ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10452/2015 от 19.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 октября 2015 года

             Дело № А75-3443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10452/2015 ) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.07.2015 по делу № А75-3443/2015 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации города Нижневартовска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения от 19.03.2015 и предписания от 19.03.2015 незаконными,

при участии в деле заинтересованного лица: общества с ограниченной ответственностью «НэкстЭнерго»,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещено;

от Администрации города Нижневартовска - Рудякова Дарья Юрьевна по доверенности №1-01/135Д от 25.06.2015 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от общества с ограниченной ответственностью «НэкстЭнерго» - не явился, извещено.

установил:

Администрация города Нижневартовска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – заинтересованное лицо, Управление, Ханты- Мансийское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 19.03.2015 по жалобе от 12.03.2015 № 46-ж и предписания от 19.03.2015 № 03/ОТ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «НэкстЭнерго» (далее - ООО «НэкстЭнерго», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.07.2015 по делу № А75-3443/2015 заявленные Администрацией требования удовлетворены в полном объеме, признано незаконным решение Управления от 19.03.2015 по жалобе от 12.03.2015 № 46-ж в части выводов о нарушении в действиях заказчика - Администрации требований части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», признано недействительным предписание от 19.03.2015 № 03/ОТ, выданное Администрации на основании решения от 19.03.2015.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, антимонопольный орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на неправомерности установленного Администрацией в конкурсной документации требования о наличии у участников открытого конкурса (извещение №0187300001215000014) действующей лицензии, выданной ФСБ РФ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 №333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, в а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны». В обоснование своей позиции антимонопольный орган указал на то, что основной частью генерального плана является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории, также сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, которые включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, при этом Заказчиком Исполнителю будут предоставлены геопространственные сведения по территории Российской Федерации, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, отнесенные к государственной тайне. Вместе с тем, Техническое задание открытого конкурса не содержит сведения о расположении головных сооружений водопровода или водоводах, их питающих на территории города Нижневартовска, а также сведений о передаче Исполнителю топографической основы города Нижневартовска.

Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.

В судебном заседании представитель Администрации возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ханты-Мансийское УФАС России, ООО «НэкстЭнерго», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие казанных лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.

Администрации города Нижневартовска выступила в качестве Заказчика открытого конкурса на право выполнения научно-исследовательской работы «Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования города Нижневартовск на период до 2031 года».

09.02.2015 на официальном сайте государственных закупок было опубликовано извещение № 0187300001215000014 о проведении открытого конкурса.

12.03.2015 в Ханты-Мансийское УФАС России обратилось ООО «НэкстЭнерго» с жалобой № 460-ж на действия Заказчика – Администрации, полагая, что в конкурсной документации установлено необоснованное требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.

По итогам рассмотрения жалоба ООО «НэкстЭнерго» была признана обоснованной, Управлением вынесено решение, которым действия Заказчика - Администрации признаны нарушающими требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе (т. 1 л. д. 47-52). Для устранения нарушений Администрации города Нижневартовска выдано предписание  (т. 1 л. д. 53-54).

Администрация, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

15.07.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в качестве единого требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Администрацией для проведения открытого конкурса на право выполнения научно-исследовательской работы «Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования города Нижневартовск на период до 2031 года» разработана конкурсная документация, согласно пунктам 2.7, 2.8 Технического задания конкурсной документации разработка Программы должна осуществляться на основании и в сроки действия Генерального плана развития муниципального образования город Нижневартовск. Мероприятия и целевые показатели, в отношении систем снабжения всеми ресурсами, которые используются для предоставления коммунальных услуг (электрическая энергия, тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение, холодная вода, газоснабжение), а также объектов, используемых для водоотведения и в сфере обращения с коммунальными твердыми отходами и прогнозной динамики их изменения, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам на период с 2015 по 2020 год, а на последующий период (до окончания срока действия Программы) - без разбивки по годам. Для разработки Программы в исходные данные Подрядчику необходимо включить документы территориального планирования (Заказчик выдает данные документы по запросу Подрядчика) и документацию по планировке территории, утвержденные для территории города Нижневартовска.

В связи с тем, что техническое задание является частью проекта муниципального контракта и содержит обязанность исполнителя организовать сбор необходимых для а выполнения работы исходных данных, исполнитель обязан иметь лицензию на проведение работ, составляющих государственную тайну. Соответствующее требование к участку конкурса было включено в конкурсную документацию.

Согласно позиции антимонопольного органа, изложенной в оспариваемом решении, Техническое задание не содержит информации об использовании исполнителем для выполнения работ сведений, относящиеся к государственной тайне, в связи с чем, заключает Управление, установление требования о наличии вышеуказанной лицензии у участников закупки является незаконным.

Суд апелляционной инстанции находит вышеизложенную позицию не соответствующей законодательству, исходя из следующего.

Президент Российской Федерации утверждает Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»).

Согласно пункту 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, отнесены к государственной тайне.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения,холодноговодоснабженияиводоотведенияосуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

На основании части 2 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 5 Постановления Правительства российской Федерации от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования (таковым является генеральный план для городского округа).

Пунктом 13 раздела 3.1.5 «Градостроительные планы» Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительнойдокументации»определено,чтонасхемеинженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие головные сооружения и магистральные сели инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация и т.д.

На плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются, в том числе сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктур (пункт 9 указанной Инструкции).

Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в «голове» - начале водопроводной сети.

В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы.

Согласно подпункту 3.2.4 раздела 3 Технического задания исходными данными для выполнения работ являются характеристики существующих систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Нижневартовск, в том числе по водоснабжению: количество подземных источников водоснабжения (скважин), количество поверхностных источников водоснабжения (водозабор), протяженность муниципальных сетей.

Как следует из пунктов 2.7, 2.8 Технического задания для разработки Программы в качестве исходных данных используются документы территориального планирования и документация по планировке территории муниципального образования.

Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» к закрытой информации, используемой при разработке генеральных планов поселений, относятся сведения раскрывающиерезультатытопографической,геодезической,картографической деятельности (пункт 60).

Документытерриториальногопланированиясодержаткакоткрытую, общедоступную часть, публикующуюся на официальных сайтах органов местного самоуправления, так и закрытую, картографическую часть.

Как следует из Технического задания, результат выполнения работ должен содержать разработанную программу и перспективные схемы системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Нижневартовск. Документация представляется в текстовой и графической частях.

При этом, как следует из Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 иУказаПрезидентаРоссийскойФедерацииот30.11.1995 № 1203 результаты топографической и картографической деятельности относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, как и сведения о головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, без которых безусловно, не может быть разработана система коммунальной инфраструктуры в части водоснабжения.

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны,осуществляется путём получения имив порядке,устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Таким образом, требование о наличии действующей лицензии, выданной УФСБ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установленное в конкурсной документации заказчиком, является законным и обоснованным.

Такое требование устанавливается в силу закона, применительно к выполняемым работам и используемым при их выполнении сведениям.

В связи с изложенным у Комиссии антимонопольного органа отсутствовали основания для признания Администрации нарушившей часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем вынесенное решение от 19.03.2015 (изготовлено в полном объеме 24.03.2015) № 03/ОТ является незаконным, и как следствие, выданное Управлением на основании решения, предписание является недействительным.

Таким образом, удовлетворив заявленные Администрацией требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как антимонопольный орган освобожден от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.07.2015 по делу № А75-3443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Ю.Н. Киричёк

Судьи

Е.П. Кливер

 О.Ю. Рыжиков