СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А67-9036/2021
17 марта 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества «ТомскРТС» (№ 07АП-908/2022) на решение от 14.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-9036/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Сулимская Ю.М.), по заявлению акционерного общества «ТомскРТС» (634050, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене Постановления от 29.09.2021 по делу 070/04/9.21-346/2021,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратуры Томской области (634050, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1 (г. Томск),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ТомскРТС» (далее – АО «ТомскРТС», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления от 01.10.2021 № АБ/5499 по делу 070/04/9.21-346/2021. Кроме того, заявитель просил суд, в случае если тот придет к выводу о наличии состава правонарушения, признать его малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ограничиться устным замечанием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Томской области, ФИО1.
Определением от 23.11.2021 судом принято заявление АО «ТомскРТС» об уточнении требований, согласно которому заявитель просит о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.09.2021 по делу 070/04/9.21-346/2021.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Томской области от 14.01.2022 (резолютивная часть изготовлена 20.12.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «ТомскРТС» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление административного органа отменить или признать административное правонарушение малозначительным.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ; в нарушение Федерального закона №294-ФЗ проверка не была включена в реестр плановых проверок; основания для применения Правил №787 отсутствовали, поскольку объект заявителя не попадает в радиус эффективного теплоснабжения, в связи с чем пятидневный срок для направления ответа заявителю, установленный пунктом 16 Правил №787 в данном случае применению не подлежит; в рассматриваемом случае подлежала применению статья 2.9 КоАП РФ.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе общество указывает, что вменяемые АО «ТомскРТС» судом первой инстанции незаконные действия к рассматриваемому случаю не имеют никакого отношения, поскольку судом игнорируется, что объект недвижимости по адресу: <...>, в радиус эффективного теплоснабжения источника тепловой энергии - АО «ТомскРТС» не попадает в силу пункта 3 Правил №787 и части 3 статьи 14 Закона №190, что невозможно провести процедуры, предписанные пунктом 16 Правил №787 по подключению к централизованной системе теплоснабжения ввиду нахождения объекта заявителя вне определенного действующей схемой теплоснабжения, РЭТ, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП РФ.
От Прокуратуры в порядке статьи 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, полагая доводы апелляционной жалобы несостоятельными и основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к ней, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании решения № 23/1-2021 и.о. заместителя прокурора г. Томска в отношении АО «ТомскРТС» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении технологического подключения, в ходе проведения которой установлено, что 10.06.2021 ФИО1 обратился в АО «ТомскРТС» с заявкой о подключении к системе теплоснабжения одноэтажного блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, рассмотрев обозначенную заявку и установив факт отсутствия технической возможности подключения жилого дома, АО «ТомскРТС», рассмотрев заявку и установив факт отсутствия технической возможности подключения данного объекта, 29.06.2021 направило в адрес заявителя ФИО1 уведомление об отказе в заключении договора подключения объекта к системе теплоснабжения от 22.06.2021 № 544/ТРТС/ПС/1274 с нарушением пятидневного срока, установленного пунктом 16 Правил №787. Также вопреки установленным требованиям закона уведомление от 22.06.2021 № 544/ТРТС/ПС/1274 не содержало предложения о праве выбора заявителя одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил №787.
В связи с наличием в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении АО «ТомскРТС» вынесено постановление от 02.09.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, которое с материалами проверки направлено в Томское УФАС России для рассмотрения по существу.
29.09.2021 Томским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/9.21-346/2021, которым АО «ТомскРТС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, АО «ТомскРТС» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и отсутствия оснований для признания, вмененного обществу административного правонарушения, малозначительным.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.
Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона о теплоснабжении, подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
Указанное в части 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении, подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
Порядок подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения установлен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (далее – Правила № 787).
Лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении (далее - заявители) (абзац 4 пункта 3 Правил № 787).
Согласно пункту 4 Правил № 787 теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.
Пунктом 7 Правил № 787 предусмотрено, что основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения, в том числе в случаях необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения.
Сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения императивно определены в подпункте «б» пункта 16 Правил № 787.
Согласно пункту 16 Правил № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения:
- подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;
- подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.
В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения.
В случае если заявитель выбирает вариант подключения к системам теплоснабжения, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, он в ответном письме исполнителю подтверждает свое согласие на осуществление подключения после выполнения исполнителем мероприятий, указанных в пункте 18 настоящих Правил, независимо от срока их выполнения.
В соответствии с пунктом 18 Правил подключения к системам теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения и выбора заявителем процедуры подключения в порядке, предусмотренном абзацем третьим п. 16 Правил подключения к системам теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора заявителем порядка подключения обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.
В случае если теплоснабжающая организация или теплосетевая организация направила обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного предложения, направляет его в соответствующий орган местного самоуправления.
В течение 30 дней со дня получения указанного предложения, поступившего, в том числе, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, орган местного самоуправления направляет в теплоснабжающую организацию или теплосетевую организацию решение о включении соответствующих мероприятий в схему теплоснабжения или об отказе во включении таких мероприятий в схему теплоснабжения.
Согласно пункту 20 Правил № 787 в случае если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, заявитель вправе потребовать возмещение убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в антимонопольный орган.
Судом установлено и следует из материалов дела, АО «ТомскРТС», рассмотрев заявку от 10.06.2021 ФИО1 о подключении к системе теплоснабжения одноэтажного блокированного жилого дома с придомовыми участками, расположенного по ул. Московский тракт, 95, г. Томск, и установив факт отсутствия технической возможности подключения данного объекта, 29.06.2021 направило в адрес ФИО1 уведомление об отказе в заключении договора подключения жилого дома к системе теплоснабжения от 22.06.2021 г. № 544/ТРТС/ПС/1274 с нарушением 5-дневного срока, установленного пунктом 16 Правил № 787. При этом, уведомление не содержало предложения о праве выбора заявителя одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил № 787.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно поддержал позицию Управления о том, что в действиях АО «ТомскРТС» установлены нарушения требований пункта 16 Правил № 787, то есть подтверждена объективная сторона вмененного правонарушения.
Отклоняя доводы заявителя в части отсутствия в действиях АО «ТомскРТС» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, апелляционный суд исходит из того, что правовое значение в данном случае имеет не радиус эффективного водоснабжения, а выполнение обществом требований Правил №787.
В данном случае, общество полагая, что не имеет технической возможности подключения объекта к системе теплоснабжения, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения, АО «ТомскРТС» не выполнило требования по направлению письма ФИО1 с предложением выбрать один из двух вариантов подключения (пункта 16 Правил №787).
При этом, норма части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает событие административного правонарушения, которое выражается не только в отказе от заключении договора, но и в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к тепловым сетям, что и было допущено заявителем.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что попадание или не попадание объекта заявителя в радиус эффективного теплоснабжения не освобождает АО «ТомскРТС» от обязанности совершить действия, предусмотренные пунктом 16 Правил № 787.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений пункта 16 Правил №787, в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа в рамках предоставленных полномочий, мотивировано, содержит ссылки на нормативные акты, требованиям статьи 29.10 КоАП РФ не противоречит.
Доводы АО «ТомскРТС» об инициировании поверки в отсутствие обращения ФИО1, а также не включении проверки в реестр плановых проверок являлись предметом оценки суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на организацию и проведение прокурорской проверки не распространяются. В свою очередь основанием прокурорской проверки, наряду с обращением гражданина (часть 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), может являться поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Установленные в данном деле административным органом обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения обществом требований законодательства, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеется оснований для применения правил статьи 2.9. КоАП РФ.
Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, апелляционным судом не усматривается.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы общества, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК, не имеется.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Учитывая, что размер наложенного на общество административного штрафа не превышает 100 000 руб., то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-9036/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «ТомскРТС» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.Н. Хайкина