ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
27 ноября 2015 года | Дело № А46-6555/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2015 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-11602/2015 ) акционерного общества «Омскоблводопровод» на решение Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2015 года по делу № А46-6555/2015 (судья Лебедева Н.А.), по иску Администрации городского поселения Таврического муниципального района Омской области (ОГРН 5515028260 , ИНН 4010773 ) к акционерному обществу «Омскоблводопровод» (ОГРН 5553004430 , ИНН 8022202 ) о понуждении к выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества «Омскоблводопровод» - представитель Ватке Е.Г. (по доверенности № 50 от 20.07.2015 сроком действия по 31.12.2016);
от Администрации городского поселения Таврического муниципального района Омской области - представитель ФИО1 (по доверенности от 20.07.2015 сроком действия по 31.12.2015); представитель ФИО2 (по доверенности от 20.07.2015 сроком действия по 31.12.2015);
установил:
Администрация Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Омскоблводопровод» (далее – ОАО «Омскоблводопровод», ответчик) о понуждении принять по акту приема-передачи бесхозяйные сети водоснабжения и сооружения на них в соответствии с перечнем, указанным в акте приема-передачи, расположенных по адресам: р.п. Таврическое, Таврического района Омской области, ул. Совхозная д. № 4 - 19 т/с ст. Д. 40 - 450 м.; ул. Магистральная, д. № 7 - Совхозная № 32 чуг. Д. 100-200 м.; пер. Дорожный (север до ул. Заводской) чуг. Д. 100 -130 м.; пер. Дорожный № 1 - ул. Северная п/э Д 63 - 100 м.; ул. Гагарина на стадион п/э Д. ПО -230 м; ул. Лесничество п/э Д 63 -200 м; ул. Весенняя п/э Д 50 -180 м; ул. Весенняя -Осенняя п/э Д 63 - 230м; ул. 60 лет ВЛКСМ - ул. Российская п/э Д ПО - 260 м; ул. Парковская- Титова п/э Д 63 - 400 м; ул. Горького -Строительная ст. Д 100 - 90 м; ул. Пушкина д 1-9 п/э Д 63 - 280 м; ул. Пушкина 21-39 п/э ДбЗ - 280 м; ул. Строительная ст. Д 100 - 270 м.; ул. Лермонтова 51 -Ленина 48 чуг. Д 100 - 130 м; ул. Гагарина т/сеть (РОВД, Соц. служба, музей) - 570 м; ул. Кирова - Садовая чуг. Д100 - 300м; ул. Транспортная п/э Д 63 - 750 м; ул. Юбилейная п/э Д 63 530 м; ул. Ленина 147 - 159 ст. Д 100 - 271 м; ул. Восточная пер.1- 1 а п/э Д ПО - 180м; ул. Водопроводная ст. Д. 100 -140м; ул. Химиков до в/ч чуг. Д 100 - 500 м; ул. Химиков ст. Д 100-220 м; ул. Кирпичная ст. Д 100 - 170 м; ул. Мелиораторов ст. Д 100 - 140 м; ул. Степная п/э Д 63 - 480 м.; ул. 1Водников п/э Д 63 -150м.; ул. 12 Водников чуг. Д 100 - 190м.; ул. Солнечная д 1-5 п/э Д 63 - 150 м.; ул. Солнечная - Пролетарская п/э Д 63 - 96 м; уд. Омские п/э разных размеров -2785 м; ул. Севастопольская п/э ДНО - 1298м; уд. ФИО3 п/э Д ПО - 1472м; ул. 1 -2 Новые п/э Д ПО - 3270м.; ул. Клименко п/э Д63 -750 м.; ул. Рабочая- Съездовская чуг. Д 150- 430 м.; ул. Рабочая - Сосновый бор п/э ДНО- 230 м.; уд. Спортивная п/э Д 63 - 260 м; ул. Сосновый бор п/э Д 63 - 180 м.; ул. Спортивная - Заречная п/э Д 63 - 270 м., осуществлять техническое обслуживание (эксплуатацию) данных объектов до признания права собственности на них или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим объект собственником.
Определением Арбитражного суда Омской области от 28.07.2015 в связи с приведением наименования ответчика в соответствие со статьей 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и внесением изменений в Устав произведена замена ОАО «Омскоблводопровод»наакционерноеобщество «Омскоблводопровод» (далее - АО «Омскоблводопровод»).
Решением Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2015 года по делу № А46-6555/2015 исковые требования удовлетворены. С АО «Омскоблводопровод» в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его изменить.
В обоснование своей жалобы ответчик указывает, что суд первой инстанции необоснованно не установил срок эксплуатации ответчиком спорных сетей с учётом того, что предельный срок эксплуатации бесхозяйных объектов при подаче воды ненадлежащего качества составляет не более двух лет.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Администрация возразила против доводов ответчика, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просил его отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно.
