ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-15856/2021 от 17.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 февраля 2022 года

                                                   Дело №   А46-20413/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  17 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме  февраля 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Шиндлер Н.А.,

судей  Брежневой О.Ю., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Каревой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15856/2021) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение  Арбитражного суда Омской области от 01.12.2021 по делу №  А46-20413/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению  Региональной общественной организации «Федерация парусного спорта Омской области» (ОГРН <***>,  ИНН <***>, адрес: 644033, <...>) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 644024, <...>) о признании недействительным распоряжения № 1444 от 24.09.2020,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Региональной общественной организации «Федерация парусного спорта Омской области» – ФИО1, по доверенности от 09.11.2021  сроком действия 1 год;

ФИО2, по доверенности от 01.04.2021 № 5481 сроком действия 1 год, диплом,

установил:

региональная общественная организация «Федерация парусного спорта Омской области» (далее - РОО «Федерация парусного спорта Омской области», организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3193, в Кировском административном округе города Омска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2021 по делу № А46-20413/2020 требования РОО «Федерация парусного спорта Омской области» удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным распоряжение Департамента от 24.09.2020 № 1444 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3193 в Кировском административном округе города Омска».

В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент заключить с РОО «Федерация парусного спорта Омской области» договор аренды земельного участка кадастровым номером 55:36:100801:3193, площадью 8 400 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Лукашевича (в районе Мостоотряд-63), в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области.

Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу организации 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что испрашиваемая площадь земельного участка 8 400 кв.м. является излишней, поскольку нормативный показатель процента застройки составляет 2,15%; участок предоставлялся для возведения двух объектов недвижимости, один из которых еще не построен; в заявлении о предоставлении земельного участка общество просит предоставить его для строительства Блока Б.

В возражениях на апелляционную жалобу организация ссылается на выводы судебной экспертизы о соответствии земельного участка требованиям по обслуживанию объекта недвижимости.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной инстанции, представитель организации – доводы своего отзыва. 

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.РОО «Федерация парусного спорта Омской области» учреждена 31.03.2008 как общественная организацию общим собранием ее учредителей (т.1 л.д.148) и утвержден ее Устав (т.2 л.д.13-42).

Организация зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 14.04.2008 за основным государственным номером <***> (т.1 л.д.9).

РОО «Федерация парусного спорта Омской области» аккредитована приказом от 30.07.2020 №59 при Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области как единственная организация в регионе, отвечающая за развитие парусного спорта в городе и области и имеющая на основании Устава следующие цели деятельности: популяризация всех форм парусного спорта и яхтенного туризма, организация занятий детей и взрослых парусным спортом, организация и проведение спортивных регат регионального, российского и международного уровня, пропаганда здорового образа жизни и т.д. (т.3 л.д.6-10).

Членами РОО «Федерация парусного спорта Омской области» являются 139 физических лиц (т.3 л.д.17-18).

Согласно выписке из реестра флота спортивных судов РОО «Федерация парусного спорта Омской области» от 29.01.2021  №3 в нем учтено 144 маломерных судна (т.3 л.д.19-24).

Согласно выписке от 29.01.2021  №2 из реестра маломерных моторных судов, предоставленных для обеспечения безопасности и обслуживания соревнований РОО «Федерация парусного спорта Омской области» в нем значатся 13 судов, постоянно хранящихся на территории яхт-клуба.

Как следует из материалов дела решением от 25.05.1988 №191-6 исполкомом городского Совета народных депутатов Омская область, земельный участок площадью 0,6 га по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Лукашевича (в районе Мостоотряд-63) был отведен кооперативу автолюбителей «Полет-30» (т.1 л.д. 144-145).

С 19.07.2010 указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 55:36:100801:3063, общей площадью 58 646 кв.м. с целевым назначением «для реализации муниципальных социально-экономических проектов» (т.1 л.д. 140-142).

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 10.08.2009 №748-р была утверждена схема расположения земельного участка на плане территории по улице Лукашевича для строительства яхт-клуба в районе Мостотряд-63 (т.2 л.д.1).

Распоряжением данного органа от 11.03.2010 №156-р был утвержден акт выбора земельного участка под строительство яхт-клуба (т. 2 л.д.2).

