ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10020/20 от 27.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 ноября 2020 года

                                                     Дело №   А81-4917/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  27 октября 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме  ноября 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Рыжикова О.Ю.,

судей  Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем    Плехановой  Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10020/2020 ) акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2020 по делу № А81-4917/2020  (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» (ИНН 8601023568, ОГРН 1048600005728, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, 61) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8905049600, ОГРН 1118905004008, 629810, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, проспект Мира, д. 94) о признании недействительным решения от 14.10.2019 № 603,

при участии в судебном заседании представителей:

от акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» - ФИО1  по доверенности от 09.06.2020 № 744 ;

установил:

акционерное общество «Группа страховых компаний «Югория» (далее – заявитель, общество, АО «ГСК «Югория») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заинтересованное лицо, МИФНС России  № 5 по  ЯНАО, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2019 № 603.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2020 по делу № А81-4917/2020  в  удовлетворении заявленного  требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель  указал  на  то, что  положения пункта 2 статьи 230 Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее - НК РФ) не содержат указания  на  то, что налоговые агенты, предоставившие сведения по форме 2-НДФЛ с признаком 2 обязаны предоставить те же сведения по той же форме с признаком 1. В  рассматриваемом  случае  налоговый агент в соответствии с требованиями пункта 5 стати 226  НК РФ верно предоставил в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ с признаком 2, сообщив налоговому органу о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме несдержанного налога.

Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.

МИФНС России  № 5 по  ЯНАО, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя  налогового  органа  в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель общества  поддержала доводы апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя  заявителя, установил следующие обстоятельства.

АО «ГСК «Югория» предоставлены в адрес налогового органа сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком 2 в отношении 14 физических лиц, которым был выплачен доход.

При этом, по мнению налогового органа, АО «ГСК «Югория» нарушило положения пункта 2 статьи 230 НК РФ, поскольку обществом не предоставлены справки по форме № 2-НДФЛ в отношении указанных лиц за этот же налоговый период с признаком 1.

В бездействии общества налоговым органом усмотрены признаки налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

По результатам проверки инспекцией составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) от 26.08.2019 года №1973.

14.10.2019 инспекцией  в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, принято решение № 603 о привлечении АО «ГСК «Югория» к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2800 руб.(с учетом выявленных смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, АО «ГСК «Югория» обратилось с жалобой на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17.03.2020 года № 64 решение МИФНС РФ России №5 по ЯНАО от 14.10.2019 № 603 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

 Полагая, что решение  инспекции  от 14.10.2019 № 603  является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с  соответствующим   заявлением.

Отказывая  в  удовлетворении  заявления  общества, суд первой  инстанции    исходил  из того, что налоговый агент  не  исполнил   обязанность по    предоставлению сведений   по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком «1» в отношении 14 лиц в срок не позднее 02.04.2018, что  является основанием для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126  НК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых положениями Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов бюджетную систему Российской Федерации.

 Согласно  подпункту 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 230 НК РФ определено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ (далее - Приказ от 30.10.2015 NММВ-7-11/485@) утверждены  форма справки и Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ (далее -Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ).

Пунктами  1, 2 Приказа от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ предусмотрено, что  сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов, а также сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».

Разделом II Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ предусмотрено, что в заголовке справки  в поле  «признак» проставляется  «1» (если справка представляется в соответствии с пунктом 2 статья 230 НК РФ) либо «2» (если справка представляется в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно разделам V-VII Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ, в справке с признаком «1» отражаются: общая сумма доходов (включая доходы, с которых не удержан НДФЛ); суммы исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога, а также сумма неудержанного НДФЛ.

В справке с признаком «2» указывается сумма дохода, сумма налога, исчисленная и сумма налога, не удержанная налоговым агентом.

 Таким  образом, учитывая положения Приказа от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ и Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ, а также в силу прямого указания норм НК РФ, налоговые агенты обязаны:

- представлять сведения о доходах физического лица за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ по форме 2-НДФЛ с признаком «1»;

- сообщать о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ по форме 2-НДФЛ с признаком «2».

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Следовательно, при невозможности удержать исчисленную сумму налога у физического лица за 2017 год, налоговый агент обязан сообщить налоговому органу об указанном факте путем представления справки по форме 2-НДФЛ с признаком «2» в срок не позднее 01.03.2018 и представить сведения о доходах физического лица и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за 2017 год путем представления справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ с признаком «1» в срок не позднее 02.04.2018.

При этом исполнение налоговым агентом обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ не освобождает его от обязанности представить  сведения  о  доходах  физических  лиц  за  истекший  налоговый  период  и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ.

Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.06.2018 № 305-КГ18-2857.

