ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-1080/20 от 18.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 июня 2020 года

                                                        Дело № А46-15660/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Краецкой Е.Б., Грязниковой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-1080/2020, 08АП-1975/2020) Управления делами Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.01.2020 по делу № А46-15660/2019, принятое по иску публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управления делами Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), о взыскании 2 846 643 руб. 54 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления делами Администрации города Омска – ФИО1 (по доверенности  от 15.01.2020) - до перерыва; ФИО2 (по доверенности от 03.02.2020) - после перерыва;

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – ФИО3 (по доверенности от 03.06.2020) - после перерыва не явилась;

от публичного акционерного общества «Ростелеком» - ФИО4 (по доверенности от 21.03.2019) – до перерыва; ФИО5 (по доверенности от 06.02.2020) - после перерыва;

от Администрации города Омска – ФИО6 (по доверенности от 30.12.2019),

установил:

публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее - ПАО «Ростелеком», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к управлению делами Администрации города Омска (далее – управление, ответчик) о взыскании 2 846 643 руб. 54 коп. основного долга за фактически оказанные услуги в период ноябрь 2018 года - май 2019 года, а также 37 233 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Определением суда от 28.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Омска (далее - Администрация).

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил заявленные требования, просил взыскать с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Администрации города Омска, управления делами Администрации города Омска за счет средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области задолженность в сумме 2 846 643 руб. 54 коп., а также 37 233 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Определением суда от 12.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент).

В судебном заседании 26.12.2019 истец заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика – Администрации города Омска, надлежащим – муниципальном образованием городской округ город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.

Данное ходатайство судом удовлетворено.

Истец уточнил предмет требований, просил взыскать 2 846 643 руб. 54 коп. неосновательного обогащения с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, управления делами Администрации города Омска за счет средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.01.2020 по делу № А46-15660/2019 с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице департамента имущественных отношений Администрации города Омска, управления делами Администрации города Омска за счет средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области в пользу ПАО «Ростелеком» взыскано 2 846 643 руб. 54 коп. неосновательного обогащения, а также 37 233 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, управление и Департамент обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

В обоснование жалобы Департамент приводит следующие доводы: Департамент был привлечен в качестве ответчика в судебном заседании, когда судом было вынесено итоговое решение по делу, в связи с чем не мог оценить правильность расчета суммы неосновательного обогащения, определить размер суммы, подлежащей взысканию за период, когда спорные объекты находились в муниципальной казне; истцом при подаче иска не обоснована сумма неосновательного обогащения, подлежащая взысканию, не конкретизированы требования в отношении каждого ответчика; судом не распределены суммы взыскания неосновательного обогащения в отношении каждого ответчика, исходя из конкретных периодов нахождения имущества у ответчиков.

В обоснование жалобы управление приводит следующие доводы: до момента заключения муниципального контракта стороны не принимали на себя обязательства на оказание услуг по размещению и подключению технологического оборудования системы централизованного оповещения города Омска, актов о приемке оказания услуг, позволяющих установить факт их оказания сторонами не подписывалось, фактически услуги управлению делами Администрации города Омска не предоставлялись и не оказывались; судом не определены доли, в которых сумма неосновательного обогащения распределяется между ответчиками.

Оспаривая доводы жалоб управления и Департамента, ПАО «Ростелеком» представило отзывы на апелляционные жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель управления поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

Представитель ПАО «Ростелеком» с доводами апелляционных жалоб Департамента и управления не согласен по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы, просит оставить решение без изменения.

Представитель Администрации города Омска поддержал доводы апелляционных жалоб управления и Департамента.

Определением от 19.05.2020 судебное заседание отложено на 11.06.2020. Информация об отложении размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.

После отложения судебного заседания от управления поступили пояснения к апелляционной жалобе, от Департамента поступили дополнительные пояснения, от ПАО «Ростелеком» поступили дополнения к отзыву, от Администрации города Омска поступили пояснения по обстоятельствам дела. Указанные документы приобщены к материалам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции 11.06.2020 представители лиц, участвующих в деле, поддержали ранее заявленную процессуальную позицию.

В заседании суда апелляционной инстанции 11.06.2020 объявлен перерыв до 18.06.2020. Информация о перерыве размещена в информационном ресурсе Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

После перерыва представители сторон поддержали ранее изложенную процессуальную позицию.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, пояснения сторон, отзывы на жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.

В статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения о грозящих ему опасностях.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 28 статьи 16 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также входит в перечень вопросов местного значения.

На территории Омской области функционирует специализированная территориальная система оповещения населения, обеспечивающая доведение до населения области сигналов при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, а также ведении военных действий (далее - система оповещения).

Оборудование для функционирования системы оповещения представляет собой совокупность устройств и технологического оборудования, обеспечивающую доведение информации и сигналов гражданской обороны посредством электросети, уличных громкоговорителей, приемников проводного и радиоэфирного вещания.

Для осуществления вышеуказанных функций системы оповещения до ноября 2018 между Главным управлением региональной безопасности Омской области (заказчик) и ПАО «Ростелеком» (исполнитель) были заключены соответствующие государственные контракты.

16.11.2018 Главное управление региональной безопасности Омской области уведомило ПАО «Ростелеком», что оборудование оповещения, размещаемое на АТС г. Омска, с 01.11.2018 передано на баланс Администрации города Омска с приложением Распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 31.10.2018 за № 2430-р и актов приема- передачи имущества от 31.10.2018.

07.12.2018 управление делами Администрации города Омска сообщило, что заключение контракта на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и обеспечению его функционирования технических средств оповещения системы централизованного оповещения населения города Омска с ПАО «Ростелеком» планируется не ранее 14.12.2018, срок исполнения контракта - один год с дальнейшей пролонгацией.

ПАО «Ростелеком» в адрес управления делами Администрации города Омска направлен проект контракта (письмо от 18.12.2018 за № 0702/05/8153-18).

Из ответа управления делами Администрации города Омска от 14.01.2019 № 0702/03/245-19 следовало, что будет осуществлена закупка конкурентным способом услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию и обеспечению функционирования технических средств оповещения системы централизованного оповещения населения города Омска. При этом началом действия муниципального контракта будет определено с момента его подписания ().

23.05.2019 между управлением делами Администрации города Омска от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области (заказчик) и ПАО «Ростелеком» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № 55-ЭА на оказание услуг (далее - контракт), предметом которого является оказание услуг по размещению и подключению технологического оборудования системы централизованного оповещения города Омска.

Согласно пунктам 1.2 и 1.3 контракта срок оказания услуг с 01.06.2019 по 31.12.2019, место оказания услуг - город Омск, территория исполнителя и места нахождения электросирен централизованно запуска, находящиеся на территории города Омска (приложение № 3).

Таким образом, между сторонами велась работа по заключению муниципального контракта, что подтверждается деловой перепиской.

Однако в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стороны смогли его заключить лишь 23.05.2019.

При этом оборудование системы оповещения в период с ноября 2018 года по май 2019 года с производственных площадей истца не демонтировалось и по настоящее время там размещается, что подтверждается актом сверки состава оборудования в период с 05.02.2019 по 07.02.2019, отсутствием актов о демонтаже, муниципальным контрактом от 23.05.2019.

В этой связи истец пришел к обоснованному выводу о том, что несвоевременное подписание муниципального контракта при фактическом потреблении услуг в период с ноября 2018 года по май 2019 года на сумму 2 846 643 руб. 54 коп. не освобождает ответчиков от оплаты.

Размер неосновательного обогащения определен истцом исходя из расценок, действовавших в предыдущие периоды, которые при этом меньше стоимости услуг, установленных муниципальным контрактом от 23.05.2019, что не нарушает прав ответчиков.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел обоснованному к выводу, о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В то же время, взыскав с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице департамента имущественных отношений Администрации города Омска, управления делами Администрации города Омска за счет средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области в пользу ПАО «Ростелеком» взыскано 2 846 643 руб. 54 коп. неосновательного обогащения, а также 37 233 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины, Арбитражный суд Омской области не учел следующее.

Структура Администрации города Омска утверждена постановлением Омского городского Совета от 06.02.2019 № 426.

Соответствующие структурные подразделения Администрации города Омска наделены правами юридических лиц и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с утвержденными Омским городским Советом положениями.

В соответствии с пунктом 3 Решения Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 418 «Об управлении делами Администрации города Омска» управление делами Администрации города Омска наделено правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета.

Согласно пункту 3 Решения Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска» (далее - Решение Омского городского Совета № 452) департамент имущественных отношений Администрации города Омска наделен правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета.

