ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10366/20 от 28.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А70-7848/2020

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2021 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Зиновьевой Т.А.,

судей                                                    Демидовой Е.Ю.,

                                                             ФИО1 -

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписирассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.08.2020 (судья Скачкова О.А.)
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 (судьи Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу
№ А70-7848/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Клевер Парк» (625000, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решений.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации.

В заседании до и после объявления перерыва приняли участие представители: Департамента имущественных отношений Тюменской области – ФИО2 по доверенности от 21.07.2020; общества
с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Клевер Парк» – ФИО3 по доверенности от 21.05.2020.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Клевер Парк» (далее – ООО «СЗ «Клевер Парк», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9509, выраженного в уведомлении от 26.02.2020 № 200226016/15-4; решения
об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9510, выраженного
в уведомлении от 26.02.2020 № 200226014/15-4.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Нижне-Обское БВУ).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.08.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020, заявленные требования удовлетворены, обжалуемые решения департамента признаны незаконными, суды обязали заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявления общества в полном объеме.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что до введения
в эксплуатацию защитных инженерных сооружений от затопления земельные участки для целей строительства не могут быть предоставлены; суды пришли
к ошибочному выводу, что защита территории от затопления невозможна
до предоставления земельного участка в аренду, поскольку мероприятия
по защите населенных пунктов и объектов от негативного воздействия
вод относятся к ведению соответствующих органов власти и не связаны
с предоставлением конкретного земельного участка конкретному лицу; заявленные обществом мероприятия по инженерной защите не проверены
на соответствие Своду правил по инженерной защите территории
от затопления: актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утвержденному Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр; испрашиваемые обществом земельные участки расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно – в границах зоны затопления и подтопления, в связи с чем передача указанных участков
в аренду в целях строительства возможна лишь при наличии существующей инженерной защиты участков от затопления.

В дополнениях к кассационной жалобе департамент указывает,
что размещение объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов в границах зон затопления, подтопления, установленных до 01.01.2022, сведения о границах которых внесены
в Единый государственный реестра недвижимости (далее – ЕГРН),
не допускается.

В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему
ООО «СЗ «Клевер Парк» просит обжалуемые судебные акты оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21.01.2021 в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы департамента объявлялся перерыв до 28.01.2021 в 10 часов 15 минут
по тюменскому времени (08 часов 15 минут по московскому времени).

В судебном заседании представители сторон до и после перерыва поддержали свои процессуальные позиции по делу.

Суд округа приобщил к материалам дела поступившие после перерыва
пояснения ООО «СЗ «Клевер Парк» и отзыв Нижне-Обского БВУ.

Суд округа удовлетворил заявленное Нижне-Обским БВУ ходатайство
о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.

Выслушав пояснения представителей сторон до и после перерыва, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов
на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения департамента от 18.10.2018 № 4006-3 «О проведении аукциона
на право заключения договора аренды земельного участка» объявлен
и проведен аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9103, площадью 53 867 кв.м, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень,
р-н оз. Песьяное, предоставляемого для комплексного освоения территории (малоэтажная жилая застройка).

Согласно протоколу о результатах аукциона от 13.12.2018 № 65-2018/01 на право заключения договора земельного участка
для комплексного освоения территории победителем аукциона признано
ООО «СЗ «Клевер Парк».

Между департаментом (уполномоченный орган) и обществом (застройщик) заключен договор от 24.01.2019 № 23-26/392-К (далее – договор от 24.01.2019 № 23-26/392-К) о комплексном освоении территории, согласно которому застройщик обязуется своими силами и за свой счет
и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства, предусмотренные пунктами 1.1.1.1 – 1.1.1.5 настоящего договора. Комплексное освоение территории в соответствии с настоящим договором осуществляется в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9103, площадью 53 867 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Тюменская область, г. Тюмень,
р-н оз. Песьяное; разрешенное использование – для комплексного освоения территории (малоэтажная жилая застройка) (сроком действия 7 лет).

Пунктом 4.2.4 договора от 24.01.2019 № 23-26/392-К предусмотрено,
что застройщик обязан в течение 30 календарных дней с даты завершения мероприятий по образованию земельных участков из участка в соответствии с проектом межевания территории и проведения их государственного кадастрового учета обратиться в уполномоченный орган, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), с заявлением о предоставлении образованных из участка земельных участков в собственность.

Между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 24.01.2019 № 23-26/392 аренды земельного участка, предоставляемого для комплексного освоения территории (землеустроительное дело № 23-53618) сроком действия 5 лет, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 72:23:0222001:9103.

В рамках исполнения обязательств по указанным договорам заявителем образованы земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и 72:23:0222001:9510 путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9103
в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Главы города Тюмени от 16.12.2019 № 388-пг.

Земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509, 72:23:0222001:9510 поставлены на государственный кадастровый учет,
что подтверждается выпиской из ЕГРН. Вид разрешенного использования – для размещения малоэтажной жилой застройки.

28.01.2020 ООО «СЗ «Клевер Парк» обратилось к департаменту
с заявлениями № 200128048 и № 200128046 о предоставлении в аренду
без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и 72:23:0222001:9510.

Уведомлениями от 26.02.2020 № 200226016/15-4, № 200226014/15-4 заинтересованное лицо отказало обществу в предоставлении в аренду
без проведения торгов указанных участков.