На основании аукциона №4 от 05.10.2011, проведенного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области с РОО «Федерация парусного спорта Омской области», как победителем торгов,  был заключен договор водопользования от 28.10.2011 №55-14.01.01.003-Р-ДРБК-С-2011-00293/00 (т.2 л.д.43-65, 74-75), согласно которому арендатор принял в пользование реку Иртыш (затон) на 1827 км. отрезка от устья для использования акватории водного объекта с целью отстоя маломерных судов. Площадь акватории для отстоя судов определена из условия размещения 10 маломерных судов, пантонов с учетом охранных зон, технологических и противопожарных разрывов между ними. Длина судов от 4, 7 м до 5,53 м., ширина – от 1,9 м до 2, 45 м. Общая площадь запрашиваемой акватории – 0,001 кв.м.

Гаражно-строительный кооператив автолюбителей «Полет-30» и РОО «Федерация парусного спорта Омской области» выступили заказчиками кадастровых работ, по результатам которых был составлен межевой плана от 10.11.2012 (т.1 л.д.113-139), предполагающий образование из земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3063 трех земельных участка, в том числе,  55:36:100801:3063:ЗУ1 площадью 8400 кв.м., который впоследствии поставлен на кадастровый учет  с кадастровым номером 55:36:100801:3193 (т.1 л.д.23-28).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) (т.1 л.д.102-105), на земельный участок  с кадастровым номером 55:36:100801:3193 площадью 8400 кв.м. 27.11.2013 было зарегистрировано право муниципальной собственности, а также обременение в виде аренды на период с 21.02.2014 по 21.02.2017, предоставленной РОО «Федерация парусного спорта Омской области» на основании договора от 30.01.2014 №Д-Кр-31-10478 «для строительства яхт-клуба».

В силу градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 28.05.2014 №1233-р, земельный участок находится в зоне ОД 4-23 «Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений», назначение  - яхт-клуб, минимальный и максимальный процент застройки не установлен (т.1 л.д.106-112).

По заказу  РОО «Федерация парусного спорта Омской области» обществом с ограниченной ответственностью «Тават» был разработан проект строительства яхт-клуба в районе Мостотряда-63 в Кировском административном округе города Омска (т.1 л.д.79-113, т.2 л.д.1-149).

19.07.2017 между Департаментом и РОО «Федерация парусного спорта Омской области» был заключен договор аренды №Д-Кр-13-185, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 2 года 11 месяцев 29 дней земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 8 400 кв.м., с кадастровым номером 55:36:100801:3193, местоположение установлено по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Лукашевича (в районе Мостоотряд-63), цель использования участка: для завершения строительства яхт-клуба, разрешенное строительство: для строительства яхт-клуба (т.1 л.д.16-22).

Заявителем зарегистрировано право собственности на здание с кадастровым номером 55:36:100801:3999 (яхт клуб, 1 этап, блок А), площадью 180,20 кв.м., о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись № 55:36:100801:3999-55/092/2020-1 от 22.06.2020 (т.1 л.д.13-15).

Заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3193 в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации под обслуживание объекта недвижимости.

04.09.2020 распоряжением №1444 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3193 в Кировском административном округе города Омска» Департамент отказал в предоставлении земельного участка, по следующим основаниям:

- в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

- предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка, относительно площади расположенных на нем объектов недвижимости, ниже нормативного показателя процента застройки.

Полагая, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует законному праву пользования объектом недвижимого имущества, организация обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.

Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.

В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.

В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

5) осуществление государственного кадастрового учета;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи.

Следовательно, поскольку земельный участок уже был сформирован, предоставление земельного участка в аренду начинается с подачи заявления о его предоставлении.

Статьей 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 названной статьи).

Как следует из распоряжения от 04.09.2020 №1444 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:3193 в Кировском административном округе города Омска» Департамент отказал в предоставлении земельного участка, поскольку в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка, относительно площади расположенных на нем объектов недвижимости, ниже нормативного показателя процента застройки.

Суд апелляционной инстанции считает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в заключении договора аренды по следующим основаниям.

Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования частью земельного участка, необходимой для эксплуатации этого здания.

В соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.

Следовательно, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.

Как было выше сказано и следует из материалов дела, ранее земельный участок площадью 8 400 кв.м., с кадастровым номером 55:36:100801:3193, местоположение установлено по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Лукашевича (в районе Мостоотряд-63), был сформирован и предоставлен в аренду РОО «Федерация парусного спорта Омской области» для строительства, а впоследствии – для завершения строительства яхт-клуба.

