ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
11 декабря 2014 года
Дело № А46-9912/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12641/2014) Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу на решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 по делу № А46-9912/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омскгоргаз» к Межрегиональному управлению по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу об оспаривании постановления № 20-04-28/14-157П от 08.07.2014,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
от открытого акционерного общества «Омскгоргаз» - ФИО1 по доверенности № 6 от 13.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; ФИО2 по доверенности № 8 от 13.01.2014 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил :
Открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «Омскгоргаз») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 20-04-28/14-157П от 08.07.2014 Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее по тексту – заинтересованное лицо, МРУ Росфинмониторинг по СФО, Управление) о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 по делу № А46-9912/2014 заявленное ОАО «Омскгоргаз» требование удовлетворено, признано незаконным и отменено в полном объеме постановление от 08.07.2014 № 20-04-28/14-157П о назначении административного наказания.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вмененное Обществу правонарушение охватывается диспозицией части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом МРУ Росфинмониторинга по СФО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало на ошибочность вывода суда первой инстанции о неверной квалификации совершенного Обществом административного правонарушения.
По мнению подателя жалобы, Общество нарушило законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части неосуществления внутреннего контроля, что повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ОАО «Омскгоргаз» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
МРУ Росфинмониторинга по СФО, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал возможным удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ОАО «Омскгоргаз», установил следующие обстоятельства.
20.05.2014 МРУ Росфинмониторинг по СФО вынесен приказ № 63 о проведении проверки ОАО «Омскгоргаз» в целях осуществления контроля соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 01.01.2010 по 28.05.2014, в срок с 03.06.2014 по 27.06.2014.
26.05.2014 в адрес ОАО «Омскгоргаз» было направлено требование о предоставлении документов и информации.
Проведенной проверкой установлено, что ОАО «Омскгоргаз» состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО с 06.06.2012 за № 216008658, а также является оператором по приему платежей, поскольку в проверяемом периоде ОАО «Омскгоргаз» был заключен с ОАО «ОмскВодоканал» договор от 09.10.2012 № Юр-14/895 об осуществлении деятельности по приему платежей.
Решением заседания Совета директоров ОАО «Омскгоргаз» от 17.09.2013 были досрочно прекращены полномочия генерального директора ФИО3, а ФИО4 был избран генеральным директором.
В нарушение требований действующего законодательтсва ОАО «Омскгоргаз» не направило заявление о смене руководителя организации и не представило (не направило) в МРУ Росфинмониторинга по СФО карту постановки на учет, содержащую новые сведения.
Должностным лицом, ответственным за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля, приказом по организации от 06.06.2012 № 557 назначена ФИО5, которая обучение в форме целевого инструктажа не проходила, из чего следует, что должностное лицо, ответственное за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к таким лицам.
ФИО6, назначенная приказом по организации от 23.06.2010 № гг-0248 на должность главного бухгалтера ОАО «Омскгоргаз», обучение в форме целевого инструктажа не проходила.
ФИО1, переведенная 01.07.2012 на должность начальника юридического отдела ОАО «Омскгоргаз», обучение в форме целевого инструктажа не проходила,.
Таким образом, в проверяемом периоде в ОАО «Омскгоргаз» не соблюдались требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.
Кроме того, в период с 09.10.2012 по 05.06.2014 в деятельности ОАО «Омскгоргаз» выявлено 3 (три) сделки» подлежащие обязательному контролю:
- по договору лизинга от 26.11.2013 № 7916L ООО «ЮниКредит Лизинг» (ИНН <***>) передало 29.11.2013 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг - движимое имущество стоимостью 1 071 425,00 руб.;
- по договору лизинга от 17.01.2014 № ОМК-1321-14А ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» (ИНН <***>) передало 20.01.2014 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг движимое имущество стоимостью 770 000,00 руб.:
- по договору лизинга от 28.02.2014 № OMK-1390-I4A ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» (ИНН <***>) передало 17.03,2014 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг движимое имущество стоимостью 1 057 500,00 руб.
