ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10933/12 от 14.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 марта 2013 года

Дело № А75-4970/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10933/2012) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.10.2012 по делу № А75-4970/2012 (судья Истомина Л.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карьер-Ресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения налогового органа от 09.04.2012 об отказе в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании представителей:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «Карьер-Ресурс» - генеральный директор ФИО2 (паспорт);

от закрытого акционерного общества «Нефтьстройинвест» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

установил  :

Общество с ограниченной ответственностью «Карьер-Ресурс» (далее - ООО «Карьер-Ресурс», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 09.04.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать регистрирующий орган внести следующие изменения в сведения Единого государственного реестра юридических лиц об ООО «Карьер-Ресурс»:

- сведения об участниках общества - юридических лицах - исключить из состава участников общества закрытое акционерное общество «Нефтьстройинвест»;

- сведения о долях, принадлежащих обществу: отразить факт перехода доли вышедшего участника закрытое акционерное общество «Нефтьстройинвест» (доля в размере 50 % уставного капитала номинальной стоимостью 5 000 рублей).

Определением суда от 28.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Нефтьстройинвест» (далее – ЗАО «Нефтьстройинвест»), общество с ограниченной ответственностью «СтройЭнергоРесурс» (далее – ООО «СтройЭнергоРесурс»).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.10.2012 по делу № А75-4970/2012 заявление ООО «Карьер-Ресурс» удовлетворено. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.04.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов при внесении изменений в сведения об ООО «Карьер-Ресурс», содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Карьер-Ресурс»: осуществить государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления ООО «Карьер-Ресурс» вх. № 98 от 02.04.2012.

Этим же решением суда с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу ООО «Карьер-Ресурс» взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что доля в уставном капитале ООО «Карьер-Ресурс» перешла после выхода ЗАО «Нефтьстройинвест» Обществу. Со ссылкой на статью 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» суд указал, что требования по оформлению заявления (наличие подписи, уполномоченного лица с указанием его паспортных данных, иного удостоверяющего личность документа, а также нотариальное удостоверение подписи) Обществом соблюдены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что надлежащим заявителем при оформлении заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в рассматриваемом случае является участник общества, отчуждающий свою долю, то есть участник ЗАО «Нефтьстройинвест» ФИО3

Податель жалобы ссылается на пункт 7.1 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и считает, что документы для государственной регистрации изменений, касающихся состава участников общества, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня перехода доли. Однако документы для регистрации были поданы спустя восемь месяцев после принятия решения о выходе из ООО «Карьер-Ресурс».

Налоговый орган считает незаконным решение суда в части взыскания с него в пользу ООО «Карьер-Ресурс» судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие ЗАО «Нефтьстройинвест», Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.

От ООО «Карьер-Ресурс», ЗАО «Нефтьстройинвест» поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.

Представитель ООО «Карьер-Ресурс» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителя ООО «Карьер-Ресурс», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

13.07.2011 участником ООО «Карьер-Ресурс» ЗАО «Нефтьстройинвест» было подано заявление о выходе из общества.

В результате выхода в обществе остался один участник - ООО «СтройЭнергоРесурс». Решение о распределении доли, перешедшей к обществу в результате выхода ЗАО «Нефтьстройинвест», не принималось, доля перешла к обществу.

02.04.2012 ООО «Карьер-Ресурс» в целях регистрации изменений подало в инспекцию:

- заявление по форме 14001;

- заявление участника о выходе из общества путем отчуждения доли обществу от 13.07.2011 № 344;

- уведомление о согласовании участником ЗАО «Нефтьстройинвест» выхода из общества от 13.07.2011 № 343;

- согласие общества на выход участника из общества от 13.07.2011 № 201;

- решение от 13.07.2011 участника ЗАО «Нефтьстройинвест» о выходе из общества путем отчуждения доли обществу.

Решением от 09.04.2012 в государственной регистрации изменений отказано. В обоснование причин отказа указано на отсутствие среди представленных для регистрации документов заявления Р 14001, заверенного надлежащим заявителем.

Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

22.10.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Инспекцией в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

Как следует из подпункта 2 пункта 7 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества.

Как указано в пункте 6 статьи 24 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли. В случае, если в течение указанного срока доля или часть доли будет распределена, продана или погашена, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, извещается обществом путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документов, подтверждающих основания перехода к обществу доли или части доли, а также их последующих распределения, продажи или погашения. Документы для государственной регистрации предусмотренных данной статьей изменений, а при продаже доли или части доли также документы, подтверждающие оплату доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения о распределении доли или части доли между всеми участниками общества, об их оплате приобретателем либо о погашении.

Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Порядок подачи в регистрирующий орган заявлений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, определен статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Как указано в пункте 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с пунктом 1.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В силу пункта 1.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные в абзаце первом пункта 1.4 участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 1.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявителями при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества, являются участники общества.

Из содержания статьи 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что участником общества является лицо, обладающее долей в уставном капитале этого общества.

Доля в уставном капитале ООО «Карьер-Ресурс» перешла после выхода ЗАО «Нефтьстройинвест» самому обществу.

Таким образом, требования по оформлению заявления (наличие подписи, уполномоченного лица с указанием его паспортных данных, иного удостоверяющего личность документа, а также нотариальное удостоверение подписи) ООО «Карьер-Ресурс» соблюдены.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что надлежащим заявителем при оформлении заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в рассматриваемом случае является участник общества, отчуждающий свою долю, то есть участник ЗАО «Нефтьстройинвест» ФИО3

Указанные доводы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.

Заявляя указанный довод, налоговый орган ссылается на положения статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Указанная статья регулирует переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

В силу части 12 статьи 21 названного закона, доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

К приобретателю доли или части доли в уставном капитале общества переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до совершения сделки, направленной на отчуждение указанной доли или части доли в уставном капитале общества, или до возникновения иного основания ее перехода, за исключением прав и обязанностей, предусмотренных соответственно абзацем вторым пункта 2 статьи 8 и абзацем вторым пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Участник общества, осуществивший отчуждение своей доли или части доли в уставном капитале общества, несет перед обществом обязанность по внесению вклада в имущество, возникшую до совершения сделки, направленной на отчуждение указанных доли или части доли в уставном капитале общества, солидарно с ее приобретателем.

Таким образом, статья 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» регулирует отношения при переходе доли к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам. Кроме этого такой переход осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Однако в рассматриваемом случае, участник Общества ЗАО «Нефтьстройинвест» не передавал иным участником или третьим лицам долю в уставном капитале Общества, также как и не осуществлял никаких сделок по передаче своей доли данным лицам. В данном случае ЗАО «Нефтьстройинвест» вышло из Общества путем отчуждения своей доли самому Обществу, возможность чего прямо вытекает из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество не вправе приобретать доли или части долей в своем уставном капитале, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

К таким случаям, как указано ранее, относится пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с которой участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

Как было выше сказано, из пункта 6.1 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Общество обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества. Положения, устанавливающие иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли, могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении, при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Исключение из устава общества указанных положений осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому двумя третями голосов от общего числа голосов участников общества.

Таким образом, в случае отчуждения участником своей доли, следует руководствоваться требованиями, установленными в статье 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а не статьей 21 того же федерального закона.

При этом именно само Общество заинтересовано во внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц об ООО «Карьер-Ресурс» и именно оно обоснованно обратилось в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Податель жалобы ссылается на пункт 7.1 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и считает, что документы для государственной регистрации изменений, касающихся состава участников общества, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня перехода доли. Однако документы для регистрации были поданы спустя восемь месяцев после принятия решения о выходе из ООО «Карьер-Ресурс».

Действительно, как следует из пункта 7.1статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу.

Однако нарушение месячного срока представления в регистрирующий орган соответствующих документов не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.

Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, в силу пункта 1 статьи 23Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Как указано в пункте 2 вышеназванной статьи закона, решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, пропуск срока подачи документов на регистрацию не является основанием для отказа Обществу в такой регистрации.

При этом, в самом отказе налоговый орган сослался на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Однако, как указано ранее, документы на государственную регистрацию были представлены все и надлежащим заявителем, в связи с чем оснований для отказа Обществу в регистрации изменений в сведения о юридическом лице у налогового органа не имелось.

Иных оснований для такого отказа, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», судом апелляционной инстанции также не усматривается.

Налоговый орган считает незаконным решение суда в части взыскания с него в пользу ООО «Карьер-Ресурс» судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов (заявителей) или ответчиков.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.

Учитывая изложенное судом первой инстанции правомерно с налогового органа в пользу ООО «Карьер-Ресурс» взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Инспекцией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.10.2012 по делу № А75-4970/2012 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

А.Н. Лотов

О.А. Сидоренко