ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-149/19 от 23.07.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А70-16291/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года   31 июля 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Беловой Л.В.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тантал» на решение от 07.12.2018 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 01.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу № А70-16291/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тантал» (625035, город Тюмень, улица Республики, 160, ИНН 7203330409, ОГРН 1147232056388) к акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (119415, город Москва, проспект Вернадского, дом 37, корпус 2, ИНН 9729030514,
ОГРН 5167746159785; 625003, город Тюмень, улица Республики, дом 30; 101000, город Москва, переулок Гусятников, дом 11), государственному казенному учреждению Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации» (625023, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 57Б/6, ИНН 7203421977, ОГРН 1177232017742), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, город Тюмень, улица Рационализаторов, дом 20, ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891; 625001, город Тюмень, улица Луначарского, дом 42) и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1, ИНН 7705401340,
ОГРН 1027700485757) об оспаривании бездействий.

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Тантал» – ФИО2 на основании протокола от 02.04.2019, ФИО3 по доверенности
от 16.07.2019,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области – ФИО4 по доверенности
от 19.09.2018.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тантал» (далее – общество, ООО «Тантал») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области
с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ):

- о признании незаконными бездействий акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (далее –                                     АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») и государственного казенному учреждению Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации» (далее – ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации»), выразившихся в не передаче и отказе передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – управление Росреестра) сведения о регистрации муниципальным учреждением «Бюро технической инвентаризации и регистрации» (БТИ) города Тюмени прав единоличной (частной) и долевой собственности ЗАО «Тантал» на нежилые помещения
по адресу: <...>, (далее – нежилые помещения), произведенной на основании договоров купли-продажи            от 30.01.1996 и от 10.10.1996, с целью внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН);

- о признании незаконным бездействия федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), выразившегося в невнесении в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о правообладателе                              (ООО «Тантал») и о правоустанавливающих документах на пять нежилых помещений при постановке их на кадастровый учет в 2016 году;

- обязании управления Росреестра внести в ЕГРН сведения о регистрации права частной собственности ЗАО «Тантал» на нежилые помещения, сведения о правообладателе и о правоустанавливающих документах на нежилые помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219004:4770, 72:23:0219004:4769, 72:23:0219004:4768, 72:23:0219004:4767, 72:22:0219004:4766.

Решением от 07.12.2018 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 01.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «Тантал» просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению подателя жалобы, суды обеих инстанций неправильно применили положения статей 13 и 14, части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ); не учли, что спорные объекты приобретены обществом по договорам купли-продажи от 30.01.1996 и от 10.10.1996, которые были зарегистрированы муниципальным учреждением «Бюро технической инвентаризации и регистрации», что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права; вывод судов о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является ошибочным.

В отзывах на кассационную жалобу управление Росреестра,
АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации», ФГБУ «ФКП Росреестра» просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, возражениях на отзыв и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества и управления Росреестра, суд округа считает возможным оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела,ООО «Тантал» обратилось в                          АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» с просьбой передать в управление Росреестра сведения о зарегистрированных за ЗАО «Тантал» правах
на нежилые помещения, а также направило в управление Росреестра заявление о внесении в ЕГРН сведений о регистрации прав ЗАО «Тантал» на нежилые помещения.

АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» сообщило обществу (письмо от 10.07.2018 № 02/459), что предоставление сведений об объектах недвижимого имущества и их правообладателях, а также информации о наличии (отсутствии) прав на недвижимое имущество им не осуществляется с 25.04.2017 ввиду отсутствия таких  полномочий.  

ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» письмом от 01.08.2018 № 01-40-010694/18 отказало обществу в предоставлении сведений со ссылкой на несоответствие формы его запроса требованиям пункта 2.6.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному учету и (или) технической инвентаризации, являющейся государственной собственностью Тюменской области, а также содержащихся в них сведений», утвержденного распоряжением Департамента (далее - Административный регламент); разъяснило, что предоставление информации осуществляется им в соответствии с Порядком постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, предоставления их копий и содержащихся в них сведений, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 27.10.2016 № 468-п (далее – Постановление № 468-п).