В проверяемом периоде сведения о вышеуказанных операциях представлены в Росфинмониторинг не были.
Указанные нарушения были зафиксированы в акте № 20-04-27/14-45В от 23.06.2014 проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путей, и финансированию терроризма открытым акционерным обществом «Омскгоргаз».
По результатам проверки возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ОАО «Омскгоргаз» и в отношении Генерального директора ОАО «Омскгоргаз» ФИО4 по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.06.2014 консультантом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО7 в отношении ОАО «Омскгоргаз» составлен протокол об административном правонарушении № 20-04-28/14-157 по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.06.2014 и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО8 вынес определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
08.07.2014 заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО8, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 24.06.2014 № 20-04-28/14-157 и иные материалы по делу об административном правонарушении, вынес постановление о привлечении ОАО «Омскгоргаз» к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинг по СФО ФИО8 № 20-04-28/14-157П от 08.07.2014 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «Омскгоргаз», заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с указанным выше требованием.
16.10.2014 Арбитражный суд Омской области принял вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Как усматривается из оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в вину Общества вменяется непредставление (ненаправление) в МРУ Росфинмониторинга по СФО карты постановки на учет, содержащей новые сведения о генеральном директоре; непрохождение обучения в форме целевого инструктажа главным бухгалтером, начальником юридического отдела и должностным лицом, ответственным за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля; непредставление в проверяемом периоде в Росфинмониторинг сведений по трем сделкам, подлежащим обязательному контролю.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Частью 2 указанной статьи установлена ответственность за те же действия, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом 115-ФЗ от 07.08.2001, образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.
Субъектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С 06.12.2009 операторы по приему платежей отнесены к субъектам, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 4 статьи 2).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (пункт 1 статьи 3).
ОАО «Омскгоргаз» в проверяемом периоде являлось оператором по приёму платежей, так как между ОАО «Омскгоргаз» и ОАО «ОмскВодоканал» был заключен договор от 09.10.2012 № Юр-14/895 об осуществлении деятельности по приему платежей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона № 115-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Центральному административному округу г. Омска 22.08.2002 в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025500972881 внесена запись о юридическом лице - ОАО «Омскгоргаз», созданном до 01.07.2002, которое состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска, ИНН <***>.
ОАО «Омскгоргаз» состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО с 06.06.2012 за № 216008658.
Согласно Информационному письму Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 января 2013 года № 24 с 1 февраля 2013 года доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и информации об изготовлении комплекта АРМ «Организация» и подключении к серверу приема информации Росфинмониторинга будет осуществляться только с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу https://portal.fedsfm.ru/.
Указанное Информационное письмо размещено на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, то есть было доступно заявителю для ознакомления, обязанность доведения его содержания до каждой организации в отдельности у Росфинмониторинга отсутствует, так как данная информация не носит индивидуального характера, а касается всех организаций, поднадзорных Росфинмониторингу.
ОАО «Омскгоргаз» подключилось к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга 16.01.2014.
Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 364, действовавшим с 08.05.2013 по 05.02.2014, предусмотрено, что при изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 рабочих дней представляет (направляет) в соответствующий территориальный орган заявление о факте внесения соответствующих изменений (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, или в электронном виде.
Действующим с 06.02.2014 Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58, определено, что при изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет) в территориальный орган карту постановки на учет, содержащую новые сведения.
Решением заседания Совета директоров ОАО «Омскгоргаз» от 17.09.2013 были досрочно прекращены полномочия генерального директора ФИО3, а ФИО4 был избран генеральным директором.
В нарушение указанных норм, ОАО «Омскгоргаз» не направило заявление о смене руководителя организации и не представило (не направило) в МРУ Росфинмониторинга по СФО карту постановки на учет, содержащую новые сведения.
Однако такие противоправные действия (бездействие) ОАО «Омскгоргаз» не повлекли за собой непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, следовательно, не могут быть квалифицированы по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля – реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, вступившим в силу 17.07.2012 (далее - Требования). Указанным Постановлением установлено, что правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями, утвержденными настоящим постановлением, и течение одного месяца.