Заявителем зарегистрировано право собственности на здание с кадастровым номером 55:36:100801:3999 (яхт клуб, 1 этап, блок А), площадью 180,20 кв.м., о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись № 55:36:100801:3999-55/092/2020-1 от 22.06.2020.

Требования к организации деятельности яхтенных портов содержатся в национальном стандарте Российской Федерации (ГОСТ Р 57618.2-2017)  «Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты», утвержденном и введеном в действие Приказом Росстандарта от 17.08.2017 № 915-ст (далее - ГОСТ Р 57618.2-2017).

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 57618.2-2017 яхтенный порт располагается на обособленной части прибрежной территории и акватории, примыкающей к этой территории части водного объекта.

Яхтенный порт должен соответствовать общим требованиям ГОСТ Р 57618.1-2017, предъявляемым к базам малых судов, а также требованиям настоящего стандарта (пункт 4.2 ГОСТ Р 57618.2-2017).

Яхтенный порт предназначен для обслуживания яхт, других малых судов и плавсредств с целью обеспечения их нормальной безопасной эксплуатации для активного отдыха, спорта, путешествий; оказания сопутствующих услуг владельцам судов, экипажам, их гостям и/или просто любителям отдыха у воды (пункт 4.2 ГОСТ Р 57618.2-2017).

При швартовке к причальным сооружениям яхтенного порта туристических и круизных судов морского и внутреннего водного транспорта комплекс причальных сооружений должен удовлетворять требованиям для судов соответствующего типа (пункт 4.4 ГОСТ Р 57618.2-2017).

Инфраструктура технологического комплекса включает следующие объекты: оградительные и берегоукрепительные сооружения; служебно-вспомогательные здания, сооружения и устройства; инженерные сети, средства связи, охранные средства; внутрипортовые подъездные автомобильные дороги; служебно-вспомогательные причальные сооружения судов яхтенного порта; аварийно-спасательный комплекс (пункт 4.8 ГОСТ Р 57618.2-2017).

Как было выше сказано, РОО «Федерация парусного спорта Омской области» аккредитована приказом от 30.07.2020 №59 при Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области как единственная организация в регионе, отвечающая за развитие парусного спорта в городе и области и имеющая на основании Устава следующие цели деятельности: популяризация всех форм парусного спорта и яхтенного туризма, организация занятий детей и взрослых парусным спортом, организация и проведение спортивных регат регионального, российского и международного уровня, пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Членами РОО «Федерация парусного спорта Омской области» являются 139 физических лиц.

Согласно выписке из реестра флота спортивных судов РОО «Федерация парусного спорта Омской области» от 29.01.2021  в нем учтено 144 гоночных и крейсерско-гоночных спортивных парусных судна, принадлежащих его членам.

Кроме того, для обеспечения безопасности и обслуживания соревнований РОО «Федерация парусного спорта Омской области» имеет в пользовании 13 судов, постоянно хранящихся на территории яхт-клуба.

Как следует из проектной документации на строительство яхт-клуба в районе Мостотряда-63 в Кировском административном округе города Омска, в его составе предусмотрены: здание для зимнего хранения яхтенного оборудования - блок А (1 этап строительства); площадки для хранения спортивных парусных судов; площадка для спуска спортивных парусных судов на воду - слип; внутрипортовые подъездные автомобильные дороги для грузового автотранспорта; стоянка для 10 автомашин;  служебно-вспомогательные временные сооружения для хранения спасательных средств, парусов, личного инвентаря владельцев спортивных парусных судов.

Наличие указанных объектов подтверждается заключением эксперта, изготовленным в рамках судебной экспертиза по делу № А46-20413/2020, обществом с ограниченной ответственностью «Центр независимой экспертизы и оценки «Арус» от 17.09.2021 (т. 3 л.д.91-150, т.4 л.д.1-39).

Кроме того, заключением эксперта и указанной проектной документацией указано, что в соответствии требованиями пожарной безопасности на территории яхт-клуба предусмотрен пожарный проезд к естественному пожарному водоему шириной не менее 6 м., оканчивающийся площадкой для разворота пожарной техники не менее 12 м.  В соответствии с проектом, пожарный проезд конструктивно совмещен со слипом (наклонная береговая площадка для спуска судов на воду и подъема их из воды).