Письмом от 01.08.2018 № 01-40-010694/18 управление Росреестра сообщило ООО «Тантал» о невозможности внесения в ЕГРН сведений о правах на объекты недвижимого имущества на основании обращения
от 09.07.2018; разъяснило, что форма, порядок и способы предоставления  заявления о государственной регистрации и прилагаемых к нему документов установлены статьей 18 Закона № 218-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения             ООО «Тантал» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия необходимой совокупности для признания оспариваемых им действий (бездействия) незаконными, а также по причине пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и отсутствия уважительных причин для его восстановления.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной жалобы исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий, служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

При этом в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возложена на орган, который его принял; факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов должно доказать лицо, обратившееся в суд.

Из положений части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ следует, что ЕГРН состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость); в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона; в реестр прав на недвижимость включаются сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (статья 9 Закона № 218-ФЗ).

Статьей 13 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

Форма, порядок и способы представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлены статьей 18 Закона
№ 218-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона
от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 69 Закона                  № 218-ФЗ).

Частью 3 названной статьи предусмотрено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 статьи 69 Закона № 218-ФЗ, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона  № 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что на основании договоров купли-продажи от 30.01.1996 и от 10.10.1996, соглашений о расчете долей от 10.06.1998 и от 03.12.1997 органами БТИ города Тюмени была произведена  регистрация права частной и долевой собственности ЗАО «Тантал» на нежилые помещения (регистрационные удостоверения от 14.03.1996 и                   от 16.12.1997, свидетельство о государственной регистрации права                            от 17.06.1998); сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 72:23:0219004:4770, 72:23:0219004:4769, 72:23:0219004:4768, 72:23:0219004:4767, 72:23:0219004:4766 внесены в ЕГРН 02.02.2016 на основании заявлений ФИО5 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и технических планов помещений, подготовленных кадастровым инженером ФИО5 в связи с образованием помещений.

В соответствии с распоряжением от 11.05.2001 № 1879 деятельность  МУ «Бюро технической инвентаризации и регистрации» прекращена в связи ликвидацией, его правопреемником выступило ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости», а с 05.10.2016 -  АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Согласно уставным документами АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» осуществляет техническую инвентаризацию, технический учет объектов недвижимости, определение инвентаризационной стоимости и выдачу соответствующих документов; предоставление сведений о правообладателях объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, о наличии (отсутствии) прав на недвижимое имущество не осуществляет с 25.04.2017.

На основании статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Постановления № 468 полномочия по хранению и использованию технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) были переданы ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации».

Регистрация права собственности на объекты недвижимости до 28.01.1999 осуществлялась организациями по технической инвентаризации и техническому учету; после вступления в силу Закона № 122-ФЗ - производится управлением Росреестра.

При этом, как верно отмечено судами, обязанности по передаче сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости в органы государственной регистрации на АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» законодателем не возлагались.

ФГБУ «ФКП Росреестра» является учреждением, подведомственным Росреестру; Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 наделено полномочиями по ведению ЕГРН в части отдельных сведений, приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заявлений об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в ЕГРН записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, заявлений о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, и прилагаемых к ним документов, включая выездной прием таких заявлений, в том числе уведомлению в предусмотренном Законом № 218-ФЗ порядке заявителей и правообладателей о приеме таких заявлений, а также переводу в форму электронного документа или электронного образа документа принятых заявлений и прилагаемых к ним документов при их представлении в орган регистрации прав на бумажном носителе; выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, исправления технической ошибки в записях ЕГРН, при принятии решения о возврате документов без рассмотрения, либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН, при прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ«ФКП Росреестра»), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов; осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы.

На момент постановки на государственный кадастровый учет спорных помещений государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Законом № 221-ФЗ.

Доказательств поступления в ФГБУ «ФКП Росреестра» документов, являющихся в силу статьи 22 названного Закона и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, основанием для внесения в ЕГРН сведений, ООО «Тантал» не представлено.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при обращении в ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» и управление Росреестра обществом не были соблюдены требования статьи 18 Закона               № 218-ФЗ, Постановления № 468 и Административного регламента, арбитражные суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий (бездействий) незаконными.

Таким образом, арбитражные суды правомерно отказали ООО «Тантал» в удовлетворении заявленных требований.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.12.2018 Арбитражного суда Тюменской области
и постановление от 01.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А70-16291/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. ФИО6

Судьи                                                                  Л.В. Белова

                                                                            Ю.Н. Киричёк