ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-13245/2015 от 21.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А46-5409/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2016 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Алексеевой Н.А.

                                                             ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ» на решение от 29.09.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 28.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи         Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-5409/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ» (644007, <...> – ФИО2, 163/45, 1, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании предписания.

Другое лицо, участвующее в деле, – Министерство строительства                           и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовала представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – ФИО3 по доверенности от 30.12.2015.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ» (далее – общество, ООО «ЮЗА-Газ») обратилось в Арбитражный суд Омской области
с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
(далее – управление) от 28.04.2015 № 04/01/15 об устранении выявленных нарушений при осуществлении геодезических и картографических работ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – министерство).

Решением от 29.09.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, предписание управления от 28.04.2015 № 04/01/15 признано недействительным в части указания на непредставление обществом технического отчета по выполненным работам на объекте «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСББЖ по Таврическому району» по ул.Магистральная, 18 в р.п.Таврическое Омской области». В удовлетворении требования о признании оспариваемого предписания в остальной части отказано.

В кассационной жалобе ООО «ЮЗА-Газ», ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение от 29.09.2015 и постановление от 28.01.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Податель кассационной жалобы считает, что управление незаконно возложило на него обязанность по изготовлению и предоставлению технических проектов (программ) и технических отчетов по выполненным топографическим и геодезическим работам, поскольку нормативными правовыми актами, указанными в предписании, данная обязанность не предусмотрена, не определены порядок и сроки их представления, отсутствуют доказательства, подтверждающие завершение обществом работ на объектах.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Определением от 17.06.2016 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа на основании части 4 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Отческой Т.И. на судью Шабанову Г.А.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной  проверки управлением в министерстве были запрошены сведения по выполненным ООО «ЮЗА-Газ» геодезическим работам за 2013-2015 годы.

Согласно полученной информации в указанный период общество выполняло инженерно-геодезические изыскания по трем объектам: «Газоснабжение с.Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области», «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСББЖ по Таврическому району» по ул.Магистральная, 18 в р.п.Таврическое Омской области», «Газоснабжение с.Карповка Таврического муниципального района Омской области».

В ходе проверки ООО «ЮЗА-Газ» не представило технические проекты (программы) и технические отчеты по выполненным на вышеуказанных объектах топографическим и геодезическим работам, оформленные в соответствии с разделами 5 и 23 Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 (ГКИНП-02-033-82), утвержденной Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР                       от 05.10.1979 (далее – Инструкция по топографической съемке), разделами 4, 6 и 7 Инструкции по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, утвержденной приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 18.01.2002 № 3-пр (далее – Инструкция по съемке с применением спутниковой технологии), и Инструкцией по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах, утвержденной Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР в 1971 году (далее – Инструкция по составлению отчетов), которые в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон  о геодезии и картографии) обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности.

Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 28.04.2015         № 04/15 и послужило основанием для выдачи обществу предписания            от 28.04.2015 № 04/01/15 об устранении выявленных нарушений при осуществлении геодезических и картографических работ в срок не позднее 29.05.2015.

Не согласившись с предписанием управления, ООО «ЮЗА-Газ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая предписание управления от 28.04.2015 № 04/01/15 недействительным в части непредставление обществом технического отчета по выполненным работам на объекте «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСББЖ по Таврическому району» по ул.Магистральная, 18 в                      р.п.Таврическое Омской области», суды исходили из того, что результаты инженерных изысканий по данному объекту сданы ООО «ЮЗА-Газ» 12.12.2013 и учтены в информационной системе «Регистрация и учет выполнения инженерных изысканий на территории Омской области» под           № 2014/13.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленного требования, суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у общества на момент выдачи оспариваемого предписания технических отчетов по объектам «Газоснабжение с.Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области» и «Газоснабжение с.Карповка Таврического муниципального района Омской области».

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008                № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Проанализировав статью 13 Закона Закон  о геодезии и картографии, пункт 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1435,пункт 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации                от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», пункт 7.1.32 приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/182 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области», приказ Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях», суды пришли к обоснованному выводу о наличии у должностных лиц управления полномочий по осуществлению государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью и выдаче предписаний об устранении выявленных ими в ходе проверок нарушений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о геодезии и картографии нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также для решения спорных вопросов.

В Инструкции по топографической съемке указано, что данная инструкция обязательна для всех предприятий, организаций, учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от ведомственной принадлежности.

Согласно пунктам 23.1.-23.2 названной Инструкции составление технического отчета является завершающим видом работ, выполняющихся на объекте. Технические отчеты составляются в полном соответствии с требованиями действующих «Инструкции по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах» и «Инструкции о государственном геодезическом надзоре».

Основные требования к составлению технических отчетов приводятся в пунктах 23.3-23.9 Инструкции по топографической съемке.

Параграфом 3 Общих положений Инструкции по составлению технических отчетов предусмотрено, что технические отчеты должны быть составлены не позднее чем через шесть месяцев после завершения всех работ, предусмотренных в техническом проекте.

Исследовав и оценив в порядке статей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что министерством на основании обращений ООО «ЮЗА-Газ» были выданы свидетельства о регистрации инженерных изысканий: от 11.12.2013                      № 0724/13 по объекту «Газоснабжение автономных котельных  БУ «ОСБЖ по Таврическому району» по ул.Магистральная, 18 в р.п.Таврическое Омской области»; от 06.11.2013 № 0655/13 по объекту «Газоснабжение  с.Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области»; от 10.02.2015      № 0041/15 по объекту «Газоснабжение с.Карповка Таврического муниципального района Омской области».

Согласно данным свидетельствам зарегистрированы работы по созданию инженерно-топографических планов в масштабе 1:500 в целях инженерно-геодезических изысканий для проектирования.

С учетом изложенного правильным является вывод судов о наличии у общества обязанности по составлению технических отчетов о геодезических работах не позднее чем через шесть месяцев после завершения всех работ, предусмотренных в техническом проекте.

Из материалов дела следует, что инженерно-геодезические изыскания по объектам «Газоснабжение с. Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области», «Газоснабжение с. Карповка Таврического муниципального района Омской области» должны были быть проведены ООО «ЮЗА-Газ» в марте 2013 года.

Поскольку доказательств того, что работы в указанный период не были выполнены, а также подтверждающих наличие на момент проведения проверки технических отчетов по данным объектам, обществом не представлено, суды пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.

При этом суды обоснованно не приняли во внимание копии отчетов с отметками о сдаче их в министерство 01.10.2013 и 06.11.2013, поскольку министерство отрицало факт их получения и регистрации в информационной системе «Регистрация и учет выполнения инженерных изысканий на территории Омской области»,  подлинные отчеты с отметками министерства ООО «ЮЗА-Газ» не представило.

Кроме того, судами отмечено, что во время проведения проверки общество ссылалось на отсутствие у него данных отчетов; на 01.10.2013 и 06.11.2013 министерство не имело такого наименования, как указано в штампе; даты представления отчетов в министерство предшествуют датам получения свидетельств о регистрации инженерных изысканий.

При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали обществу в признании недействительным оспариваемого предписания в части возложения обязанности по составлению и представлению технических отчетов по выполненным работам на объектах «Газоснабжение с. Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области», «Газоснабжение с. Карповка Таврического муниципального района Омской области» ввиду отсутствия предусмотренных частью 3 статьи 201 АПК РФ оснований.

Доводы, изложенные ООО «ЮЗА-Газ» в кассационной жалобе,  не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки доказательств, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора
не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов
в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции
не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.09.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-5409/2015
оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  Н.А. Алексеева

                                                                            Д.В. Григорьев