28.05.2013 Администрацией Таврического городского поселения вынесено постановление № 108-П, которым ресурсоснабжающая организация - ОАО «Омскоблводопровод» наделена статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения на территории Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области.
Администрацией Таврического городского поселения согласно письмам ОАО «Омскоблводопровод» от 21.04.2014 № 01-19/431, от 04.04.2014 № 01-19/357 проведена работа по выявлению бесхозяйных водопроводных сетей и сооружений на них на территории Таврического городского поселения.
27.06.2014 Таврическим районным судом Омской области принято решение по делу № 2-391/2014 по иску прокурора Таврического района Омской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к Администрации Таврического городского поселения, ОАО «Омскоблводопровод» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оборудованию канализационной крышкой водопроводных колодцев водопроводных сетей, признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке водопроводных сетей на учет и оформлению права собственности, об обязании оборудовать канализационной крышкой водопроводных колодцев водопроводных сетей, об обязании принять меры по постановке водопроводных сетей на учет и оформлению право собственности.
Указанным решением признано незаконным бездействие Администрации Таврического городского поселения по непринятию мер по постановке водопроводных сетей р.п. Таврическое Таврического городского поселения Таврического муниципального района: ул. Совхозная д. № 4 - 19 т/с ст. Д. 40 - 450 м.; ул. Магистральная д.№7-Совхозная № 32 чуг. Д. 100 - 200 м.; пер. Дорожный (север до ул. Заводской) чуг. Д. 100 - 130 м.; пер. Дорожный № 1 - ул. Северная п/э Д 63-100м.; ул. Гагарина на стадион п/э Д. ПО - 230 м; ул. Лесничество п/э Д 63-200м; ул. Весенняя п/э Д 50 -180 м; ул. Весенняя - Осенняя п/э Д 63 - 230м; ул. 60 лет ВЛКСМ - ул. Российская п/э П0-260м; ул. Парковская- Титова п/э Д 63- 400 м; ул. Горького - Строительная ст. Д 100 -90 м; ул. Пушкина д 1-9 п/эД 63 - 280 м; ул. Пушкина21-39 п/э Д 63 - 280 м; ул. Строительная ст. Д100 - 270 м.; ул. Лермонтова 51 -Ленина 48 чуг. Д 100 - 130 м; ул. Гагарина т/сеть (РОВД, Соц.служба, музей) - 570 м; ул. Кирова - Садовая чуг. Д100 -300м; ул. Транспортная п/э Д 63 - 750 м; ул. Юбилейная п/э Д 63 - 530 м; ул.Ленина 147 - 159 ст. Д 100 - 271 м; ул. Восточная пер.1- 1 а п/э Д ПО -180м;ул. Водопроводная ст. Д. 100 -140м; ул. Химиков до в/ч чуг. Д 100 - 500 м; ул. Химиков ст. Д 100 - 220 м; ул. Кирпичная ст. Д 100 - 1 70 м; ул. Мелиораторов ст. Д 100 -140 м; ул. Степная п/э Д 63 - 480 м.; ул. Водников п/э Д 63 - 150 м.; ул. 12 Водников чуг. Д 100 - 190м.; ул. Солнечная д1-5 п/э Д 63 - 150 м.; УЛ. Солнечная - Пролетарская п/э Д 63 -96 м; уд. Омские п/э разных размеров - 2785 м; ул. Севастопольская п/э ДНО - 1298м; уд. ФИО3 п/э Д НО - 1472 м; ул. 1 -2 Новые п/э Д ПО - 3270м.; ул. Клименко п/э Д63 - 750 м.; ул. Рабочая - Съездовская чуг. Д 150 - 430 м.; ул. Рабочая -Сосновый бор п/э Д ПО - 230 м.; ул. Спортивная п/э Д 63 - 260 м; ул.Сосновый бор п/э Д 63 -180 м.; ул. Спортивная -Заречная п/э Д 63 - 270 м., на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, на Администрацию Таврического городского поселения возложена обязанность по принятию указанных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренномугражданскомуделуобязательнодляарбитражногосуда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
06.05.2015 Администрацией вынесено постановление № 84-О, которым ОАО «Омскоблводопровод» предложено организовать эксплуатацию (техническое обслуживание) бесхозяйных водопроводных сетей и сооружений на них до момента признания их муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством согласно приложению № 1 «Перечень бесхозяйных водопроводных сетей и сооружений на них расположенных на территории Таврического городскою поселения», а отделу бухгалтерского учета и отчетности Администрации Таврического городского поселения дано указание в порядке, предусмотренном действующим законодательством, провести работу по признанию права собственности Таврического городского поселения на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.