Определением Верховного Суда РФ от 05.06.2018 № 305-КГ18-2857 по делу № А40-63378/2017 разъяснено, что нормы  НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230  НК РФ при наличии сообщения, направ­ленного на основании пункта 5 статьи 226 НК РФ, в связи с чем, неисполнение обще­ством обязанности по представлению справок, составленных по форме 2-НДФЛ с при­знаком «1», не исключает его вины и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Учитывая  правовой  подход,  приведенный определении от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857, суд апелляционной  инстанции  находит  обоснованным  вывод инспекции  о том, что  справки с признаком «1» и с признаком «2» содержат разные сведения,  при  этом  установленный порядок представления сведений не подразумевает, что справка подаётся повторно.  НК РФ так же не содержит положений, позволяющих не подавать справку с признаком «1», внеся все данные, которые должны быть представлены двумя разными формами в справку с признаком «2», учитывая, что имеются различия при заполнении справки о доходах физических лиц как с признаком «1» так и с признаком «2».

Обществом до настоящего времени не представлены в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком «1» в отношении 14 человек.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 НК РФ.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в неправомерном деянии (действии или бездействии), результатом которого является непредставление документов (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в установленный срок.

Таким образом, непредставление налоговым агентом в налоговый орган справок, составленных по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком «1», в срок, установленный пунктом 2 статьи 230 НК РФ (с учетом положений статьи   6.1   НК РФ   -   не   позднее   02.04.2018) признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Вместе  с  тем  тот  факт, что заявитель представил налоговому органу сведения о доходах вышеуказанных 14 физических лиц за 2017 год, составленные по форме 2-НДФЛ с признаком «2», вопреки доводам общества,  не свидетельствует о не совершении им вменяемого нарушения.

Вина заявителя в совершении нарушения, установлена налоговым органом, в связи с чем он привлечен к ответственности в виде штрафа.

Существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к ответственности налоговым органом не допущено.

Ссылки заявителя на судебную практику, в том числе постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.11.2018 по делу № А81-2374/2018, ФАС Уральского округа от 24.09.2013 N А60-52670/2012; ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 N А19-16467/2012, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу №А26-7005/2018 не принимаются, поскольку

Верховный Суд Российской  Федерации  в определении №  305-КГ18-2857 указал на то, что нормы НК РФ не предусматривают освобождения налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц в соответствии с пунктом  2 статьи 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании пункта  5 статьи 226 НК РФ, в связи с чем неисполнение налоговым агентом обязанности по представлению справок, составленных по форме 2-НДФЛ с признаком 1, не исключает его вины и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

В рассматриваемом деле обществом до настоящего времени не представлены в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком «1» в отношении 14  человек,  в  связи  с  чемпроверить  идентичность  сведений  не  представляется возможным, поэтому привлечение к ответственности в виде применения налоговых санкций является правомерным.

Более того, сам заявитель в возражениях на отзыв налогового органа указывает на то, что содержание справок по форме 2-НДФЛ с признаком «1» и справок с признаком «2» в отношении одних и тех же физических лиц за один и тот же налоговый период может быть различным. Так, например, в случае выплаты налоговым агентом своему работнику доходов в натуральной форме, с которых налог не мог быть удержан и отсутствии возможности удержать налог с иных выплат, налоговый агент предоставит в отношении такого работника две справки по форме 2-НДФЛ с признаком «1» которая будет включать в себя все полученные налогоплательщиком в течение налогового периода доходы, сведения о суммах удержанного и перечисленного налога в бюджет, а также о сумме не удержанного налога, тогда как справка по форме 2-НДФЛ с признаком «2» в отношении такого работника будет содержать сведения лишь о размере дохода, с которого агентом не удержан налог. Из примера следует, что сведения в справках с признаком «1» и с признаком «2» действительно различные, однако, как полагает заявитель, в рассматриваемом деле подобные обстоятельства не установлены.

Таким  образом, до того момента пока налоговый агент не представит все необходимые сведения, а именно справку по форме 2-НДФЛ с признаком «2» и справку по форме 2-НДФЛ с признаком «1», установить наличие идентичности сведений в
отношении   физических   лиц,с   выплаченных   доходов   которых   отсутствовала возможность удержать налог, не представляется возможным. Поэтому закон и установилвышеуказанныетребованияотносительнонеобходимостипредставления

соответствующих сведений в установленные сроки.

Таким образом, привлечение общества к налоговой ответственности,  предусмотренной статьей  126 НК РФ является  обоснованным,  в  связи  с  чем  оснований  для  признания оспариваемого  решения  недействительным  у  суда  первой  инстанции  не  имелось. 

Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

 Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на  ее  подателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2020 по делу № А81-4917/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

 Н.А. Шиндлер