ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-11443/18 от 21.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-4387/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» на постановление от 24.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Грязникова А.С., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-4387/2018 Арбитражного суда Омской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» (644089, Омская область, город Омск, проспект Мира, 69,
ОГРН 1155543009830, ИНН 5504055086) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571)
об оспаривании действий.

В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» – ФИО2 по доверенности
от 20.09.2016.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект»
(далее – общество, ООО «Сибгидропроект») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу (ранее – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области,
далее – департамент) по проведению внеплановой проверки без предусмотренного законодательством основания и документарного оформления, а именно: действий, произведенных на основании определения от 11.12.2017 № ВЗ-989/05-290/2017 и определения от 15.01.2018 № ЗТ-989в 05-290/2017.

Решением от 07.08.2018 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) требования ООО «Сибгидропроект» удовлетворены.

Постановлением от 24.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «Сибгидропроект», ссылаясь на неправильное применение  апелляционным судом норм права, просит постановление                     от 24.10.2018 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, письмо Следственного управления по Омской области Следственного комитета Российской Федерации (далее – следственное управление) от 28.11.2017 не могло являться поводом к возбуждению в отношении общества производства по делу об административном правонарушении; на момент вынесения определения               от 11.12.2017 у департамента отсутствовали доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, следственным управлением в адрес департамента направлено письмо от 28.11.2017, в котором сообщалось о наличии в производстве уголовного дела, возбужденного в отношении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области по факту дачи неправомерного указания подчиненному ему по службе – о не привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.42           КоАП РФ, а также содержалась просьба решить вопрос о привлечении к административной ответственности ООО «Сибгидропроект» и его руководителя ФИО3

Рассмотрев указанное письмо и материалы, полученные в ходе административного расследования по делу № В-339/05-096/2017, департамент вынес определение от 11.12.2017  № ВЗ-989/05-290/2017 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Определениями от 15.01.2018 № ЗТ-989в 05-290/2017 департамент истребовал у общества и Министерства природных ресурсов и экологии Омской области сведения и документы, необходимые для разрешения дела. Кроме того, им были направлены запросы в следственное управление (10.01.2018), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (12.01.2018),             ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» (12.01.2018); проведено натурное обследование территории в районе 1795 км реки Иртыш (акт от 19.01.2018).

По результатам административного расследования департамент 07.02.2018 составил протокол об административном правонарушении,               на основании которого 16.02.2018 вынес постановление                                    № ВЗ-989/05-290-2018 о привлечении ООО «Сибгидропроект» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

 Решением от 04.05.2018 Омского районного суда Омской области по делу № 12-58/2018, оставленным без изменения решением от 19.06.2018 Омского областного суда по делу № 77-401/2018, постановление
департамента от 16.02.2018 № ВЗ-989/05-290-2018 изменено в части назначенного обществу наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 руб.

Считая произведенные департаментом на основании определений                  от 11.12.2017 и от 15.01.2018 действия незаконными,                                         ООО «Сибгидропроект» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования общества, указав на отсутствие у департамента правовых оснований для возбуждения административного производства и нарушение им пункта 5 статьи 2, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемые действия совершены департаментом в соответствии с действующим законодательством, поэтому отменил решение суда первой инстанции и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Оставляя постановление апелляционной инстанции без изменения, суд округа исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ).

Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 2315-О).

Из определения от 11.12.2017 № ВЗ-989/05-290/2017 усматривается, что вывод о наличии в действиях ООО «Сибгидропроект» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, был сделан должностным лицом департамента по результатам проверки полученных от следственного управления сведений, изучения имеющихся в его распоряжении материалов и документов.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно расценил письмо следственного управления от 27.11.2017 в качестве повода для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии у департамента в рассматриваемом случае оснований для проведения административного расследования.

Вопреки позиции общества положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в силу пункта 3 части 3 статьи 1 названного Закона не применяются при проведении административного расследования.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно  отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО «Сибгидропроект» в удовлетворении заявленных требований.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 24.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-4387/2018 Арбитражного суда Омской области оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. ФИО4

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова