634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск Дело № А67-6353/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (№07АП881/2022) на решение от 28.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу № А67- 6353/2021 (судья А.В. Кузьмин) по иску Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (634041, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Региональные цифровые платформы» (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 3 134 925 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области: ФИО2 по доверенности от 30.12.2021 (до 31.12.2022),
от общества с ограниченной ответственностью «Региональные цифровые платформы»: ФИО3 по доверенности от 21.12.2021 (до 31.12.2023).
УСТАНОВИЛ:
Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональные цифровые платформы» (далее – ООО «РЦП», общество) о взыскании средств бюджетной субсидии в сумме 3 134 925 рублей, предоставленной по соглашению от 30.04.2020 № 05-20/03.
Решением от 28.12.2021 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой выражает несогласие с выводами суда о расходовании средств субсидии в соответствии с условиями ее предоставления, просит решение суда отменить.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела приказом Департамента от 29.01.2020 № 5 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат, возникающих при реализации проекта «Цифровые технологии» (далее – Порядок № 5, Правила предоставления субсидии).
Согласно пункту 2 данного Порядка целью предоставления из областного бюджета субсидий является финансовое обеспечение затрат, возникающих при реализации регионального проекта «Цифровые технологии» государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 359а «Об утверждении государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области».
В целях получения субсидии ООО «РЦТ» представило заявление от 16.04.2020
№16/09, документы, подтверждающие соответствие получателя субсидии условиям ее предоставления, и направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме согласно приложению № 2 к Порядку № 5 с приложением экономически обоснованного расчета.
Согласно направлениям расходов общество намеревалось использовать средства субсидии в сумме 2 100 000 рублей для финансирования расходов на оплату работ (услуг) по обновлению и техническому сопровождению (технической поддержке) автоматизированных информационных систем (программного обеспечения), включая поддержку серверной инфраструктуры, исправление критических ошибок, влияющих на основной функционал продукта, обеспечение его бесперебойной работы и обработку запросов на добавление нового контента, разработку программного обеспечения, доработку сервисов.
Общая сумма субсидии для финансирования всех запланированных направлений расходов составляет 3 134 925 рублей.
В приложенном экономически обоснованном расчете затрат на обновление и техническое сопровождение (техническую поддержку) автоматизированных информационных систем указано, что получателем субсидии планируется заключение договора на оперативную доработку сервисов tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tour.tomsk.life с целью обеспечения вновь возникающих потребностей администраторов и пользователей сервисов.
В соответствии с приложенными коммерческими предложениями оптимальная стоимость услуг по доработке сервисов составляет 300 000 рублей.
По результатам рассмотрения заявления между Департаментом (главным распорядителем средств областного бюджета) и ООО «РЦП» (получателем) подписано соглашение от 30.04.2020 № 05-20/03, предметом которого является предоставление обществу из областного бюджета в 2020 году субсидии на финансовое обеспечение затрат получателя, возникающих при реализации регионального проекта «Цифровые технологии».
Согласно пункту 2.1 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, составляет 3 134 925 рублей.
В силу пункта 3.3 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 субсидия предоставляется при выполнении следующего условия: определение направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
Пунктом 5.3 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03 установлено, что получатель обязался направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, определенных в соответствии с пунктом 3.3 соглашения.
Главный распорядитель средств областного бюджета обязался в случае, если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, направлять получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в областной бюджет в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты принятия решения о возврате средств субсидии (пункт 5.1.5 соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03).
Платежным поручением от 08.05.2020 № 197615 Департамент перечислил ответчику сумму субсидии в размере 3 134 925 рублей.
Согласно отчету об использовании средств субсидии, представленному обществом по результатам исполнения соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03, в рамках доработки функционала цифровой платформы Томской области был разработан новый раздел страницы biz.tomsk.life, в котором представлен актуальный список мер поддержки для предпринимателей в условиях Covid-19, добавлена кнопка «Антикризисные меры», разработана анкета в разделе https://biz.tomsk.life/anti-crizis, на главной странице на основном баннере справа от кнопки «Антикризисные меры» поставлена кнопка «Меры поддержки ЖКХ».
В подтверждение использования средств субсидии представлены: договор от 06.05.2020 № US-RCP-200506, заключенный обществом с обществом с ограниченной ответственностью «ЮЭС-продакшн» (исполнителем), на выполнение работ (услуг) по доработке сервисов tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tech.tomsk.life, tour.tomsk.life; дополнительные соглашения от 06.05.2020 №№ 01, 02 к указанному договору, согласно которым исполнитель обязался выполнить работы по разработке раздела «Новости» (biz.tomsk.life), разработке раздела «Навигатор по covid-19» (biz.tomsk.life), доработке сайта biz.tomsk.life; акты оказанных услуг от 19.05.2020 № 66, от 22.06.2020 № 83 на общую сумму 300 000 рублей; платежные поручения от 21.05.2020 № 92, от 22.06.2020 № 127 на общую сумму 300 000 рублей.
Полагая, что субсидия использована обществом не в соответствии с направлениями затрат и экономически обоснованным расчетом, поскольку осуществлена доработка одного сервиса (biz.tomsk.life), а не пяти сервисов, указанных в экономически обоснованном расчете (tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tour.tomsk.life), Департамент письмом от 28.04.2021 № 52-02-0313 потребовал от ООО «РЦП» возвратить средства субсидии в сумме 250 000 рублей.
Письмом от 27.05.2021 № 54 ООО «РЦП» сообщило Департаменту об отказе возвратить средства субсидии, поскольку вся сумма в размере 300 000 рублей потрачена на цели, определенные соглашением от 30.04.2020 № 05-20/03.
