083 993 от 05.10.2020, № ВШ941 215 от 15.10.2020, по товарным накладным №№ 1083992, 1083993 от 05.10.2020, № 941215 от 15.10.2020.

Согласно графе «Отчетный период», месяцем отгрузки товаров является октябрь 2020 года. Обществом через личный кабинет статформа № 10609000/310821/С157632 заполнена 31.08.2021.

Выявив в действиях общества нарушение сроков представления статистической отчетности, таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 29.10.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10609000-1937/2021, согласно которому ООО «Авек» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением Новосибирской таможни, прокуратура обратилась в Сибирскую оперативную таможню с протестом на указанное постановление.

В протесте заместитель Новосибирского транспортного прокурора просит постановление Новосибирской таможни от 29.10.2021 о назначении административного наказания по делу об АП № 10609000-1937/2021 изменить в части указания даты выявления правонарушения, поскольку таможенным органом неверно определена дата совершения административного правонарушения, а именно, из постановления следует, что датой совершения административного правонарушения является 31.08.2021, тогда как должно быть указано 17.11.2020.

Решением от 28.02.2022 по протесту на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10614000/131п/29а постановление № 10609000-1937/2021 оставлено без изменения, протест – без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением Новосибирской таможни и решением Сибирской оперативной таможни, прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении порядка привлечения общества к административной ответственности, в том числе и в пределах срока для привлечения к административной ответствен-
ности независимо от той или иной даты совершения (обнаружения) правонарушения.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) одной из основных функций (обязанностей) таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации.

Согласно статье 276 Федерального закона № 289-ФЗ таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза

В соответствии со статьей 278 Федерального закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств -членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение №4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 03.12.2018 № 197 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

Частью 2 статьи 278 Закона №289-ФЗ обязанность предоставлять в таможенный орган статформу установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств -членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.

Статформа заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет). Датой представления статформы в таможенный орган является дата направления статформы в таможенный орган через личный кабинет.

Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму.

В силу пункта 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.

Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

Судом первой инстанции установлено, не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в нарушение вышеприведенных правовых норм третье лицо представило статистические формы учета перемещения товаров за отчетный период - октябрь 2021 года в таможенный орган лишь 31.08.2021, то есть с нарушением установленного законодательством срока.

В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения срока предоставления в таможенный орган статистической формы за отчетный период - октябрь 2021 года подтверждается материалами дела, обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, событие и наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является доказанным.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом

Объективная сторона по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ заключается в непредставлении (несвоевременном) в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; в предоставлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статья 19.7.13 КоАП РФ, не содержит характерных особенностей длящегося правонарушения. Действия (бездействие), образующие объективную сторону носят завершенный характер и считаются начатыми и оконченными в день, когда обязанность по предоставлению статистической формы должна быть исполнена.

Статистическая форма учета должна быть подана за каждый месяц, в котором осуществлялась отгрузка товаров (либо несколько отгрузок товаров). Предоставление одной статистической формы учета за несколько отчетных периодов не допускается.

В соответствии с пунктами 6, 7 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. В качестве отчетного периода указывается месяц фактического ввоза (вывоза) товаров.

Согласно пункту 9 Правил статформа представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Законодательством установлена обязанность предоставления статистической формы к определенному времени, что в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывает на то, что правонарушение не является длящимся.

В связи с чем, довод таможенного органа, что данное правонарушение является оконченным в день подачи в таможенный орган статформ с нарушением срока, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Отклоняя доводы таможенного органа о том, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня подачи статистической формы в таможню (31.08.2021), суд правомерно руководствовался указаниями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока), и принял во внимание, что соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 15.11.2020 (то есть к определенному сроку).

По состоянию на 16.11.2020 (дата, следующая за днем завершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.

Таким образом, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого третье лицо обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность представлять в таможенный орган статформу для лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими, то правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13. КоАП РФ, совершенное третьим лицом, не является длящимся.

Вместе с тем, позиция таможенного органа противоречит нормам действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, ООО «Авек» в нарушение пунктов 7, 10 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, не представило в Новосибирскую таможню статистическую форму учета на товар, переданный с территории Российской Федерации в Республику Беларусь за отчетный период октябрь 2020 года, в срок до 15.11.2020 (отчет передан только 31.08.2021).

Между тем, независимо от неправильной квалификации таможенным органом правонарушения как длящегося, суд первой правильно указал, что на дату вынесения обжалуемого постановления от 29.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10609000-1937/2021 годичный срок давности привлечения ООО «АВЕК» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ не истек.

Так, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.

Как усматривается из изложенных выше обстоятельств, подтвержденных материалами дела, срок для привлечения общества на момент вынесения оспариваемого постановления – 29.10.2021 действительно не истек.

Довод заместителя Новосибирского транспортного прокурора, о том, что в оспариваемом постановлении неверно указана дата совершения административного правонарушения 31.08.2021, судом первой инстанции рассмотрен и признан обоснованным.

Несмотря на это судом обосновано констатировано, что спорная дата, указанная в постановлении Новосибирской таможни от 29.10.2021 о назначении административного наказания по делу об АП № 10609000- 1937/2021, не влияет на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в действиях третьего лица имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, срок давности на момент привлечения общества к ответственности не истек, несмотря на неверно определенную таможенными органами дату совершения правонарушения.

Как справедливо указано судом первой инстанции, материалы дела не содержат подтверждения наличия существенных процессуальных нарушений при вынесении оспариваемых постановления и решения таможенных органов.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что заявитель подменяет понятия момент начала течения срока давности привлечения к административной ответственности и момент совершения правонарушения, смешивая данные категории.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.

Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.

Исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и квалифицировать совершенное административное правонарушение в качестве малозначительного, судом первой инстанции не установлено.

Суд апелляционной инстанции считает, что совершенное заявителем правонарушение посягает напрямую на интересы государства, так как искажает статистику взаимной торговли и свидетельствует в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовой обязанности.

В данном случае состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержат.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

            Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

                                               п о с т а н о в и л:

решение от 18.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-7256/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Новосибирской транспортной прокуратуры Западно - Сибирской транспортной прокуратуры - без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно – Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

         Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий                                                                 О.О. Зайцева

Судьи                                                                                                            С.В. Кривошеина 

                                                                                                                       ФИО1