ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-11789/20 от 24.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 ноября 2020 года

                                                Дело №   А46-6411/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  24 ноября 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме  ноября 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей  Рыжикова О.Ю., Дубок О.В.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11789/2020) общества с ограниченной ответственностью «Домострой» на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу № А46-6411/2020 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домострой» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 627750 <...>) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644099, <...>) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Домострой» - ФИО1 (по доверенности от 01.10.2020 сроком действия один год);

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – ФИО2 (по доверенности № 02/5813 от 20.07.2020 сроком действия один год); ФИО3 (по доверенности № 02/10216 от 24.11.2020 сроком действия до 31.12.2020).

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Домострой» (далее – ООО «Домострой», Общество, заявитель, застройщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее – Департамент, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 10-этажного жилого дома 1 этап IV очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-Енисейская – б. Архитекторов – старица р. Замарайка – ул. Дмитриева в Кировском АО г. Омска на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:110201:3927, выраженного в письме Департамента от 27.03.2020 № 09-01/2733.

            В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил обязан заинтересованное лицо в срок до 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда, выдать разрешение на строительство многоквартирного 10-этажного жилого дома 1 этап IV очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3- Енисейская – б. Архитекторов – старица р. Замарайка – ул. Дмитриева в Кировском АО г. Омска на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:110201:3928.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу № А46-6411/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.

            Не согласившись с данным судебным актом, ООО «Домострой» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, требования заявителя удовлетворить.

В обоснование жалобы податель ссылается на то, что ООО «Домострой» были получены условия на подключение к системе теплоснабжения от 20.02.2020 № 24-22т/132, что является первым этапом к получению технических условий; 01.10.2019 Общество обращалось к АО «ТГК-11» с заявкой на подключение к системе теплоснабжения,  АО «ОмскРТС» инициировало процедуру установления платы за подключение, которая по настоящий момент не урегулирована. В феврале 2020 года заявитель, не дождавшись ответа от АО «ОмскРТС», принял решение о получении необходимого минимума в виду условий подключения на проектирование (выданы 20.02.2020 № 24-22т/717). Общество указывает, что документы представлены с учетом обстоятельств отсутствия у застройщика договора на подключение к сетям теплоснабжения по независящим от него причинам, срок рассмотрения заявки занял более 8 месяцев с момента обращения. ООО «Домострой» полагает, что суд должен был привлечь к участию в деле АО «ОмскРТС» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с целью раскрытия информации по формированию и установлению индивидуальной платы за подключение к сетям теплоснабжения.

Оспаривая второе основание, послужившее причиной отказа в выдаче разрешения, указывает, что полагает возможнымразместить временные парковочные места на существующих площадках и смежных площадках (без проведения каких-либо строительных или земляных работ; без возведения капитальных объектов), в то время как по мере освоения земельного участка застройщиком были бы согласованы изменения касающиеся планов планировки и межевания территории, с указанием на необходимость строительства многоэтажной стоянки и размещения всех необходимых машиномест (для всего микрорайона в количестве 5 жилых домов) в указанном строении, являющимся проектируемым 6 этапом строительства. ООО «Домострой» заявляет о том, что текущий план планировки территории неисполним и нуждается в пересмотре.

Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу.

 В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО «Домострой» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

07.03.2008 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Сибстрой» (арендатор, ООО «Сибстрой») заключен договор аренды земельного участка № Д-Кр-31- 7103, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в арендусроком на 7 лет находящийся в государственной собственности земельный участок из состава земель населенных пунктов в границах города Омска с кадастровым номером 55:36:000000:0573, местоположение которого установлено в 372 м северо-западнее относительно 2-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: улица 3-я Енисейская, 21 (Кировский административный округ), общей площадью 302 629 кв.м, для жилищных нужд под строительство жилых микрорайонов (том 1 л.д.24-30).

01.12.2010 между ООО «Сибстрой» и обществом с ограниченной ответственностью «Зеленая долина» (далее – ООО «Зеленая долина») заключено соглашение о перенайме по договору аренды земельного участка от 07.03.2008 № Д-Кр-31-7103, по которому права и обязанности арендатора по договору перешли к ООО «Зеленая долина» (том 1 л.д.31-33).

По представленному заявителем в материалы дела соглашению о перенайме от 23.08.2019 № 2 по договору аренды земельного участка от 07.03.2008 № Д-Кр-31-7103 права и обязанности арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3927 перешли к новому арендатору ООО «Домострой».

Соглашение о перенайме от 23.08.2019 № 2 между ООО «Зеленая долина» и ООО «Домострой» зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 13.09.2019 за номером регистрации 55:36:110201:3927-55/092/2019-12.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3927 относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «под строительство жилых микрорайонов».

