ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-11407/14 от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 декабря 2014 года

Дело № А46-9978/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11407/2014) закрытого акционерного общества «Строительно-монтажное управление «Сибгазстройдеталь» на решение Арбитражного суда Омской области от 22.09.2014 по делу № А46-9978/2014 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению закрытого акционерного общества «Строительно-монтажное управление «Сибгазстройдеталь» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области о признании незаконными и отмене постановлений от 04.07.2014 № 0207/7, от 04.07.2014 № 0208/7,
при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества «Строительно-монтажное управление «Сибгазстройдеталь» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области – ФИО2 ( по доверенности № 4415 от 19.12.2013 сроком действия по 31.12.2014)

установил  :

закрытое акционерное общество «Строительно-монтажное управление «Сибгазстройдеталь» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Омской области (далее – Управление Россельхознадзора по Омской области) о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2014 № 0207/7, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотреннойчастью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невыполнение обязанностей по рекультивации земель после прокладки газопровода и проведения работ по засыпке траншеи, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Кроме того, ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» просило признать незаконным и

отменить постановление Управления Россельхознадзора по Омской области от 04.07.2014№ 0208/7 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в

размере 40 000 руб. за уничтожение плодородного слоя почвы после прокладки газопровода и проведении работ по засыпке траншеи на земельном участке сельскохозяйственного назначения с местоположением: Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, кадастровый номер 55:20:000000:360 вдоль восточной части д. Приветная, вдоль проселочной дороги.

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.09.2014 по делу № А46-9978/2014 в удовлетворении требований Общества было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 22.09.2014 по делу №А46-9978/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на необоснованное привлечение его к административной ответственности в виду отсутствия в постановлении от 04.07.2014 № 0207/7 конкретизации действия, вменяемого в вину ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь», а также отсутствия документов, подтверждающих установление сроков выполнения работ и сведений о нарушении таких сроков. Образцы проб почвы для сравнительного анализа были взяты сотрудниками Управления Россельхознадзора по Омской области на полевой части земельного участка. В связи с чем, по мнению заявителя, проведенный сравнительный анализ образцов почвы является недостоверным. Также указали на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, в силу чего были лишены возможности обосновать свою позицию с помощью экспертизы.

ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» надлежащим образом извещённое в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечило.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованного лица.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель Управление Россельхознадзора по Омской области поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившегося представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

15.01.2014 в ходе проведения административного расследования, возбужденного в отношении ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь», было установлено, что на земельном

участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: - Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, с кадастровым номером 55:20:000000:360 - вдоль восточной части д. Приветная, вдоль проселочной дороги ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» при проведении работ по прокладке газопровода самовольно произведено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы. В результате действий ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» образована траншея протяженностью около 269 м., шириной 0.4 м., бурты шириной 0.5 м., высотой 1 м (далее – нарушенный земельный участок, траншея).

Работы по прокладке газопровода проводились ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» во исполнение договора на выполнение работ по строительству (прокладке) газопровода от 11.07.2013 №б/н.

В целях устранения выявленного нарушения требований земельного законодательства выдано предписание от 15.01.2014 №1.

Согласно указанному предписанию от 15.01.2014 № 1 ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» обязано в срок до 30.05.2014 провести рекультивацию земельного

участка сельскохозяйственного назначения расположенного по адресу: - Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, с кадастровым номером 55:20:000000:360 - вдоль восточной части д. Приветная, вдоль проселочной дороги (место проведения земельных работ с целью прокладки газопровода) согласно разработанному и согласованному с Управлением Россельхознадзора по Омской области проекту рекультивации».

Указанное предписание было получено ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» 20.01.2014, что подтверждается отметкой о входящей корреспонденции № 26 и в установленный в нем срок обществом не обжаловалось.

Далее, 09.06.2014 на основании приказа от 29.04.2014 № 1076 Управлением Россельхознадзора по Омской области в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения от 15.01.2014 № 1 проведена внеплановая выездная проверка ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь».