Отказ мотивирован следующим: по информации, поступившей заинтересованному лицу, обеспечение инженерной защитой испрашиваемого земельного участка от затопления и подтопления будет реализовываться участком гидротехнического сооружения (водозаградительная дамба), строительство которого завершено, однако по состоянию на текущую дату данный участок дамбы не введен в эксплуатацию и не имеет декларации безопасности гидротехнического сооружения (планируемый срок разработки и утверждения – апрель 2021 года). В связи с отсутствием декларации безопасности гидротехнического сооружения земельные участки считаются не обеспеченными инженерной защитой от затопления и подтопления, следовательно, не могут быть предоставлены обществу в аренду
без проведения торгов для размещения малоэтажной жилой застройки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 39.14, 39.16, 105, 107 ЗК РФ, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), положениями постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 «О зонах затопления, подтопления» (далее – постановление № 360), исходили из незаконности принятых департаментом отказов в предоставлении в аренду без проведения торгов спорных земельных участков.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи
201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие,
а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи
200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие
их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав
и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в статье 105 ЗК РФ.

В силу части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Согласно пункту 3 постановления № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления  и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.

В статье 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа
в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Из пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии
с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с частью 6 статьи 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством Российской Федерации
о градостроительной деятельности, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством
в границах зон затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, установлен исчерпывающий перечень запрещенных к осуществлению видов деятельности.

Судами установлено и следует из материалов дела, что земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и 72:23:0222001:951 расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления).

При этом указанные участки были сформированы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 72:23:0222001:9103, который ранее предоставлялся обществу в аренду по договору от 24.01.2019
№ 23-26/392 для комплексного освоения территории (малоэтажная жилая застройка) в соответствии с договором от 24.01.2019 № 23-26/392-К.

Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей
71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что сам по себе факт расположения земельных участков в зоне с особыми условиями использования (затопления и подтопления) не является основанием
для отказа в предоставлении указанных участков в аренду конкретному лицу, суды пришли к обоснованному выводу, что перечисленные департаментом основания для отказа в предоставлении обществу на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и 72:23:0222001:951 являются незаконными, в связи с чем правомерно удовлетворили требования общества.

В соответствии с частью 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются
в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Однако, действующее законодательство не содержит запрета
на предоставление в аренду земельных участков ограниченных в гражданском обороте (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2017 года № 19КГ17-26).

По мнению подателя жалобы, основанием для предоставления земельного участка в зоне подтопления в силу подпункта 1 пункта 6 статьи 67.1 ВК РФ является наличие на земельном участке введенных
в эксплуатацию защитных сооружений, полномочия по возведению которых отнесены к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако ссылка подателя жалобы на невозможность предоставления спорных земельных участков в аренду заявителю в целях строительства
в отсутствие сведений о существующей инженерной защите участков от затопления являлась предметом исследования судов и обоснованно отклонена.

Из буквального содержания указанной нормы права не следует,
что защитные сооружения на момент рассмотрения заявления
о предоставлении земельного участка уже должны быть возведены. Пункт 6 статьи 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещает строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.

В связи с чем толкование указанной нормы права, направленной
на защиту имущественных интересов собственников объектов недвижимости от подтопления, позволяет сделать вывод, что недопустимо строительство данных объектов и их ввод в эксплуатацию лишь до проведения защитных мероприятий, что ставило бы под угрозу в том числе жизнь и безопасность людей. Между тем каких-либо препятствий для одновременного строительства капитальных строений и защитных сооружений в зоне подтопления действующее законодательство не содержит. 

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов
от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 67.1 ВК РФ).

Вопреки доводам подателя жалобы, строительство и ввод в эксплуатацию дамбы не является единственно возможным способом предотвращения подтопления малоэтажных жилых домов.

В силу пункта 4.9 Свода правил СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. № 964/пр, дата введения 17 июля 2017 года, далее – Свод правил) в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.

Выбор решений по инженерной защите следует производить
на основании технико-экономического сопоставления показателей сравниваемых вариантов (пункт 4.15 Свода правил).

Доводы подателя жалобы о том, что заявленные обществом мероприятия по инженерной защите не проверены на соответствие с требованиями
Свода правил, подтверждения в материалах дела не нашли.

Из отзыва Нижне-Обского БВУ следует и сторонами
не оспаривается, что ООО «СЗ «Клевер Парк» выполнено искусственное повышение поверхности территории (отсыпка) территории земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0222001:9509 и 72:23:0222001:9510 до высот, превосходящих уровни затопления, подтопления.

Следовательно, заявляя о необходимости представления обществом документов о наличии на участке защитных сооружений, департамент фактически требует  представления дополнительных документов,
не предусмотренных перечнем документов, прилагаемых непосредственно к заявлению о предоставлении земельного участка, определенный пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ.

Довод департамента о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 27 статьи 26 Федерального закона
от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Кроме того, суд округа отмечает, что отказ в предоставлении земельного участка, ранее предоставленного для комплексного освоения территории,
со ссылкой на то, что органами государственной власти и местного самоуправления не выполнены противопаводковые мероприятия, носит непоследовательный, противоречивый характер и препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, что недопустимо в соответствии с положениями действующего законодательства.

Таким образом, реализация мероприятий по инженерной защите территории должна осуществляться в соответствии с градостроительным законодательством при проектировании и строительстве объектов капитального строительства на спорных участках.

Со своей стороны, департамент при заключении договора аренды земельного участка не лишен возможности предусмотреть в его условиях все обстоятельства, имеющие значение для строительства капитальных объектов в зоне подтопления.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о противоречии законодательству обжалуемых решений департамента
и нарушении ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В целом несогласие заявителя с выводами судов, основанными
на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле,
не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые
в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене
или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции
не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов
и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.08.2020
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу № А70-7848/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                            Т.А. Зиновьева

Судьи                                                                         Е.Ю. Демидова

                                                                                    М.А. Севастьянова