В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3927 Департаментом 27.09.2019 подготовлен градостроительный план земельного участка № RU 55-000000023808.

По заданию ООО «Домострой» обществом с ограниченной ответственностью «Геотоп-2» проведены инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, по результатам которых составлены технические отчеты, являющиеся исходными данными для проектирования.

По заданию ООО «Домострой» проектной организацией – ООО «СибСтройПроект» разработана проектная документация «Жилой квартал, расположенный в границах ул. 3-я Енисейская – б. Архитекторов – старица р. Замарайка – ул. Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска. IV очередь строительства. 1 этап. Многоквартирный 10- этажный жилой дом.

23.03.2020 ООО «Домострой» обратилось в Департамент в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного 10-этажного жилого дома. 1 этап IV очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-я Енисейская – б. Архитекторов – старица р. Замарайка – ул. Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска на земельном участке с кадастровым номером 56:36:110201:3927 по адресу: город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Енисейская.

Письмом от 27.03.2020 № 09-01/2733 Департамент отказал ООО «Домострой» в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства со ссылкой на часть 13 статьи 51 ГрК РФ по следующим основаниям:

1. Отсутствие технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе «Пояснительная записка»;

2. Несоответствие представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3927.

Полагая, что отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство рассматриваемого объекта, выраженный в письме от 27.03.2020 № 09-01/2733, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательскойдеятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу № А46-6411/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано, что послужило основанием для его обращения с апелляционной жалобой.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как определено в статье 3 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации,если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Вопросы получения разрешения на строительство (реконструкцию)  разрешаются ГрК РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 данной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частями 6, 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, документы.

Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Далее, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 14 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Как было выше сказано и следует из письма Департамента от 27.03.2020 № 09-01/2733, одним из оснований для отказа явились выводы административного органа об отсутствии технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе «Пояснительная записка».

Судебная коллегия поддерживает выводы заинтересованного лица в указанной части, усматривая, что согласно пункту 23 представленных Обществом условий подключения к системе теплоснабжения от 20.02.2020 № 24-22т/132 следует, что указанные условия выданы только для разработки проектной документации; не свидетельствуют о наличии технической возможности теплоснабжения объекта и не дают права на подключение объекта к системе теплоснабжения.

Таким образом, Обществом не представлены надлежащие технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается пояснительная записка.

В силу пункта 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями названной статьи и с учетом указанных в статье особенностей.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать в текстовой части, в том числе технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.

Согласно части 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в названной части. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженернотехнического обеспечения, не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, в представленных заявителем условиях подключения к системе теплоснабжения в нарушение части 7 статьи 48 ГрК РФ отсутствует информация о сроках подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о плате за подключение (технологическое присоединение).

Срок действия представленных условий составляет 3 месяца (с 20.02.2020 до 20.05.2020), в то время как в соответствии с частью 7 статьи 48 ГрК РФ срок действия предоставленных технических условий устанавливается не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет.

В апелляционной жалобе ООО «Домострой» по существу не оспаривает обстоятельства того, что представленные условия не являются надлежащими техническими условиями, однако, поясняет, что документы представлены с учетом обстоятельств отсутствия у застройщика договора на подключение к сетям теплоснабжения по независящим от него причинам, срок рассмотрения заявки ресурсоснабжающей организацией занял более 8 месяцев с момента обращения. ООО «Домострой» полагает, что суд должен был привлечь к участию в деле АО «ОмскРТС» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с целью раскрытия информации по формированию и установлению индивидуальной платы за подключение к сетям теплоснабжения.

Судебная коллегия отклоняет указанные доводы исходя из того, что длительное рассмотрение АО «ОмскРТС» заявки Общества не является основанием для вывода о неправомерности отказа Департамента.

Вопреки доводам жалобы, АО «ОмскРТС» не является предполагаемым участником материально-правового отношения, связанным по объекту и составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде, действия АО «ОмскРТС» по рассмотрению заявки застройщика не являются предметом рассмотрения настоящего дела, в силу чего оценке судом не подлежат.

Более того, из материалов дела следует, что ходатайство обществом о привлечении к участию в деле АО «ОмскРТС» не заявлялось, напротив, ООО «Домострой» заявляло о соответствии представленных условий всем требованиям, указывало на том, что вопрос подключения запроектированного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе теплоснабжения) относится к сфере обязанности гарантирующих поставщиков соответствующих ресурсов и не является предметом оценки Департаментом при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство.

Соответственно, первое основание для отказа в выдаче разрешения на строительство рассматриваемого объекта, указанное Департаментом, является правомерным.