В результате проверки 09.06.2014 было установлено, что на нарушенном земельном участке по всей протяженности траншеи 269 м. ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» проведены работы по засыпке траншеи черным грунтом, который перемешан с глинистыми слоями почвы, на поверхности оставлены следы от протекторов шин большегрузного автотранспорта.

Работы ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» проводились в отсутствие разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области. План рекультивации земельного участка, утвержденный и согласованный в установленном порядке, у ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» отсутствовал. Осмотр земельного участка и отбор образцов (проб) осуществлялся с участием законного представителя ЗАО «СМУ

«Сибгазстройдеталь» генерального директора ФИО3, что подтверждается актом осмотра (обследования) от 09.06.2014 с фотоматериалами №1 - №3, схемой проведения работ от 09.06.2014, актом (протоколом) отбора образцов (проб) почвы от 09.06.2014 №14.

После проведения лабораторных исследований было установлено, что ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» обязанности по рекультивации на нарушенном земельном участке не выполнены. Согласно экспертному заключению от 23.06.2014 № 16, выполненному ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора», произошло существенное снижение плодородия земель по показателям обменного калия на 46%, подвижного фосфора на 45 % и повышения щелочности на 10% (критерии снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612). Данный факт подтверждается протоколом испытаний от 23.06.2014 №1092.

По результатам проверки должностным лицом Управления составлен акт от

24.06.2014 №1076.

24.06.2014 в отношении ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» вынесены уведомления о составлении протоколов, которые были получены генеральным директором ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» ФИО3 лично под роспись 27.06.2014.

30.06.2014 Управлением Россельхознадзора по Омской области были составлены протоколы об административных правонарушениях № 275 по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, а также № 274 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» постановления по делу об административном правонарушении № 0208/7 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы после прокладки газопровода и проведении работ по засыпке траншеи на земельном участке сельскохозяйственного назначения с местоположением: Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, кадастровый номер 55:20:000000:360 вдоль восточной части д. Приветная, вдоль проселочной дороги, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей; а также постановления по делу об административном правонарушении № 0207/7 от 04.07.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ за невыполнение обязанностей по рекультивации земель после прокладки газопровода и проведения работ по засыпке траншеи, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с данными постановлениями, ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

22.09.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ является невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Общие требования осуществления рекультивации земель для Российской Федерации определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 21.12.1995 (далее - Основные положения).

Требования, установленные в Основных положениях, являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в томчисле иностранными (пункт 1).

Согласно п. 2 Приложения 6 к Основным положениям, а также ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения: рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

При этом под нарушенными землями в Основных положениях понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате

производственной деятельности (п. 1 Приложения 6).

В соответствии с пунктом 1.1. ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85).«Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель», рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель.

Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель.

Пунктом 4 Основных положений установлено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления

плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных

сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных

мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Исходя из пункта 3 Основных положений, рекультивация нарушенных земель

осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Основания для проведения рекультивации предусмотрены п. 5 Основных положений. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; - строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиями восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Пунктом 6 Основных положений предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также

порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и

дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение

государственной экологической экспертизы.

Порядок получения и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, определен Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18.09.09 г. № 41-п (далее Положение 41-п).

Согласно пункту 1 Положения 41-п, данное положение определяет порядок выдачи разрешений на проведение собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута (далее - заявители) работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области.

В силу пункта 3 Положения 41-п вместе с заявлением о выдаче разрешения на

проведение работ в Министерство заявителями представляется схема (проект) рекультивации нарушенных земель, утвержденная собственником земельного участка, на котором планируется проведение работ, землепользователем или землевладельцем земельного участка.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» должно было разработать проект рекультивации с установленными сроками проведения работ и сроками проведения поэтапной рекультивации и получить разрешение до начала проведения работ, и не проводить работы в нарушение требований законодательства.

