ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
29 марта 2021 года | Дело № А75-16089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-1491/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.01.2021 по делу № А75-16089/2020 (судья Истомина Л.С), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» (ОГРН 1157847298894, ИНН 7838042298, адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20- 22, литера А; почтовый адрес: 625013, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Эне5ргетиков, д. 165) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, Город Ханты-Мансийск, Улица Мира, 104) в лице Няганского отдела инспектирования о признании незаконным постановления об административном наказании от 29.09.2020 № 12-22,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» (далее - заявитель, общество, ООО «Газпром межрегионгаз Север») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в лице Няганского отдела инспектирования (далее – административный орган, Служба, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления об административном наказании № 12-22 от 29.09.2020.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.01.2021 по делу № А75-16089/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО «Газпром межрегионгаз Север» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что подпунктом «б» пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) установлено, что данные Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549). Пунктами 45-46 Правил № 549 установлен порядок приостановления коммунальной услуги по газоснабжению, действие указанных пунктом Постановлением Правительства Российской Федерации не приостанавливалось, в силу чего нарушения порядка и сроков уведомления абонента Обществом не допущено.
Утверждая об отсутствии объективной стороны административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), общество указывает, что на момент отключения абонента (28.07.2020) отопительный сезон ещё не начался.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Службу поступило обращение прокуратуры Октябрьского района от 26.08.2020 № 197ж-2020 о наличии оснований для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами по статье 7.23 КоАП РФ по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО1 о несогласии с приостановлением поставки газа в жилое помещение (том 1 л.д. 45-47).
Согласно обращению гражданина в его жилом доме 28.07.2020 без наличия на то законных оснований был отключен газ (том 1 л.д. 48-49).
В ходе прокурорской проверки установлено, что 08.10.2012 между ООО «Газпром межрегионгаз Север» и ФИО1 заключен договор поставки природного газа на газоиспользующее оборудование, установленное в жилом помещении в п. Октябрьский (л. д. 59-60).
Из представленных в материалы дела квитанций следует, что с января 2020 года по июль 2020 года начисления за газ (за отопление и газовую плиту) происходило исходя из норматива в отсутствии показаний счетчика (л. д. 61-68).
В связи с наличием задолженности по договору за период с 01.12.2019 по 01.02.2020 в размере 5 846 руб. 01 коп. 18.03.2020 обществом подготовлено уведомление о предстоящем приостановлении подачи газа (предполагаемая дата 07.04.2020), которое было направлено ФИО1 21.03.2020 (л. д. 69-71).
Уведомление не было получено абонентом, возвратилось обществу в связи с истечением срока хранения.
28.07.2020 обществом осуществлено прекращение поставки газа абоненту ФИО1 по адресу: ХМАО-Югры, Октябрьский район, пгт. Октябрьское, ул. Советская, д. 45, кв. 1, что подтверждается актом об отключении от 28.07.2020 (л. д. 74).
Приняв во внимание, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Федеральный закон № 98-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424) приостановлено до 01.01.2021 действие положений подпункта «а» пункта 117 Правил № 354, а также учтя, что пунктом 10.4 постановления Губернатора ХМАО-Югры от 09.04.2020 № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – постановление Губернатора ХМАО-Югры от 09.04.2020 № 29) запрещено ограничивать (приостанавливать) предоставление коммунальных услуг (ресурсов) в случае неоплаты их потребителем, административный орган усмотрел в действиях общества признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, Служба пришла к выводу о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Север» нарушен пункт 46 Правил № 549, что выразилось в том, что уведомление абоненту было направлено за 17 дней до предполагаемой даты приостановления подачи газа (в то время как пунктом 46 Правил № 549 предусмотрен 20-дневный срок), а также уведомление было направлено по адресу, по которому абонент не проживает.
Усмотрев в действиях общества признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, Служба направила в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Север» уведомление от 03.09.2020 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (том 1 л.д. 92-95).
17.09.2020 в присутствии представителя общества ФИО2 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Север» составлен протокол об административном правонарушении № 22/12 (том 1 л.д. 101-106).
Постановлением № 12-22 от 29.09.2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (том 1 л.д. 16-22).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Газпром межрегионгаз Север» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
20.01.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (статья 7.23 КоАП РФ).
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение установленных действующим законодательством требований, правил и режима предоставления коммунальных услуг.
При этом субъектами указанного правонарушения являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами и нарушившие установленные нормами действующего законодательства требования режима такого обеспечения.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае в вину ООО «Газпром межрегионгаз Север», как поставщику коммунальной услуги по газоснабжению, вменяется неправомерное приостановление обществом предоставления потребителю по адресу: ХМАО-Югры, Октябрьский район, пгт. Октябрьское, ул. Советская, д. 45, кв. 1, коммунальной услуги газоснабжения по основанию непогашения задолженности по оплате указанной услуги, осуществленное с нарушением правил и порядка предоставления коммунальных услуг.
