ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
19 сентября 2019 года | Дело № А46-6397/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2019 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10893/2019) Управления Федерального казначейства по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2019 по делу № А46-6397/2019 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления № 52-20-25/05 от 03.04.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Омской области – ФИО1 по доверенности от 11.09.2019 № 52-16-13/4662 сроком действия 31.12.2020, ФИО2 по доверенности от 16.07.2018 сроком действия до 31.12.2019;
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» – ФИО3 по доверенности от 09.01.2019 № 0170/2 сроком действия по 31.12.2019,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» (далее – ФГБОУ ВО «Омский ГАУ», учреждение, университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК по Омской области, управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2019 № 52-20-25/05 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.07.2019 по делу № А46-6397/2019 заявление университета удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление управления от 03.04.2019 № 52-20-25/05 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что университетом в рамках контрольного мероприятия представлены заведомо недостоверная информация и документы в УФК по Омской области. При получении указанных документов у ревизоров не возникло сомнений о том, что расчеты-обоснования к договорам на оказание услуг по холодному водоснабжению, воодотведению и теплоснабжению, предоставленные заявителем по запросу от 21.01.2019, являются обоснованием начальной максимальной цены контракта (НМЦК) на оказание услуг по холодному водоснабжению, воодотведению и теплоснабжению.
В письменном отзыве на жалобу учреждение просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями УФК по Омской области поддержали доводы поданной жалобы. Представитель учреждения высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу заинтересованного лица.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании приказа управления от 17.01.2019 № 7-кд в отношении ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» назначена выездная проверка за период с 21.01.2019 по 22.02.2019.
В рамках проверки должностным лицом УФК по Омской области 21.01.2019 направлен запрос о предоставлении сведений (документов), согласно которому университету указано на необходимость представления в течение трех рабочих дней с момента получения запроса представить, среди прочих, документы, являющиеся обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов, используемых при формировании Планов-графиков закупок на 2018 – 2019 годы, а именно: калькуляционный расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта закупки; запросы о предоставлении ценовых предложений в отношении закупок; коммерческие предложения, использованные в качестве источников для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; иные документы, использованные при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (по запросу ревизоров в ходе контрольного мероприятия) (пункт 9 запроса).
Учреждением в административный орган представлены:
- расчет-обоснование к договору на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на 2018 год для ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на сумму 10 390 779 руб. 25 коп.,
- расчет-обоснование к договору на оказание услуг по теплоснабжению на 2018 годя для ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на сумму 59 966 894 руб. 30 коп.,
- расчет-обоснование к договору на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на 2019 год для ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на сумму 11 724 399 руб. 98 коп.,
- расчет-обоснование к договору на оказание услуг по теплоснабжению на 2019 годя для ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на сумму 58 865 657 руб. 04 коп. (т.2 л.д.32-41).
В результате проверочных мероприятий установлено, что в перечисленных расчетах-обоснованиях использованы тарифы, отличные от тарифов, установленных приказами РЭК Омской области. В акте выездной проверки от 22.04.2019 приведены подробные сравнительные таблицы расчетов, произведенных учреждением и проверочной группой УФК по Омской области. На основании расчетов выведены нарушения, допущенные ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» при обосновании начальной (максимальной) цены контракта на сумму 211 447 730 руб. 57 коп.
07.03.2019 в адрес УФК по Омской области поступили возражения ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на акт проверки с приложением расчетов (обоснований) затрат на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение) к плану-графику закупок на 2018 год (версии 11 от 16.02.2018, 63 от 10.12.2018, 66 от 21.12.2018) (т. 2 л.д. 59-62) с тарифами, соответствующими тарифам, установленным приказами РЭК по Омской области, и объемами потребления, отличными от содержащихся в ранее представленных расчетах-обоснованиях.
Установив, что университетом в УФК по Омской области ранее представлена заведомо недостоверная информация и документы, управление усмотрело повод к возбуждению дела об административном правонарушении. Так, административным органом заключено, что заявителем не соблюдены требования части 28 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации и документов в УФК по Омской области, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее – КоАП РФ).