Согласно пункту 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Факт проведения ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» земельных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:000000:360 подтверждается письмом Администрации Лузинского сельского поселения Омского района от 02.12.2013 №02-16/897; письмом Администрации Лузинского сельского поселения Омского района от 09.12.2013 №02-16/916; договором на выполнение работ по строительству (прокладке) газопровода от 11.07.2013; письмом ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» от 28.08.2013 №143; ответом ОАО «Омский бекон» от 13.09.2013 №01-20/917; письмом Госстройнадзора от 05.11.2013 исх. 13/госн-7592; письмом Минсельхозпрод Омской области от 17.01.2014 ИСХ -14/МСХ-148; письмом Министерства строительства, транспорта Омской области от 01.11.2013.

Факт неисполнения обязанности по рекультивации нарушенного земельного участка подтверждается актом осмотра (обследования) от 09.06.2014 с фотоматериалами №1 - №3,схемой проведения работ от 09.06.2014; протоколом испытаний ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 23.06.2014 №1092, экспертным заключением от23.06.2014 № 16 ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора»; актом проверки от 24.06.2014 №1076, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2014 №274.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены основные принципы земельного законодательства, а именно:

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства

производства в сельском хозяйстве. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет сохранения ценных земель сельскохозяйственного назначения, ограничения или запрет установлен федеральными законами в части использования данных земель для иных целей.

Статьей 12 ЗК РФ установлены цели охраны земель. Так, земля в Российской

Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на

соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других

негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям

хозяйственной деятельности.

Доводы ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» изложенные в апелляционной жалобе о том, что Управлением Россельхознадзора по Омской области и судом не учтено то обстоятельство, что работы еще не завершены и в связи этим отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ не подверждаются материалами дела, поскольку заявитель не предоставил доказательство наличия у него разработанного и согласованного проекта рекультивации на спорные земельные участки.

Представлением от 29.01.2014 №1 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения руководство ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» обязывалось разработать проект рекультивации, обеспечить контроль за проведением работ в соответствии с требованиями законодательства.

Между тем, работы ведутся без получения разрешительных документов предусмотренных законодательством Российской Федерации, что подтверждается Постановлением мирового судьи судебного участка № 110 САО г. Омска от 28.04.2014 по делу №5-1917/2014, которым генеральный директор ФИО3 признан виновным по ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», а также решением Арбитражного суда Омской области А46-14718/2013 о привлечении ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» к ответственности по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Пунктом 7 Положения № 525/67 определено, что затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:

- осуществление проектно- изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;

проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;

- работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости)плодородного слоя почвы;

- работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;

- планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов

отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;

- приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;

- нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;

- ликвидацию после усадочных явлений;

- очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе

строительного мусора, с последующим их захоронением или

- складированием в установленном месте;

- приобретение и посадку саженцев;

- восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и др.);

- деятельность рабочих комиссий по приемке - передаче рекультивированных земель

(транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований,

лабораторных анализов и др.);

- другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Таким образом, при вынесении постановления по делу об административном

правонарушении от 04.07.2014 № 0208/7 о привлечении ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель» совокупностью доказательств установлено, что рекультивация нарушенного земельного участка не проведена.

За неисполнение предписания о 29.01.2014 №1 ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь»

привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановление мирового судьи судебного участка №22 в Омском судебном районе Омской области от 31.07.2014).

Кроме того, основанием для привлечения ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ «Уничтожение плодородного слоя почвы» является уничтожение плодородного слоя почвы, административная ответственность за указанное правонарушение предусмотрена в виде штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В результате проверки 09.06.2014 установлено, что на нарушенном земельном участке с кадастровым номером 55:20:000000:360, расположенном по адресу: - Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение – вдоль восточной части д. Приветная, вдоль проселочной дороги по всей протяженности траншеи длиной 269 м. ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» проведены работы по засыпке траншеи черным грунтом, который перемешан с глинистыми слоями почвы. На поверхности почвы оставлены следы от протекторов шин большегрузного автотранспорта, в результате чего, произведено уничтожение плодородного слоя почвы, длиной 269 м., шириной 0.4 м.