В соответствии с пунктом 16 Решения Омского городского Совета № 452 основной целью деятельности департамента имущественных отношений Администрации города Омска является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.

Подпунктом 3 пункта 16 Решения Омского городского Совета № 452 одной из целей и задач департамента имущественных отношений Администрации города Омска является управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска.

Согласно части 4 статьи 45 Решения Омского городского Совета от 13.06.2007 № 20 «Об управлении муниципальной собственностью города Омска» принятие движимого и недвижимого имущества в муниципальную казну города Омска и передача из муниципальной казны города Омска осуществляется структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом города Омска.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право на имущество, закрепляемое за учреждением или казенным предприятием, возникает с момента его передачи учреждению или казенному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, передача и закрепление имущества в оперативное управление учреждению или казенному предприятию осуществляются на основании специального акта.

Если порядок передачи имущества в оперативное управление не урегулирован специальным актом, то собственнику необходимо принять решение о закреплении имущества за учреждением или казенным предприятием, подписать с учреждением или казенным предприятием акт приема-передачи, зарегистрировать право оперативного управления в отношении имущества, права на которое подлежат регистрации.

Передача имущества осуществляется на основании письменного решения (распоряжения) собственника по акту приема-передачи.

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 31.10.2018 № 243 0-р «О безвозмездной передаче движимого имущества, находящегося в собственности Омской области, в оперативном управлении Главного управления региональной безопасности Омской области, в муниципальную собственность города Омска» Министерством имущественных отношений Омской области безвозмездно передано в муниципальную собственность города Омска движимое имущество, находящееся в собственности Омской области в оперативном управлении Главного управления региональной безопасности Омской области - аппаратура оповещения города Омска.

Таким образом, в соответствии с пунктом 16 Решения Омского городского Совета № 452 департамент имущественных отношений Администрации города Омска в рамках осуществления своей деятельности принял 01.11.2018 в казну города Омска аппаратуру оповещения города Омска.

Согласно распоряжению департамента имущественных отношений от 07.12.2018 № 2565 «Об исключении движимого имущества из состава муниципальной казны города Омска и закреплении его на праве оперативного управления» аппаратура оповещения города Омска исключена из состава муниципальной казны города Омска и закреплена за управлением делами Администрации города Омска.

При этом фактически аппаратура оповещения города Омска была передана управлению делами Администрации 16.01.2019 согласно акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.01.2019 № 00000002.

На основании Решения Омского городского Совета от 06.02.2019 года № 113 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 19 декабря 2018 года № 100 «О бюджете города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» 11.02.2019 управлением делами Администрации города Омска утверждены доведенные департаментом финансов и контроля Администрации города Омска лимиты бюджетных обязательств на оказание услуг по размещению и подключению технологического оборудования системы централизованного оповещения города Омска (далее - закупка) в размере 4 658 594, 69 руб.

До момента передачи (16.01.2019) в управление делами Администрации города Омска аппаратура оповещения города Омска находилась в казне города Омска, управление которой осуществляется департаментом имущественных отношений Администрации города Омска.

Таким образом, взыскание в пользу истца 2 846 643 рублей 54 копейки неосновательного обогащения, а также 37 233 рубля 00 копеек расходов по уплате государственной пошлины должно производиться с ответчиков в следующем порядке: с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска неосновательное обогащение за период с 01.11.2018 по 15.01.2019 в размере 1 001 312, 03 руб. и судебные расходы в размере 13 097 руб.; с управления делами Администрации города Омска неосновательное обогащение за период с 16.01.2019 по 31.05.2019 в размере 1 845 331, 51 руб. и судебные расходы в размере 24 136 руб.

При таких обстоятельствах апелляционные жалобы подлежат частичному удовлетворению, а обжалуемое решение изменению как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционные жалобы Управления делами Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворить частично.

Решение Арбитражного суда Омской области от 10.01.2020 по делу № А46-15660/2019 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области в пользу публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 1 001 312 рублей 03 копейки неосновательного обогащения, а также 13 097 рублей 00 копеек расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Управления делами Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 1 845 331 рубль 51 копейку неосновательного обогащения, а также 24 136 рублей 00 копеек расходов по уплате государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                                  О.А. Сидоренко

Судьи                                                                                                                А.С. Грязникова

                                                                                                                               Е.Б. Краецкая