13.05.2015проведенакомиссионнаяпроверкатехническогосостояния водопроводных колодцев на территории Таврического городского поселения, которой установлено, что на осмотренных колодцах, находящихся в эксплуатации и на обслуживании ОАО «Омскоблводопровод», отсутствуют крышки люков.
По результатам проверки составлен акт № 1 осмотра водопроводных колодцев не находящихся в собственности Таврического городского поселения и эксплуатируемых ОАО «Омскоблводопровод» в процессе водоснабжения.
Администрацией 06.05.2015, 13.05.2015 в адрес ОАО «Омскоблводопровод» (исх. № 01-19/667, исх. № 01-19/737) направлены письма с предложением подписать акты о принятии бесхозяйных водопроводных сетей и сооружений на них в эксплуатацию (техническое обслуживание) до признания права собственности Таврического городского поселения на данное имущество.
29.05.2015 Администрацией вынесено постановление № 716, которым Главе Таврического городского поселения рекомендовано:
- провести полную инвентаризационную проверку всех объектов водоснабжения, расположенных на территории Таврического городского поселения в рамках Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- в части исполнения решения суда принять меры постановки на учет бесхозяйных водопроводных сетей с последующей их передачей эксплуатирующей организации ОАО «Омскоблводопровод» в срок до 01.07.2015;
- бесхозяйные водопроводные сети до оформления права собственности в порядке и сроки установленные законом передать эксплуатирующей организации ОАО «Омскоблводопровод».
Поскольку на ответчике лежит обязанность по принятию бесхозяйных водопроводных сетей и сооружений на них в эксплуатацию, между тем, ответчик уклоняется о подписания передаточных актов, истец обратился в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой иснатнции, удовлетворившего заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
Как указывалось выше, решением Таврического районного суда Омской области от 27.06.2014 по делу № 2-391/2014 признано незаконным бездействие Администрации по непринятию мер по постановке водопроводных сетей р.п. Таврическое Таврического городского поселения Таврического муниципального района на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, на Администрацию возложена обязанность по принятию указанных в решении сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Согласно представленной Администрацией информации спорные водопроводные сети в реестре муниципального имущества Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, реестрах федерального имущества, государственного имущества Омской области и муниципального имущества не значатся.
Как следует из пояснений истца в суде первой инстанции, Администрация в настоящее время в соответствии с Постановлением от 29.05.2015 № 716 осуществляет мероприятия по инвентаризационной проверке объектов водоснабжения, расположенных на территории Таврического городского поселения и принятию мер по постановке на учет бесхозяйных водопроводных сетей.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) в случае выявления бесхозяйныхобъектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Толкование приведенных норм права позволило суду первой инстанции прийти к правильному выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
На основании постановления Администрации от 28.05.2013 № 108-П, гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области является АО «Омскоблводопровод».
Факт осуществления эксплуатации АО «Омскоблводопровод» бесхозных сетей подтверждается выдачей гарантирующей организацией технических условий на подключение к бесхозяйным сетям водоснабжения и водоотведения.
Фактическое использование АО «Омскоблводопровод» бесхозяйных сетей ответчиком не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что с момента выявления бесхозяйных сетей, факт выявления которых установлен решением Таврического районного суда Омской области от 27.06.2014 по делу № 2-391/2014, не только у Администрации появляется обязанность по оформлению указанных сетей в собственность, но и у АО «Омскоблводопровод», как у гарантирующей организации, в силу закона появляется обязанность, до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством, обеспечивать водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатацию таких объектов, в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
Доводы ответчика об ограничении срока эксплуатации АО «Омскоблводопровод» бесхозяйных сетей двумя годами судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Закон о водоснабжении и водоотведении не содержит требований по предельному сроку эксплуатации бесхозяйных водопроводных сетей.
Пункт 7 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении устанавливает требования к качеству питьевой воды не позднее, чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов.
При этом пунктом 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении прямо предусмотрено, что эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, осуществляется гарантирующей организацией содня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
АО «Омскоблводопровод», ссылаясь на то, что Администрацией будет затягиваться процесс обращения спорных бесхозяйных водопроводных сетей в муниципальную собственность, не лишено права в дальнейшем при наличии соответствующих доказательств обратиться с иском о взыскании убытков, понесённых АО «Омскоблводопровод» в результате виновных действий Администрации.
Таким образом, поскольку у ответчика имеется обязанность принять на обслуживание бесхозяйные водопроводные сети, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, принять по акту приема-передачи бесхозяйные сети водоснабжения и сооружения на них и выполнять деятельность по осуществлению технического обслуживания (эксплуатацию) данных объектов до признания права собственности на них или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим объект собственником, обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2015 года по делу № А46-6555/2015.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба АО «Омскоблводопровод» удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на её подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2015 года по делу № А46-6555/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Т.А. Зиновьева | |
Судьи | А.В. Веревкин А.Н. Глухих |