ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10366/20 от 22.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 октября 2020 года

                                                     Дело №   А70-7848/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  22 октября 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  октября 2020 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,

судей  Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Плехановой Е.В.,   рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10366/2020 ) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.08.2020 по делу № А70-7848/2020 (судья Скачкова О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Клевер Парк» (ОГРН 1157232042274, ИНН 7203363490, 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 65, офис 609) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительными решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9509, выраженного в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 26.02.2020 № 200226016/15-4; решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9510, выраженного в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 26.02.2020 № 200226014/15-4,

при участии в судебном заседании:

от Департамента имущественных отношений Тюменской области после перерыва ФИО1 (по доверенности № 128/08-3-Д от 21.07.2020 сроком действия один год);

от общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Клевер Парк» до и после перерыва: ФИО2 (по доверенности от 21.05.2020 сроком действия три года, диплом ТюмГУ выдан 05.06.1999 № 10-611);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Клевер Парк» (далее – заявитель, ООО «Специализированный Застройщик «Клевер Парк», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительными решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка кадастровый номер 72:23:0222001:9509, выраженное в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 26.02.2020 № 200226016/15-4; решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка кадастровый номер 72:23:0222001:9510, выраженное в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 26.02.2020 № 200226014/15-4.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Нижне-Обское БВУ).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.08.2020 по делу                               № А70-7848/2020 (далее – обжалуемое решение) решение об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка (кадастровый номер 72:23:0222001:9509), выраженное в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 26.02.2020 № 200226016/15-4; решение об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка (кадастровый номер 72:23:0222001:9510), выраженное в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 26.02.2020 № 200226014/15-4, признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк» судебные расходы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 6 000 руб.

Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился Департамент имущественных отношений Тюменской области, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование жалобы её заявитель указал, что:

- обжалуемое решение способствует формированию различной судебной практики по одной категории дел (например, дело № А70-2910/2020);

- испрашиваемые обществом земельные участки расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно – в границах зоны затопления, подтоплении, что в силу положений пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 6 статьи 67.17 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) не имеется исключений, позволяющих предоставить земельный участок в зоне затопления, подтопления с возложением на заявителя обязанности по инженерной защите планируемого к строительству объекта;

- судом не выяснено, кто уполномочен осуществлять мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод;

- при принятии заинтересованным лицом оспариваемых решений не были предоставлены документы, свидетельствующие о выполнении мероприятий по инженерной защите. Представленные в материалы дела документы датированы июнем 2020 года, в то время как оспариваемые решения приняты в феврале 2020 года;

- заявленные обществом мероприятия по инженерной защите не проверены на соответствие Своду правил по инженерной защите территории от затопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85 утверждена Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр.

16.10.2020 ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк» представлен отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 22.10.2020 представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк» просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения департамента от 18.10.2018 № 4006-3 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» (т. 1 л.д. 29-30) был объявлен и проведен аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым                       № 72:23:0222001:9103 площадью 53867 кв.м по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, р-н оз. Песьяное, предоставляемого для комплексного освоения территории (малоэтажная жилая застройка).

Согласно протоколу о результатах аукциона от 13.12.2018 № 65-2018/01 (т. 1 л.д. 37-38) на право заключения договора земельного участка для комплексного освоения территории, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, р-н                            оз. Песьяное, победителем аукциона признано ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк».

24.01.2019 между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (уполномоченный орган) и ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк» (застройщик) заключен договор № 23-26/392-К (т. 1 л.д. 39-44) о комплексном освоении территории, согласно которому застройщик обязуется своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства, предусмотренные пунктами 1.1.1.1-1.1.1.5 настоящего договора. Комплексное освоение территории в соответствии с настоящим договором осуществляется в границах земельного участка с кадастровым номером                                  72:23:0222001:9103 площадью 53 867 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Тюменская область, г. Тюмень, р-н оз. Песьяное; разрешенное использование – для комплексного освоения территории (малоэтажная жилая застройка) (сроком действия 7 лет).

Пунктом 4.2.4 договора № 23-26/392-К от 24.01.2019 предусмотрено, что застройщик обязан в течение 30 календарных дней с даты завершения мероприятий по образованию земельных участков из участка в соответствии с проектом межевания территории и проведения их государственного кадастрового учета обратиться в уполномоченный орган, в порядке, установленном ЗК РФ, с заявлением о предоставлении образованных из участка земельных участков в собственность.

24.01.2019 между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк» (арендатор) заключен договор № 23-26/392 аренды земельного участка (т. 1 л.д. 45-48), предоставляемого для комплексного освоения территории (землеустроительное дело      № 23-53618), предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № 72:23:0222001:9103 (сроком действия 5 лет).