В связи с данным обстоятельством Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия основания как для вывода о несоответствии общества и (или) поданного им заявления условиям предоставления субсидии, так и для вывода о расходовании средств субсидии не в соответствии с заявленными направлениями расходов.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело находит установленным следующее.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 названного Кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства.
На основании Постановления Администрации Томской области от 31.07.2019
№ 279а Департамент определен уполномоченным органом на принятие нормативных правовых актов, утверждающих порядки предоставления субсидий.
Согласно пункту 2 Порядка № 5 целью предоставления из областного бюджета субсидий является финансовое обеспечение затрат, возникающих при реализации регионального проекта «Цифровые технологии» государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 359а «Об утверждении государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области».
Согласно подпункту 2 пункта 5 Порядка № 5 условием предоставления субсидий является определение направлений расходов в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка направления расходов должны соответствовать цели предоставления субсидии, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, и включают затраты на разработку или организацию цифровых модулей в рамках цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, расходы на разработку или организацию цифровых платформ в сфере здравоохранения, образования, государственного управления, городского хозяйства, развития предпринимательства и человеческого капитала, в том числе: оплата труда работников и обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации; приобретение мебели, электронно-вычислительной техники, оборудования для обработки информации, копировально-множительного оборудования, лабораторного оборудования, программного обеспечения, периферийных устройств, комплектующих для персональных компьютеров, канцелярских принадлежностей и расходных материалов, необходимых для обеспечения деятельности и развития получателя субсидии; оплата коммунальных услуг, услуг связи, аренды помещений, услуг по уборке, охране и обеспечению пожарной безопасности помещений; оплата услуги по интеграции новых и существующих бизнес-процессов в цифровой формат; оплата расходов на разработку и интеграцию программного обеспечения; оплата работ (услуг) по обновлению и техническому сопровождению (технической поддержке) автоматизированных информационных систем (программного обеспечения), включая поддержку серверной инфраструктуры, исправление критических ошибок, влияющих на основной функционал продукта, обеспечение его бесперебойной работы и обработку запросов на добавление нового контента, разработку программного обеспечения, доработку сервисов; оплата проведения монтажных и пусконаладочных работ; оплата проведения испытаний и опытной эксплуатации; оплата расходов на разработку и изготовление комплектов конструкторской, технической и эксплуатационной документации; оплата услуг банка; оплата услуг сервисов по поиску сотрудников; оплата маркетинговых и рекламных услуг; оплата услуг юриста; оплата услуг специалиста по созданию текстов для наполнения сервисов; оплата услуг по комплексному аудиту информационной безопасности, построению систем сетевой безопасности, разработке специализированной документации по безопасности; оплата транспортных и экспедиционных услуг.
При подаче заявления о предоставлении субсидии ответчиком были определены направления расходов, которые соответствовали направлениям расходов, указанным в пункте 7 Порядка № 5. В частности, ответчиком указано, что средства субсидии в размере 300 000 рублей будут направлены на обновление и техническое сопровождение (техническую поддержку) автоматизированных информационных систем, на оперативную доработку сервисов региональной цифровой платформы Томской области.
Заявление общества соответствовало условиям предоставления субсидии, так как содержало сведения о направлениях расходов и экономически обоснованный расчет затрат по обозначенным направлениям.
Материалами дела подтверждается, что средства субсидии в сумме 300 000 рублей использованы ответчиком в соответствии с заявленными направлениями расходов, а именно для оперативной доработки сервиса biz.tomsk.life.
Порядком № 5, которым установлены правила и условия предоставления субсидии, соглашением от 30.04.2020 № 05-20/03 не предусмотрено требование к получателю о направлении средств субсидии на финансирование расходов в отношении определенного количества сервисов автоматизированных информационных систем; условием предоставления субсидии являлось финансирование за счет средств субсидии тех видов затрат, которые возникают при реализации регионального проекта «Цифровые технологии» (цель предоставления субсидии), и соответствуют направлениям расходов, установленных в пункте 7 Порядка № 5, без конкретизации количества и наименования сервисов автоматизированных информационных систем, в отношении которых получателем понесены затраты, в связи с чем, судом первой инстанции отклонены доводы о том, что средства субсидии направлены на доработку лишь сервиса biz.tomsk.life, а не всех сервисов, поименованных в экономическом обосновании затрат (tomsk.life, biz.tomsk.life, act.tomsk.life, data.tomsk.life, tour.tomsk.life).
Из текста экономически обоснованного расчета затрат, представленного ответчиком с заявлением о предоставлении субсидии, также не следует, что получатель субсидии обязался направить средства субсидии на доработку всех сервисов, поименованных в экономическом обосновании затрат.
Департамент, полагая, что обществом за счет средств субсидии должна была осуществляться доработка пяти сервисов информационной системы, не указал, какие из этих сервисов (кроме сервиса biz.tomsk.life) требовали доработки в период действия соглашения от 30.04.2020 № 05-20/03, и в каком виде доработка должна была осуществляться обществом.
Субсидия по соглашению предоставлена ООО «РЦП» Департаментом на основании утвержденного самим Департаментом Порядка и при наличии полного пакета обосновывающих документов, проверенных и принятых компетентным органом – Департаментом без возражений и замечаний, ООО «РЦП» было вправе полагать, что у главного распорядителя бюджетных средств (Департамента) нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации расходование денежных средств на спорную сумму не может быть признано нецелевым.
Возврат субсидии, использованной ООО «РЦП» в соответствии с целевым назначением, приведет к недостижению целей и задач предоставления бюджетных средств, заявленных Государственной программой «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 359а, – повышение эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в Томской области, содействие созданию на территории Томской области «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.
Приведенные в жалобе доводы не относятся к обстоятельствам, которые повлекли принятие необоснованного судебного акта
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение от 28.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-6353/2021 оставить без изменения,апелляционную жалобу Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий: И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
ФИО1