Кроме того, как указывает сам податель апелляционной жалобы, на спорном земельном участке располагается сооружение с кадастровым номером 55:36::000000:18659 – ливневая канализация, протяженностью 1629 м, находящаяся в муниципальной собственности города Омска (регистрационная запись от 05.02.2013 №55-55-01/023/2013-413.

Также суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно  справке Федерального государственного бюджетного учреждения «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 16.12.2015 (т. 2 л.д.42) и данным судебной экспертизы уровень воды в реке Иртыш (пожарном водоеме) не постоянный, ширина 12 м обеспечивается на всей длине слипа.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с учетом особенностей осуществляемого вида деятельности и предусмотренных проектной документацией на строительство яхт-клуба специальных требований к хранению, содержанию, спуску на воду маломерных судов и требованиям по обеспечению безопасности данного объекта, а также частичному подтоплению, земельный участок с кадастровым номером 55:36:100801:3193 площадью 8 400 кв.м. необходим для эксплуатации объекта недвижимости – яхт-клуба, кадастровый номер 55:36:100801:3999, площадью 180,20 кв.м, расположенного по адресу: <...> (в районе Мостоотряд - 63), с учетом его функционального назначения в полном объеме.

Не принимается судом апелляционной инстанции во внимание как противоречащая представленной проектной документации и градостроительному плану земельного участка ссылка подателя апелляционной инстанции на то, что возведение составной части яхт-клуба (Блок Б) планируется именно на  земельном участке с кадастровым номером 55:36:100801:3193.

Необоснованным является и указание на то, что земельный участок не может быть предоставлен в таких границах, поскольку нарушены требования к минимальной плотности застройки, утвержденные  решением Омского городского Совета от 10.12.2008 №201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», согласно которым в зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ОД-4) минимальный процент застройки составляет 25%.

В соответствии со статьей 44 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области  «Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений» зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (С) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ними.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

- для видов разрешенного использования: Хранение автотранспорта (код 2.7.1), Деловое управление (код 4.1), Магазины (код 4.4), Общественное питание (код 4.6), Развлекательные мероприятия (код 4.8.1), Обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3): минимальный - 200 кв.м, максимальный - 1 000 кв.м;

- для вида разрешенного использования Гостиничное обслуживание (код 4.7): минимальный - 1 500 кв.м, максимальный - 3 000 кв.м;

- для прочих видов разрешенного использования - не подлежат установлению.

Процент застройки в границах земельного участка:

- для вида разрешенного использования Гостиничное обслуживание (код 4.7): минимальный - 20, максимальный - 70;

- для видов разрешенного использования: Предоставление коммунальных услуг (код 3.1.1), Дошкольное, начальное и среднее общее образование (код 3.5.1), Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код 3.9.1), Площадки для занятий спортом (код 5.1.3), Оборудованные площадки для занятий спортом (код 5.1.4), Водный спорт (код 5.1.5), Авиационный спорт (код 5.1.6), Спортивные базы (код 5.1.7), Обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3), Охрана природных территорий (код 9.1), Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) - не подлежит установлению;

- для прочих видов разрешенного использования: минимальный - 25, максимальный – 70.

Таким образом, для такого вида деятельности как парусный спорта и яхтенный туризм, организация занятий детей и взрослых парусным спортом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков не установлены; на земельных участках для площадки для занятий спортом (код 5.1.3), Оборудованные площадки для занятий спортом (код 5.1.4), Водный спорт (код 5.1.5), Авиационный спорт (код 5.1.6), Спортивные базы (код 5.1.7), Обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3), Охрана природных территорий (код 9.1), Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) - процент застройки в границах земельного участка также  не подлежит установлению.

Аналогичные требования указаны и в градостроительном плане конкретного земельного участка, согласно которому ни минимальный размер земельного участка, ни минимальный процент застройки не были установлены.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 4   Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области  «Сфера действия Правил» установленный настоящими Правилами минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспариваемый ненормативный акт принят на основании заявления РОО «Федерация парусного спорта Омской области» о предоставлении земельного участка в аренду.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение  Арбитражного суда Омской области от 01.12.2021 по делу №  А46-20413/2020 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

О.Ю. Брежнева

 А.Н. Лотов