ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
09 апреля 2008 года
Дело № А46-1996/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1262/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.02.2008 по делу № А46-1996/2008 (судья Стрелкова Г.В.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области
о признании незаконным постановления № 076995 от 21.12.2007 в части назначения административного штрафа,
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области – ФИО2 по доверенности от 10.01.2008 № 03-34/258 (паспорт 5207 №527349 выдан ОУФМС Росси по Омской области в КАО г.Омска 03.09.2007);
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО3 по доверенности от 29.12.2007 действительной до 31.12.2008 (паспорт 505 № 290961 выдан УВД ОАО г. Омска 28.03.2006).
УСТАНОВИЛ :
Решением от 15.02.2008 по делу № А46-1996/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее – МИФНС № 12 по Омской области, налоговый орган, податель жалобы) о признании незаконным постановления № 076995 от 21.12.2007 в части назначения административного штрафа в размере 5 000 руб.
Суд изменил постановление налогового органа № 076995 от 21.12.2007 по делу об административном правонарушении, назначив предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 КоАП, административное наказание в виде предупреждения.
В обоснование решения суд указал, что предприниматель с 12.11.2007 по 08.12.2007 находился в командировке в городе Новосибирске, что является смягчающим обстоятельством при привлечении его к ответственности на основании части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за несвоевременное представление сведений в регистрирующий орган.
При этом суд не принял в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие тяжких последствий правонарушения и факт добровольного сообщения о совершенном правонарушении.
МИФНС № 12 по Омской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе у удовлетворении заявленного требования предпринимателя. При этом податель жалобы ссылается на то, что при рассмотрении материалов дела 21.12.2007 ИП ФИО1 не представил налоговому органу каких-либо документов, подтверждающих наличие смягчающих обстоятельств.
Налоговый орган отмечает, что предпринимателем при представлении заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, пропущено 27 дней (а не 1-5), что не может быть оценено как незначительная просрочка представления сведений о замене документа, удостоверяющего личность.
Податель жалобы считает, что суд неправомерно отклонил довод инспекции о недействительности командировочного удостоверения: в удостоверении указано, что оно действительно при предъявлении паспорта, при этом указаны данные старого паспорта, который в момент нахождения в командировке являлся уже недействительным.
ИП ФИО1 отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель предпринимателя с доводами апелляционной жалобы не согласился, так как считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09.06.2001 Администрацией Ленинского административного округа г.Омска, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304550530200194.
МИФНС России № 12 по Омской области проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 обязанности, установленной пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Проверкой установлено, что предпринимателем допущено нарушение, выразившееся в несвоевременном сообщении регистрирующему органу сведений о замене основного документа, удостоверяющего личность. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении №107235 от 13.12.2007 (лист дела 22-23), ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 3 статьи 14.25 КоАП.
21.12.2007 МИФНС России № 12 по Омской области вынесено постановление № 076995 о назначении административного наказания на основании части 3 статьи 14.25 КоАП в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ИП ФИО1, не согласившись с примененной мерой наказания, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления № 076995 от 21.12.2007 в части назначения административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением суда первой инстанции требования предпринимателя удовлетворены, суд изменил постановление № 076995, назначив предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 КоАП, административное наказание в виде предупреждения.
Данное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
Подпункт «е» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что в ЕГРИП в числе прочих сведений об индивидуальном предпринимателе содержатся данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 статьи 5 указанного закона сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м» - «р», обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Судом первой инстанции отмечено, что материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт несвоевременного представления ИП ФИО1 в МИФНС России № 12 по Омской области сведений о замене паспорта, который является основным документом, удостоверяющим его личность.
Дата выдачи паспорта – 13.11.2007 (лист дела 25), заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, подано предпринимателем 13.12.2007. Факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.25 КоАП, установлен.
Статья 26.1 КоАП обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Эти обстоятельства должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо о их выяснении.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП.
Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, содержащийся в статье 4.2 КоАП не является исчерпывающим. В качестве смягчающих административным органом могут быть признаны и иные обстоятельства, не указанные в данной статье.
Суд первой инстанции, проверяя законность принятого налоговым органом постановления, установил наличие смягчающих обстоятельств, таких как совершение административного правонарушения впервые, нахождение предпринимателя вне пределов города по причине направления в командировку.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии смягчающих вину обстоятельств и отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении материалов дела 21.12.2007 ИП ФИО1 не представил налоговому органу каких-либо документов, подтверждающих наличие смягчающих обстоятельств.
В материалы дела представлен оригинал командировочного удостоверения ИП ФИО1(лист дела 29), согласно которому предприниматель с 11.11.2007 по 10.12.2007 находился в командировке в ООО «Астриум» (630501, Новосибирская область, Новосибирский р-н, пгт Краснообск, д. СибНИИК).
Апелляционным судом, как и судом первой инстанции, не принимается довод налогового органа о том, что командировочное удостоверение недействительно вследствие того, что в нем указаны данные старого паспорта предпринимателя, а удостоверение действительно только при предъявлении паспорта.
В решении верно отмечено, что данное удостоверение независимо от указанных паспортных данных подтверждает нахождение ИП ФИО1 за пределами города Омска; реквизиты нового паспорта не могли быть внесены в командировочное удостоверение, выданное 11.11.2007, так как они на этот момент не были известны предпринимателю.
Таким образом, нахождение предпринимателя вне пределов города по причине направления в командировку является обстоятельством, смягчающим ответственность.
Что касается довода жалобы о том, что предпринимателем при представлении заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, пропущено 27 дней (а не 1-5), то суд первой инстанции и не указывает, что данная просрочка является незначительной.
Кроме того необходимо отметить: так как санкция части 3 статьи 14.25 КоАП предусматривает только два вида наказания, то для применения более строгого наказания (штрафа в размере 5 000 руб.) необходимо наличие отягчающих обстоятельств, однако, доказательств наличия таких обстоятельств налоговым органом не представлено.
В пункте 16 Постановления Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано: по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд, при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа, учитывая при этом положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Вопрос о распределении государственной пошлины апелляционным судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.02.2008 по делу № А46-1996/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю. Рыжиков
Судьи
Н.А. Шиндлер
Л.А. Золотова