Ввиду изложенного УФК по Омской области в отношении ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» составлен протокол от 19.03.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 52-20-25/05 УФК по Омской области вынесено постановление от 03.04.2019, которым ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление заинтересованного лица незаконным, ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем административный орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Статьей 1.5 Кодекса определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, или орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов при условии, что представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно оспариваемому постановлению от 03.04.2019 на основании письменного запроса УФК по Омской области о предоставлении сведений (документов) от 21.01.2019 в рамках проверки заявитель представил расчеты-обоснования на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также услуги по передаче тепловой энергии. На основании расчетов проверяющим органом выявлены нарушения, допущенные университетом при обосновании начальной (максимальной) цены контракта на общую сумму 211 447 730 руб. 57 коп.
В силу требований части 1 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляет в пределах полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (часть 28 статьи 99 Закона о контрактной системе).
Материалы дела свидетельствуют о том, что 07.03.2019 к возражениям на акт проверки УФК по Омской области от 22.02.2019 приложены расчеты (обоснования) затрат на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение) к плану-графику закупок на 2018 год (версии 11 от 16.02.2018, 63 от 10.12.2018, 66 от 21.12.2018) (т. 2 л.д. 59-62) с тарифами, соответствующими тарифам, установленным приказами РЭК по Омской области, и объемами потребления, отличными от содержащихся в ранее представленных расчетах-обоснованиях. На основании указанных данных административным органом сделан вывод о предоставлении ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» ранее заведомо недостоверной информации и документов (расчетов-обоснований к договорам на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также на оказание услуг по теплоснабжению на 2018 и 2019 года). При этом, УФК по Омской области исходило из того, что представленные университетом расчеты-обоснования к указанным договорам являются обоснованием начальной максимальной цены контракта к планам-графикам закупок.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с указанными выводами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, административным органом в университете истребованы документы за период 2018 – 2019 годов.
Во исполнение указанного запроса в числе прочих документов в УФК по Омской области представлены вышеуказанные расчеты-обоснования к договорам на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также на оказание услуг по теплоснабжению на 2018 и 2019 года.
По утверждению заявителя, не опровергнутому управлением, данные документы использовались для согласования крупной сделки с учредителем – Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, что следует из наименования соответствующих документов. Доказательства наличия иного значения у таковых в дело не представлены. При этом расчеты-обоснования, представленные учреждением в ходе проверочных мероприятий, по своей форме и содержанию не соответствуют расчетам начальной максимальной цены контракта, установленным Порядком расчетов (обоснований) затрат на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение) в университете, утвержденным приказом ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» от 13.11.2017 № 1069/ОД.
В свою очередь, управление ошибочно расценило расчеты-обоснования на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также услуг по теплоснабжению как документы, являющиеся обоснованием НМЦК к планам-графикам закупок.
Кроме того, утверждение УФК по Омской области о том, что документы представлены заявителем для осуществления проверочных мероприятий по соответствующему запросу контролирующего органа от 21.01.2019, пунктом 9 которого истребованы были документы, являющиеся обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов, используемых при формировании планов-графиков закупок на 2018 –2019 годы, не может быть положено в основу судебного акта по делу.
Из буквального толкования пункта 9 запроса о предоставлении сведений (документов) управления следует, что документы, являющиеся обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов, используемых при формировании планов-графиков закупок, предоставляются по запросу ревизоров в ходе контрольных мероприятий. То есть направление данных документов по умолчанию не предполагалось исходя из текста запроса.
Согласно выписке из журнала регистрации входящих документов за период с 22.02.2019 по 17.03.2019, какие-либо дополнительные запросы от УФК по Омской области, в том числе об истребовании вышеуказанных документов, в адрес университета не поступали.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что УФК по Омской области не представлено доказательств предоставления университетом заведомо недостоверных документов (сведений).
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно не усмотрено оснований для привлечения ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» к административной ответственности в соответствии с положениями части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ в связи с недоказанностью факта совершения вменяемого правонарушения.
Недоказанность совершения правонарушения в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции не усматриваются основания для согласия с УФК по Омской области и оставления требований ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» без удовлетворения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2019 по делу № А46-6397/2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.07.2019 по делу № А46-6397/2019 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий | А.Н. Лотов | |
Судьи | Н.Е. Иванова Н.А. Шиндлер |