Вторым основанием для отказа, выраженным в письме от 27.03.2020 № 09-01/2733, послужили выводы административного органа о несоответствии представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3927.

Так, согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п (в редакции от 23.09.2016 № 1181-п) (далее – Проект планировки территории), земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3927, на котором планируется строительство жилого дома, расположен в зоне планируемого размещения комплексной жилой застройки высокой этажности с объектом начального общего и среднего (полного) общего образования на 1200 мест и планируемого размещения объекта дошкольного образования на 180 мест.

Однако согласно разделу «Схема планировочной организации земельного участка» (шифр 0919/1-ПЗУ), представленной заявителем в целях получения разрешения на строительство, в южной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3927 предполагается размещение 44 парковочных мест с перспективой размещения многоэтажного гаража-стоянки с объектом обслуживания, в свою очередь, в соответствии с графической частью материалов по обоснованию Проекта планировки территории в указанном месте предполагается строительство жилого дома.

Поддержав позицию административного органа, суд первой инстанции указал, что материалы по обоснованию Проекта планировки являются составной частью Проекта планировки территории, в силу чего их соблюдение является обязательным.Самовольное изменение заявителем количества планируемых к строительству жилых домов в квартале застройки повлечет нарушение требований Проекта планировки территории, в том числе приведет к несоответствию расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории, иными объектами городского округа и в результате к несоответствию технико-экономическим показателям Проекта планировки территории, которые являются основной частью Проекта планировки территории.

Оспаривая данные выводы, податель жалобы указывает, что считает возможнымразместить временные парковочные места на существующих площадках и смежных площадках (без проведения каких-либо строительных или земляных работ; без возведения капитальных объектов), в то время как по мере освоения земельного участка застройщиком бы были согласованы изменения касающиеся планов планировки и межевания территории, с указанием на необходимость строительства многоэтажной стоянки и размещения всех необходимых с точки зрения машиномест (для всего микрорайона в количестве 5 жилых домов) в указанном строении, являющимся проектируемым 6 этапом строительства.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В силу части 2 статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, содержащих материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.

Из содержания пункта 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ следует, что основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению, также включает в себя положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов.

Пунктом 26 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что нормативы градостроительного проектирования представляют собой совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 29.2 ГрК РФ).

В основной части Проекта планировки территории указано, что проектом предусмотрена обеспеченность объектами повседневного и периодического обслуживания с соблюдением радиусов их доступности в соответствии с требованиями региональных градостроительных нормативов.

В разделе 7 Проекта планировки территории «Характеристики планируемого развития территории» отмечено, что характеристики принятых проектом решений по планировке территории в обобщенном виде представлены в таблице «Основные технико-экономические показатели проекта планировки территории».

Описание и обоснование параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения с определением направлений трасс планируемых инженерных коммуникаций: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, с размещением их в поперечном профиле проектируемых и существующих улиц и дорог в красных линиях изложено в материалах по обоснованию проекта планировки территории.

Указанное подтверждает выводы суда о том, что материалы по обоснованию Проекта планировки являются составной частью Проекта планировки территории.

Таким образом, в случае исключения одного жилого дома из материалов по обоснованию Проекта планировки территории, в частности, из фрагмента схемы размещения объектов капитального строительства с элементами благоустройства Проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, произойдет изменение основных технико-экономических расчетных показателей Проекта планировки территории.

В силу того, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, в частности, проекту планировки территории, то позиция застройщика о том, что по мере освоения земельного участка застройщиком были бы согласованы изменения касающиеся планов планировки и межевания территории, противоречит нормам действующего законодательства.

Ссылки подателя жалобы на то, что текущий план планировки территории неисполним и нуждается в пересмотре, отклоняются апелляционным судом, поскольку заявитель в предусмотренном градостроительном кодексе порядке с заявлением о внесении изменений в Проект планировки территории не обращался.

Доводы о неисполнимости проекта планировки отклоняются апелляционным судом как неподтвержденные материалами дела.

 Апелляционной коллегия также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что избранный заявителем способ восстановления прав (обязать выдать разрешение на строительство дома) не может быть назначен при любом результате рассмотрения настоящего спора, в силу того, что срок аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3927 истек 04.04.2020.

Соответственно, на данный момент у застройщика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Из положений статьи 4 АПК РФ следует, что целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Если заявителем не доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), а также возможность восстановления его нарушенных прав, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Судами обеих инстанций установлено, что в настоящем случае права заявителя в заявленном виде восстановлены быть не могут, что влечет отказ в удовлетворении его требований.

При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домострой» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу № А46-6411/2020 – без изменения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Домострой» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 112 от 08.10.2020 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

О.Ю. Рыжиков

 О.В. Дубок