ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-9145/2015 от 12.10.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                    Дело №45-11685/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 19 октября  2015 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей:  Марченко Н.В., Полосина  А.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Романовой Ю.А.  с использованием средств аудиозаписи 

при участии:

от заявителя: Продан Е.П. по доверенности от 08.10.2015г. (на один год) 

от заинтересованного лица:  ФИО1 по доверенности от 12.01.2015г. (по 31.12.2015г.)

рассмотрев  в судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

на  решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 18 августа 2015 года  по делу №А45-11685/2015 (судья В.А. Полякова)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания  «Красный Яр» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным постановления

                                        У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная Компания «Красный Яр»  (далее - ООО «ПК «Красный Яр», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным Постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган) от 22.05.2015 №А60-24-10/51 ЮЛ.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2015  заявленные ООО «ПК «Красный  Яр» требования удовлетворены, признано незаконным и отменено  Постановление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.05.2015 № А60-24-10/51 ЮЛ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с принятым судебным актом, Ростехнадзор,  в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на правильную квалификацию вмененного Обществу правонарушения, непредставление сведений  об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации производственного объекта  является нарушением требований промышленной безопасности, что образует  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, просит  решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО «Производственная компания «Красный Яр».

ООО «Производственная компания «Красный Яр» в представленных возражениях,  просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266,  268 АПК РФ,  изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей сторон,   исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, при проведении анализа представления отчетности о производственном контроле за 2014г. на опасном производственном  объекте «Сеть газопотребления» Общества выявлены нарушения  обязательных норм и правил  статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ), пунктов 14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999г. № 263 (далее- Правила №263), выразившееся в непредставлении  в установленные сроки в территориальный орган Ростехнадзора за 2014г. сведения об организации производственного контроля, информации о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, информации об инцидентах и несчастных случаях, происшедших на опасном  производственном объекте.

По факту выявленных нарушений 21.05.2015г. государственным инспектором Управления Ростехнадзора в отношении ООО «ПК «Красный Яр»  составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  9.1 КоАП РФ.

Постановлением Управления Ростехнадзора от 22.05.2015г. Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.

Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа, пришел к выводу о неправильной квалификации совершенного Обществом  административного правонарушения, поскольку нарушение срока представления сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктами 14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей  19.7 КоАП  РФ. 

Вместе  с тем, выводы суда основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ  предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно пункту 1 статьи 11 названного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с осуществлением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 №263, согласно которым эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы (пункт 14); сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (пункт 14.1).

Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, утверждены Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 №25 (зарегистрирован в Минюсте России 21.04.2014 №32043).

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил №263, работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан: проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету.

Материалами дела установлено и не оспаривается  Обществом  не представление  в установленные сроки в Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об организации производственного контроля за 2014 год; информация о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; информация об инцидентах и несчастных случаях, происшедших на опасном производственном объекте.

Таким образом, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 9.1 КоАП, административным органом доказан.

Доводы Общества о ненадлежащей квалификации вменяемого ему в вину административного правонарушения, необходимости квалификации действий по статье 19.7 КоАП РФ,  устанавливающей ответственность за непредставление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено действующим законодательством, отклоняются,  поскольку часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ,  предусматривающая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, является специальной нормой по отношению к статье 19.7 КоАП РФ, в связи с чем, подлежит применению специальная норма.

Срок представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности установлен в Федеральном законе №116-ФЗ и в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, следовательно, его несоблюдение относится к нарушениям требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ  лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела Обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

В связи с  чем, вина ООО «ПК «Красный Яр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 9.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Федеральным законом от 31.12.2014г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализована правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014г. №4-П, предусматривающая возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

В силу  части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Апелляционный суд, принимая во внимание вышеприведенную позицию Конституционного Суда Российской  Федерации,   исходя из общих конституционных принципов  назначения наказания - санкция должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности (не представление сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности заявителем в установленный срок, не повлекли иные нарушения в области промышленной безопасности в деятельности Общества), считает  меру административного взыскания в виде штрафа в размере 200 000 руб. не соответствующей принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, носящей по отношению к Обществу карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, изменяет оспариваемое постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений частей  3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и снижает  размер административного штрафа с 200 000 руб. до 100 000 руб.

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

В рассматриваемом случае,  назначение Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует характеру совершенного  административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ, и цели  административного производства, установленной статьей 3.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Новосибирской  области подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.

Руководствуясь  пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции  

                                        П О С Т А Н О В И Л: 

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 августа 2015 года  по делу №А45-11685/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Изменить назначенную Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  Постановлением №А60-24-10/51 ЮЛ от 22.05.2015г. меру ответственности.

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Производственная Компания «Красный Яр»  (ОРГН <***>, ИНН <***>)  за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.                  

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа. 

Председательствующий                                                               Н.А.Усанина

Судьи                                                                                             Н.В. Марченко  

                                                                                                       А.Л. Полосин