Уничтожение плодородного слоя почвы произошло в результате механического

воздействия, сноса плодородного слоя при строительстве (прокладке) ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» газопровода, проезда тяжелого транспорта и невыполнения мероприятий по рекультивации земель, что привело к утрате природных свойств плодородного слоя почвы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земля – это природный объект и природный ресурс и в этом качестве является объектом земельных

отношений наряду с земельными участками, т.е. частями поверхности земли (в том числе почвенным слоем), границы, которых описаны и удостоверены в установленном порядке, и их частями.

Почва - верхний слой земли, а плодородный слой почвы - это ее наиболеепродуктивная и ценная в экологическом и экономическом смысле часть.

Плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее – Положение 525/67).

Уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природнохозяйственной ценности земель (п.4 Приказа Минприроды РФ от 25.05.1994 № 160 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России»).

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного

назначения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612, согласно которым существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством РФ требований рационального использования земли:

- снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;

- снижение кислотности в кислых почвах (рНКС1) на 10 процентов или более;

- повышение щелочности в щелочных почвах (рНН20) на 10 процентов или более;

- снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

- снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

Согласно экспертному заключению ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 23.06.2014 №16 на земельном участке с кадастровым номером

55:20:000000:360, где были отобраны образцы почвы, произошло существенное снижение плодородия: в образцах (per. №1459), отобранных на поврежденном участке, в сравнении с контрольными образцами, отобранными на расстоянии 10 м на неповрежденном участке (per. № 1460) установлено снижение содержания обменного калия на 46%, снижение фосфора на 45%, и выявлено повышение щелочности на 10%.

Отбор образцов (проб) осуществлялся с участием законного представителя ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» генерального директора ФИО3, участием свидетеля ФИО4 от которых жалобы, замечания, возражения на действия государственного инспектора отдела земельного надзора Управления не поступали.

Все документы связанные с отбором проб, результатами исследований вручены ЗАО

«СМУ «Сибгазстройдеталь», что подтверждается отметкой общества (печать) от 27.06.2014.

Отбор образцов (проб) осуществлялся в соответствии ГОСТ 28168 - 89 «Почвы. Отбор проб» - путем отбора точечных проб для составления объединенной пробы. Пробы отобраны буром с территории разбитой на элементарные участки равномерно по маршрутному ходу через 68 м., что зафиксировано в акте (протоколе) отбора образцов (проб) почвы от 09.06.2014 №14.

В связи с изложенным, не могут быть приняты во внимание доводы Общества о недостоверности проведенного сравнительного анализа, т.к. не подтверждаются материалами дела.

Вина ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь», подтверждается материалами административного производства: актом осмотра (обследования) земельного участка от

09.06.2014 г. с фотоматериалами №1 - №3, схемой проведения работ от 09.06.2014, актом (протоколом) отбора образцов (проб) почвы от 09.06.2014 №14, протоколом испытаний ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 23.06.2014 №1092; экспертным заключением ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от 23.06.2014 №16, актом проверки от 24.06.2014 №1076, предписанием об устранении нарушений от 24.06.2014 №203, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2014 №275.

С учетом приведенных обстоятельств возражения заявителя относительно законности привлечения его к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ правомерно были признаны судом первой инстанции необоснованными.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него

имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Размер административного штрафа определен административным органом в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 8.6, частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых постановлений от 04.07.2014 № 0207/7, от 04.07.2014 № 0208/7.

Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, в связи с необходимостью назначения экспертизы.

Определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 Кодекса, в случае его удовлетворения.

В названном определении должно содержаться обоснование вывода арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства; обжалование такого определения Кодексом не предусмотрено.

ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь» имело в реальную возможность обратиться к эксперту за получением заключения, которое были вправе представить вместе с заявлением в суд. Однако данным правом не воспользовались.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что ответчик не доказал наличие установленных пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ оснований для рассмотрения настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства.

Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 22.09.2014 по делу № А46-9978/2014 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.Ю. Рыжиков