В апелляционной жалобе ООО «Газпром межрегионгаз Север», оспаривая решение суда, указывает на то, что Правила № 354 в настоящем случае применению не подлежат, спорные правоотношения регулируются Правилами № 549.
Апелляционная коллегия признает данный довод общества обоснованным с учетом следующего.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила № 354 согласно их пункту 1 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
При этом пунктом 2 «а» и «б» Постановления Правительства Российской Федерации № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением:
а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;
б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549.
Правила № 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Поставщик газа (газоснабжающая организация) является стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент, которым может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - стороной договора, обязанной принять поставленный газ и оплатить его (пункты 1 и 3).
Следовательно, Правила № 549 распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами - потребителями коммунальной услуги по газоснабжению.
Указанная правовая позиция следует из толкования Правил, при веденных в решении Верховного Суда РФ от 25.06.2014 № АКПИ14-470.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае между ООО «Газпром межрегионгаз Север» и ФИО1 заключен прямой договор поставки природного газа на газоиспользующее оборудование, установленное в жилом помещении в п. Октябрьский, что подтверждается доводы подателя жалобы о том, что спорные правоотношения регулируются Правилами № 549.
Однако суд апелляционной инстанции признает ошибочной позицию общества относительно того, что положения Правил № 549 в части запрета на ограничение (приостановление) предоставления коммунальных услуг (ресурсов) в случае неоплаты их потребителем не приостановлены, исходя из следующего.
Статьей 18 Федерального закона № 98-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с твердыми коммунальными отходами.
Действительно, постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 были приостановлены только действия подпункта «а» пункта 117, пункта 119 Правил № 354, регулирующие ограничение (приостановление) предоставление коммунальной услуги в случае неполной оплаты её потребителем. Прямого указание на приостановление действия пункта 45 Правил №549 не содержится.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что отношения между газоснабжающей организацией и гражданами - потребителями коммунальной услуги по газоснабжению, регулируемые Правилами № 549не могут быть исключены из сферы правовой защиты, установленной постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, в сравнении с потребителями, получение коммунальных услуг, которых регулируется Правилами № 354.
Кроме того, из представленных в материалы дела квитанций (л. д. 61-68) следует, что газ поставлялся для отопления жилых помещений и работы газовой плиты. Сведения о наличии альтернативного способа отопления дома отсутствуют в материалах дела.
Следовательно, произведя ограничение поставки газа в жилой дом, общество тем самым воспрепятствовало работе системы отопления жилого дома, что является нарушением требований подпункта «в» пункта 119 Правил № 354, ограничением коммунальной услуги по отоплению и приводит к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Довод подателя жалобы об окончании отопительного сезона на дату приостановления подачи газа, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку положения подпункта «в» пункта 119 Правил № 354 не ставят возможность применения данных правил в зависимость от начала либо окончания отопительного сезона.
Кроме того, судебная коллегия поддерживает выводы административного органа о том, что абонент не был надлежащим образом уведомлен о предстоящем отключении газа, исходя из следующего.
Согласно подпункту «в» пункту 45 Правил № 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (пункт 46 Правил № 549).
Из материалов дела следует, что 18.03.2020 обществом подготовлено уведомление о предстоящем приостановлении подачи газа (предполагаемая дата 07.04.2020), которое было направлено ФИО1 21.03.2020 (л. д. 69-71).
Уведомление не было получено абонентом, возвратилось обществу в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, уведомление было направлено ФИО1 за 17 дней до предполагаемой даты приостановления подачи газа, что является нарушением пункта 46 Правил № 549 и также свидетельствует о незаконности действий общества.
Факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления).
Обстоятельства фиксации и дата доставки потребителю уведомления являются юридически значимыми и подлежат подтверждению исполнителем коммунальной услуги при доказывании законности спорных действий.
При этом сам по себе факт направления ФИО1 извещения заказным письмом с уведомлением, которое адресатом не получено, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения предоставления ему коммунальной услуги по газоснабжению.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения им вышеперечисленных требований действующего правового регулирования, а также о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного выше административного правонарушения.
Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, не установлено. Основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение не установлены.
Следовательно, основания для признания незаконным и отмены постановления об административном наказании от 29.09.2020 № 12-22 отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Север» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.01.2021 по делу № А75-16089/2020 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | Н.Е. Иванова О.Ю. Рыжиков |