Правила внутреннего контроля в ОАО «Омскгоргаз» разработаны и утверждены
06.06.2012.
Должностным лицом, ответственным за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля, приказом по организации от 06.06.2012 № 557 является ФИО5.
К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются квалификационные требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 в соответствии с п. 2 статьи 7 Федерального закона:
а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 (вступило в действие 05.10.2010), обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Указанные лица, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
В нарушение вышеуказанных требований ФИО9, являющаяся должностным лицом, ответственным за соблюдение (реализацию) в ОАО «Омскгоргаз» правил внутреннего контроля, ФИО6, назначенная приказом по организации от 23.06.2010 № гг-0248 на должность главного бухгалтера общества, ФИО1, переведенная 01.07.2012 на должность начальника юридического отдела, обучение в форме целевого инструктажа не проходили.
Между тем, данное нарушение не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку выявленный факт прохождения должностными лицами Общества обучения в форме целевого инструктажа не влечет за собой непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
На основании статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции - в редакции, действовавшей до 30.06.2013) сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Программой выявления операций Правил внутреннего контроля ОАО «Омскгоргаз» определено, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 Федерального закона.
В соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ сделка с движимым имуществом по получению или предоставлению имущества по договорам финансовой аренды (лизинга), подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000,00 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000,00 руб., или превышает ее.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).
В период с 09.10.2012 по 05.06.2014 в деятельности ОАО «Омскгоргаз» выявлено 3 (три) сделки» подлежащие обязательному контролю:
- по договору лизинга от 26.11.2013 № 7916L ООО «ЮниКредит Лизинг» (ИНН <***>) передало 29.11.2013 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг - движимое имущество стоимостью 1 071 425,00 руб.;
- по договору лизинга от 17.01.2014 № ОМК-1321-14А ООО «Лизинговая компании УРАЛСИБ» (ИНН <***>) передало 20.01.2014 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг движимое имущество стоимостью 770 000,00 руб.:
- по договору лизинга от 28.02.2014 № OMK-1390-I4A ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» (ИНН <***>) передало 17.03,2014 ОАО «Омскгоргаз» в лизинг движимое имущество стоимостью 1 057 500,00 руб.
В проверяемом периоде сведения о вышеуказанных операциях представлены в Росфинмониторинг не были.
Между тем, как следует из материалов дела, в том числе из оспариваемого постановления, до его вынесения ОАО «Омскгоргаз» направило в МРУ Росфинмониторинг информацию о договорах финансовой аренды (лизинга), оформленную по форме 4-СПД.
Таким образом, представление достоверных сведения, хотя бы и с нарушением установленного срока, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт представления сведений на момент вынесения постановления о назначении административного наказания подтвержден материалами дела, то правонарушение заявителя состоит в нарушении законодательства, повлекшем представление сведений в уполномоченный орган в нарушением установленного срока, и должно быть квалифицировано по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению, как несостоятельный, поскольку из диспозиции части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что ответственность наступает за непредставление сведений в срок, предусмотренный законодательством. Ответственность установлена именно за действия (бездействие), повлекшие непредставление сведений, то есть за их отсутствие в уполномоченном органе.
По верному замечанию суда первой инстанции, вмененное Обществу правонарушение охватывается диспозицией части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о необоснованности выводов административного органа о наличии в действиях ОАО «Омскгоргаз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основании и в порядке, установленных законом.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае МРУ Росфинмониторинг по СФО не представлено в материалы дела доказательств наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах принятое МРУ Росфинмониторинг по СФО постановление по делу об административном правонарушении от 08.07.2014 № 20-04-28/14-157П обоснованно было признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Таким образом выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, неправильного применения норм материального права не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 по делу №А46-9912/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н. Киричёк
Судьи
Е.П. Кливер
О.Ю. Рыжиков