ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10099/2015 от 15.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-4052/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   декабря 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Тихомирова В.В.

судей                                                    Орловой Н.В.

                                                             ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г рассмотрел                  кассационную жалобу  Министерства финансов Омской области на решение от 30.07.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.)                   и постановление от 01.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Грязникова А.С., Кудрина Е.Н.) по делу                                    № А46-4052/2015 по иску администрации города Омска (644099, Омская обл., г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244,  ОГРН 1025500757259)                  к Министерству финансов Омской области (644043, Омская обл., г. Омск,      ул. Орджоникидзе, д. 5, ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414)                              о взыскании 2 364 352 руб.

Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители:

от Министерства финансов Омской области – ФИО2                            по доверенности 21.08.2015;

от Министерства финансов Российской Федерации – ФИО3                                              по доверенности от 15.01.2013;

от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области – ФИО4 по доверенности от 23.11.2015.

Суд установил:

администрация города Омска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Омской области (далее – Минфин Омской области, ответчик) о взыскании                2 364 352 руб. убытков, возникших в связи с приобретением жилого помещения семье инвалида.

Определением суда от 18.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Решением от 30.07.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Минфин Омской области просит обозначенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт                                об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель указывает, что Минфин Омской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, отмечая, что главным распорядителем бюджетных средств в указанной сфере выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.Обращает внимание, что средства федерального бюджета в виде субвенций на осуществление переданного полномочия Российской Федерации не являются собственными доходами областного бюджета,                    не поступают в казну Омской области, а перечисляются из федерального бюджета сразу на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Кассатор также считает неправомерным примененный судом расчет убытков.

Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области представило письменный отзыв, в котором выразило возражения по доводам жалобы в части привлечения его в качестве ответчика и мнение о незаконности вынесенных судебных актов.

Представители Министерства финансов Омской области,  Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области                       в судебном заседании поддержали соответствующие доводы. Представитель Министерства финансов Российской Федерации выразил  возражения                    по указанным доводам и мнение о законности судебных актов.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 31.10.2014 по делу № 2-5710/2014 администрация обязана предоставить во внеочередном порядке ФИО5 на состав семьи с сыном ФИО6, являющимся инвалидом с детства, жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, расположенное в черте населенного пункта г. Омск, с учетом права ФИО6 на дополнительную жилую площадь. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья ФИО5 состоит с 31.12.2004.

Указывая на то, что расходы, возникшие в связи с приобретением жилого помещения за счет средств муниципального образования города Омска, подлежат взысканию с Омской области в лице Минфина Омской области, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Судебные инстанции, руководствуясь статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов                              в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), ссылаясь на положения статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, 132 Конституции РФ, статей 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о том, что  затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

При этом суд исходил из того, что ФИО5 состоит   на учете                 с 31.12.2004, то есть поставлена на учет в качестве нуждающейся                          в жилой площади до 01.01.2005. 

В связи с этим подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия                        по реализации мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет                     до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе Омской области.

Ссылаясь на данные таблицы 24 приложения 34 к Федеральному закону от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 года», таблицы 30 приложения 35 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 года», суды указали на исполнение Российской Федерацией обязательства по предоставлению Омской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем  инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.  При этом имеются соответствующие  суммы финансирования. Доказательств их недостаточности или непоступления  в бюджет субъекта Федерации                   при рассмотрении спора не представлено, соответствующих доводов кассатором не приведено.

На основании пункта 3 статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов  и финансовых средств.

В связи с необходимостью исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 31.10.2014 по делу № 2-5710/2014                                     по предоставлению жилого помещения расходы администрации согласно расчету составили 2 364 352 руб.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив и признав обоснованным размер убытков, суды правомерно удовлетворили требование администрации, взыскав сумму убытков за счет средств казны Омской области.

Доводы кассатора судом апелляционной инстанции отклонены как                     не соответствующие действительности и не основанные на нормах действующего законодательства. Ошибочность данного вывода                                из материалов дела не усматривается.

В целом доводы о наличии ненадлежащего ответчика и невозможности исполнения судебного акта по причине существующего механизма поступления средств федерального бюджета являются надуманными                             и не свидетельствуют  об ошибочности выводов судов.

Привлечение к участию в деле в качестве ответчика соответствующего финансового органа  публично-правового образования (Омской области                   в лице указанного министерства)  соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах  применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и не исключает   возможного исполнения судебного акта.

Существующая судебная практика, на которую ссылается  кассатор,                  не может быть принята во внимание при наличии определенных обстоятельств финансирования в 2014 и 2015 годах расходов                                   по предоставлению жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

В части непредставления доказательств незаконности действий ответчика доводы кассатора также следует отклонить, поскольку доказательств  принятия  публично-правовым образованием (в том числе его органами) соответствующих мер по исполнению возложенной обязанности (приобретению жилья семье с ребенком-инвалидом) в материалах дела нет.  Более того, о противоправном бездействии свидетельствует решение суда общей юрисдикции, в связи с  необходимостью исполнения которого истец  обратился с указанным требованием.   

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов по делу (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить               без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.07.2015 Арбитражного суда Омской области                                 и постановление от 01.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-4052/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. ФИО7

Судьи                                                                  Н.В. Орлова

                                                                            С.И. Шуйская