В рамках исполнения обязательств по указанным договорам заявителем образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 72:23:0222001:9509, 72:23:0222001:9510 путем раздела исходного земельного участка с кадастровым                    номером 72:23:0222001:9103 в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным Постановлением Главы города Тюмени от 16.12.2019 № 388-пг.

Земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509, 72:23:0222001:9510 поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости (т. 1 л.д. 64-91). Вид разрешенного использования – для размещения малоэтажной жилой застройки.

 28.01.2020 ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк»  обратилось к Департаменту имущественных отношений Тюменской области с заявлениями                    № 200128048, № 200128046 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и  72:23:0222001:9510.

Уведомлениями от 26.02.2020 № 200226016/15-4, № 200226014/15-4 Департамент имущественных отношений Тюменской области отказал                                            ООО «Специализированный застройщик «Клевер Парк» в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и  72:23:0222001:951. Отказ мотивирован следующим: по информации, поступившей заинтересованному лицу, обеспечение инженерной защитой испрашиваемого земельного участка от затопления и подтопления будет реализовываться участком гидротехнического сооружения (водозаградительная дамба), строительство которого завершено. Однако по состоянию на текущую дату данный участок дамбы не введен в эксплуатацию и не имеет декларации безопасности гидротехнического сооружения (планируемый срок разработки и утверждения – апрель 2021 года). В связи с отсутствием декларации безопасности гидротехнического сооружения земельные участки считаются не обеспеченными инженерной защитой от затопления и подтопления. На основании пункта 14.1 статьи 39.6, статьи 107 ЗК РФ, части 6 статьи 67.1 ВК РФ земельные участки не могут быть предоставлены обществу в аренду без проведения торгов для размещения малоэтажной жилой застройки.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.

Согласно подпункту 14.1 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления и подтопления (пункт 17).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 17  статьи 105 ЗК РФ).

 Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 статьи 107 ЗК РФ. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Как усматривается из пункта 6 статьи 67.1 ВК РФ, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:

1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Сорные земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления).

Изложенные нормы права свидетельствует о том, что строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления) возможно при обеспечении застройщиком инженерной защиты объектов от затопления и подтопления.

При этом доводы жалобы со ссылкой на то, что пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, пункт 6 статьи 67.17 ВК РФ не содержат исключений, позволяющих предоставить земельный участок в зоне затопления, подтопления с возложением на заявителя обязанности по инженерной защите планируемого к строительству объекта, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.

Пунктом 6 статьи  67.17 ВК РФ не исключается возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, но такое строительство реализуется исключительно в случае обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Доводы жалобы о том, что при принятии заинтересованным лицом оспариваемых решений не были предоставлены документы, свидетельствующие о выполнении мероприятий по инженерной защите, подлежат отклонению с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 ВК РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В рассматриваемой ситуации судом установлено, что обществом разработаны мероприятия по инженерной защите планируемого к строительству объекта, в том числе спорных земельных участков.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда о том, что вопрос об обеспеченности инженерной защитой земельных участков должен и будет проверяться соответствующими органами градостроительного регулирования и на соответствующих стадиях подготовки документации и строительства; отказ в предоставлении в аренду спорных земельных участков по вышеназванным мотивам и на данной стадии влечет необоснованную утрату обществом возможности получить разрешение на строительство, а также утрату заявителем возможности провести в установленном порядке мероприятия по инженерной защите земельных участков, что в свою очередь, препятствует продолжать освоение земельных участков и выполнение обязательств по договорам комплексного освоения территории.

В связи с изложенным доводы жалобы о том, что заявленные обществом мероприятия по инженерной защите не проверены на соответствие СНиП 2.06.15-85, утвержденным Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр., правого значения для существа данного спора не имеют, в связи с чем подлежат отклонению.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «СЗ «Клевер Парк» указало, что не может в полной мере завершить процесс проектирования, приступить к строительству и реализовать мероприятия инженерной защиты, поскольку заинтересованным лицом отказано в предоставлении спорных земельных участков в аренду, у застройщика отсутствуют правоустанавливающие документы на осваиваемые земельные участки. При этом заявитель с момента получения исходного участка приступил к его активному освоению, отсыпке участка и проектированию объектов капительного строительства. Документов, опровергающих указанные доводы общества, заинтересованным лицом не представлено.

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности принятых заявителем апелляционной жалобы решений об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов спорных земельных участков, выраженных в означенных выше уведомлениях об отказе в предоставлении земельных участков по отмеченным мотивам, правомерны.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, а также иных нарушений процессуального законодательства при вынесении обжалуемого определения судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.08.2020 по делу                          № А70-7848/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

                       Н.Е. Котляров

Судьи

                        О.Ю. Рыжиков

                       Н.А. Шиндлер