ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-1204/07 от 30.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 сентября 2007 года

Дело №А46-5400/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  30 августа 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме  сентября 2007 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой  Л.А.

при ведении протокола судебного заседания  ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-1204/2007 ) открытого акционерного общества «Сатурн» на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2007 года по делу № А46-5400/2007 (судья Солодкевич И. М.),  принятое по заявлению открытого акционерного общества «Сатурн» к инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании незаконным отказа в признании безнадежной недоимки

протокола судебного заседания: ________________________________________________________________________________________________при участии в  судебном заседании  представителей:

от открытого акционерного общества «Сатурн» -  не явился (извещен);

от инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска  – не явился (извещен);

УСТАНОВИЛ:

            Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2007 года по делу № А46-5400/2007  было отказано в удовлетворении требований, заявленных открытым  акционерным  обществом «Сатурн» (далее - ОАО «Сатурн») к  инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска  (далее ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска)  о признании незаконным отказа в признании безнадежной ко  взысканию и списании недоимки по единому социальному налогу в сумме 11509928 рублей  по требованиям от 20.11.2002 года  № 7643, от 16.09.2006 года № 6200 и от 30.09.2003 года  №1 0-24/15, и обязании признать задолженность по единому социальному налогу безнадежной к взысканию и списать ее.

В обоснование решения суд указал на то,что в соответствии со статьей 59 Налогового Кодекса Российской Федерации   Правительством Российской Федерации 12.02.2001 года принято постановление №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам».

Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года,  начисленным пеням и штрафам в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Приведенный перечень оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию является исчерпывающим, и списание сумм задолженности по федеральным налогам как безнадежной к взысканию может производиться только по предусмотренным в указанном акте основаниям.

Из материалов дела не усматривается, что задолженность по единому социальному налогу сумме 11509928 рулей  числится за ОАО «Сатурн» по состоянию на 01.01.2001 года, а само Общество ликвидируется.

На основании  изложенного, суд первой инстанции сделал вывод, что основания для признания указанной недоимки безнадежной к взысканию отсутствуют.

В апелляционной жалобе ОАО «Сатурн» просит отменить решение суда первой инстанции от 16.07.2007 года и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество указывает на то, что  в соответствии со статьей  59 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщику предоставлено пра­во на признание безнадежной к взысканию и списание его задолженности по налогам и сбо­рам в случаях предусмотренных Налоговым Кодексом  Российской Федерации, а именно:    невозможность взыскания недоимки по налогам и сборам в силу причин эконо­мического характера,  невозможность взыскания недоимки по налогам и сборам в силу социального характера, невозможность взыскания недоимки по налогам и сборам в силу причин юриди­ческого характера.

При этом в Налоговом кодексе ограничиваются только общие характеристики ситуаций,  которые могут служить  основанием для признания недоимки безнадежной к взыска­нию.   Признание той или иной причины основанием для признания безнадежной к взысканию   и списания недоимки отнесено к компетенции того органа,  который уполномочен принимать решение о признании недоимки безнадежной к взы­сканию и списании ее.

Возможность признания недоимки безнадежной к взысканию и списания ее является неотъемлемым правом налогоплательщика, а ограничения перечня случаев, когда недоимка может быть признанна безнадежной к взысканию и списана, а равно формирование исчерпы­вающего перечня указанных случаев является ограничением прав налогоплательщика.

Представители ОАО «Сатурн» и ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска  в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции,  изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу,  установил следующие об­стоятельства.

Требованиями от 20.11.2002 года  № 7643, от 16.09.2002 года  № 6200, от 30.09.2003 года  №10-24/15 ИФНС России  № 2 по ЦАО г. Омска предложила ОАО «Сатурн» уплатить недоимку по единому социальному налогу в общей сумме 11509928 рублей.

16.04.2007 года  налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением № 185/1084 о признании вышеназванной задолженности безнадежной к взысканию. В обоснование заявления Обществом указано на истечение сроков для взыскания недоимки в бесспорном порядке, а также на статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации в силу которой недоимка, взыскание которой оказалось невозможной с силу

причин юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации - по федеральным налогам.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 года № 100,  решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Поскольку ОАО «Сатурн» состоит на налоговом учете в ИФНС России  № 2 по ЦАО г. Омска последнее, по мнению заявителя, должно признать недоимку по единому социальному налогу в общей сумме 11509928 рублей безнадежной к взысканию и списать ее с лицевого счета заявителя.

Письмом от 18.05.2007 года  № 05-07/11152 налоговый орган отказал в удовлетворении заявления Общества, сославшись на то обстоятельство, что Налоговый Кодекс Российской Федерации   не предусматривает оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию, так как данные основания установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 года  № 100. Однако указанные в постановлении основания у ОАО «Сатурн» отсутствуют.

Не согласившись с отказом Инспекции, ОАО «Сатурн» обратилось в Арбитражный суд Омской области  с требованиями  признании  данного отказа незаконным.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований ОАО «Сатурн» было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции  обжалуется ОАО «Сатурн»  в полном объеме в апелляционной инстанции. 

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не  находит оснований для его отмены исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Во исполнение статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 года  N 100, пунктом 1  которого, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Приведенный перечень оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию является исчерпывающим, и списание сумм задолженности по федеральным налогам как безнадежной к взысканию может производиться только по предусмотренным в указанном акте основаниям.

Статьей 13 Налогового Кодекса Российской Федерации  единый социальный налог отнесен к федеральным налогам, следовательно, порядок признания и списания задолженности по нему определяется  Правительством Российской Федерации.

Решение о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается, как установлено пунктом 3 данной статьи, с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, и несут обязанности, предусмотренные данным Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями статьи 33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Следовательно, должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам не реальными ко  взысканию и списывать соответствующие суммы.

Таким образом,  учитывая  содержание указанных правовых норм,  и тот факт, что  материалами дела не подтверждается, что задолженность по единому социальному налогу сумме 11509928 рублей  числится за ОАО «Сатурн» по состоянию на 01.01.2001 года, а само Общество ликвидируется, апелляционный суд считает,  что у налогового органа, действовавшего в рамках предоставленных ему полномочий, не было оснований для удовлетворения заявления Общества о признании безнадежной и списании недоимки по  единому социальному налогу. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2007 года по делу № А46-5400/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Сидоренко

Судьи

Н.А. Шиндлер

 Л.А. Золотова