СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А45-18310/2021
09 ноября 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (№ 07АП-9459/2021) на решение от 07.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-18310/2021 (судья И.А. Рубекина), рассмотренному в порядке упрощенного по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г.Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью «ДЕКАРТ НСК» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г.Новосибирск о взыскании финансовых санкций в размере 6500 рублей 00 копеек, в том числе: 500 рублей 00 копеек за непредставление в установленный законом срок сведений по формам СЗВ-М «дополняющие» за отчетные периоды: август 2020 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ; 1000 рублей 00 копеек за непредставление в установленный законом, пятидневный срок для устранения расхождений в отчетности, сведений по формам СЗВ-СТАЖ за 2019 года, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ; 5000 рублей 00 копеек за непредставление в установленный законом, пятидневный срок для устранения расхождений в отчетности, сведений по формам СЗВ-М за отчетные периоды август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ,
без участия сторон,
У С Т А Н О В И Л:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель, ОПФР по Новосибирской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДЕКАРТ НСК" (далее – страхователь, общество) финансовых санкций в размере 6500 рублей 00 копеек, в том числе: 500 рублей 00 копеек за непредставление в установленный законом срок сведений по формам СЗВ-М «дополняющие» за отчетные периоды: август 2020 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ; 1000 рублей 00 копеек за непредставление в установленный законом, пятидневный срок для устранения расхождений в отчетности, сведений по формам СЗВ-СТАЖ за 2019 года, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ; 5000 рублей 00 копеек за непредставление в установленный законом, пятидневный срок для устранения расхождений в отчетности, сведений по формам СЗВ-М за отчетные периоды август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 07.09.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 17 Федерального закона № 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), указывает на обоснованность применения к страхователю штрафных санкций.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «ДЕКАРТ НСК» является страхователем в силу положений абз. 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -Закон № 27-ФЗ).
В ОПФР по Новосибирской области Страхователь зарегистрирован под регистрационным номером 064-003-117055.
15.05.2020 в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от Страхователя поступили сведения в отношении 1 застрахованного лица по формам СЗВ-М «исходные» за отчетные периоды: август 2020 года, что подтверждается извещениями о доставке.
14.10.2020 страхователем представлены сведения по формам СЗВ-М с типом формы «дополняющие» на 1 застрахованное лицо за отчетный период август 2020 года.
По результатам сверки сведений о застрахованных лицах по формам СЗВМ и СЗВ-СТАЖ за 2019 год Пенсионным фондом выявлено, что сведения по форме СЗВ-М «исходная» в отношении 2 застрахованных лиц за отчетные периоды: с августа по декабрь 2019 года, а также сведения по форме СЗВСТАЖ на 2 застрахованных лиц Страхователем не представлены.
23.11.2020 сформировано и отправлено по телекоммуникационным Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда в течение пяти рабочих дней, которое получено страхователем 30.11.2020, что подтверждается извещением о доставке.
Исправленные сведения по формам СЗВ-М август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 представлены 21.12.2020, исправленные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены 21.12.2020.
По результатам проверки выявлены нарушения Обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем, составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательногопенсионного страхования от 22.12.2020 № 064S18200048044, 064S1820048045, № 064S18200048046, 064S182000048047. 064SI8200048048, 064S18200048049, от 15.10.2020г. № 064S18200034860.
На основании данных актов приняты решения от 01.02.2021 № 064S19210005265, 064S19210005266, 064S19210005267, 064S19210005268, 064S19210005269, 064S19210005271, от 16.11.2020 № 064S19200037084 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в общем размере 6500 рублей, то есть применение финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Обществу были направлены требования об уплате финансовых санкции от 03.03.2021 № 064S01210008621, 064S01210008622, № 064S01210008623, 064S01210008624, 064S01210008625, 064S01210008626-до 25.03.2020г., от 16.12.2020г. № 064S01200033961 -до 12.01.2021.
Заинтересованным лицом требования не исполнены в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований исходил из недоказанности правомерности применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона 27-ФЗ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона № 167-ФЗ заявитель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования. В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика, в том числе документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление № 83п).
Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции № 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. При этом статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи. В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что общество самостоятельно обнаружило ошибки и представило 14.10.2020 в Пенсионный фонд корректирующие (дополняющие) сведения за август 2020 года при том, что исходная форма СЗВ-М за август 2020 года представлена в установленный законом срок, обратного из материалов дела не следует.
Более того, указанные дополнительные сведения были представлены пенсионному фонду до проведения проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и составления им акта от 22.12.2020, то есть какие-либо несоответствия или недостоверность представленной в отчетности информации, до момента передачи страхователем необходимых корректирующих сведений, пенсионным фондом не выявлялись, как не было выявлено и того, что представленные впоследствии дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
Таким образом, страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных сведениях по персонифицированному учету за отчетный период – за август 2020 года, чем реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, поэтому основания применить к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы об обратном материалами дела не подтверждаются и отклоняются судом апелляционной инстанции. Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ошибки в части неуказания в представленных сведениях застрахованных лиц выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 № 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 № 306-КГ18-16433.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности неправомерно.
Кроме того, общество в данном случае не подлежало привлечению к ответственности, поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом (а в статьях 15 и 17 Закона № 27-ФЗ каких-либо изменений не вносилось), следовательно, принятием новой Инструкции № 211н не могут быть установлены новые основания для привлечения к ответственности (не предусмотренные законом); при этом ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 № 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Действующее налоговое и пенсионное законодательство следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Определением от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 № 306-КГ18-17679 по делу № А65- 19477/2017.
Таким образом, анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений. Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, и наложение в рассматриваемом случае на страхователя штрафных санкций, сделано пенсионным фондом без учета того, что юридическая ответственность – это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Согласно статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
По вопросу о применении финансовых санкций в отношении СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год суд исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 года № 3п утверждена Форма СЗВ-СТАЖ.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ представляется одновременно с формой ОДВ-1 (пункт 1.7 Приложения 5 к Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, представляет в учреждение сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Как ранее изложено, статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тождественные по содержанию положения, наделяющие страхователя правом на исправление сведений до момента выявления ошибки территориальным органом содержатся и в действующей в настоящий момент инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.
Так, согласно абзацу 3 пункта 40 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
В данном случае по результатам сверки сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год Пенсионным фондом выявлено, что сведения по форме СЗВ-М «исходная» в отношении 2 застрахованных лиц за отчетные периоды: с августа по декабрь 2019 года, а также сведения по форме СЗВ-СТАЖ на 2 застрахованных лиц Страхователем не представлены, в связи с чем 23.11.2020 отправлено по телекоммуникационным Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда в течение пяти рабочих дней, которое получено страхователем 30.11.2020.
Исправленные сведения по формам СЗВ-М август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены 21.12.2020, т.е. до составления актов проверки от 22.12.2021.
По смыслу и содержанию пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотренная им ответственность наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок корректирующих сведений.
При этом Федеральный закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение пятидневного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Закон № 27-ФЗ не предусматривает ответственности страхователя за предоставление дополняющих, корректирующих сведений в пятидневный срок после получения уведомления о выявленных нарушениях в исходной форме СЗВ-М.
Следовательно, в данном случае суд также исходит из того, что страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ, посредством направления заявителю дополняющей формы СЗВ-СТАЖ, содержащей сведения, самостоятельно откорректированные страхователем.
При таких обстоятельствах, является заслуживающим внимания вывод суда о том, что в отношении страхователя не подлежат применению финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Доводы фонда о пропуске пятидневного срока, установленный в уведомлении об устранении ошибок и несоответствий, правомерно судом первой инстанции отклонены, поскольку в материалы дела не представлены доказательства получения обществом указанного уведомления. Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ (далее - уведомление) сформировано 23.11.2020.
Из представленного фондом извещения о доставке с датой получения 30.11.2020 не следует, что направлено и обществом получено уведомление, а также протокол проверки, в котором указаны выявленные расхождения. В самом уведомлении не указаны нарушения.
В извещении о доставке указан только 1 файл (регистрационный номер общества в ПФР), что не позволяет прийти к выводу о направлении и получении именно уведомления об устранении ошибок и протокола проверки.
Доказательств вручения, направления обществу заказным письмом с уведомлением уведомления от 23.11.2020 и протокола проверки не представлено.
Самостоятельно выявив и исправив ошибку, общество реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений, что исключает применение к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Таким образом, доводы заявителя о правомерном привлечении общества к ответственности за представление дополняющей формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за спорные периоды на работников, в отношении которых сведения отсутствовали в исходной форме, подлежат отклонению с учетом правовых позиций, изложенных в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2020 № 309-ЭС20-9426 по делу № А34- 11464/2019. Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-18310/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Т.В. Павлюк