Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А75-9721/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» на решение от 02.11.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 05.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н.,
Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-9721/2018 по исковому заявлению акционерного общества «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» (628634, Ханты-Мансийский автономный
округ – Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Пионерная, 13, ОГРН 1098603002960, ИНН 8620019077) к муниципальному образованию Нижневартовский района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации Нижневартовского района (628616, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 6,
ОГРН 1028601870967, ИНН 8620008290), муниципальному образованию городское поселение Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации городского поселения Излучинск (628634, Ханты-Мансийский автономный
округ – Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, 6, ОГРН 1068603001202, ИНН 8620016710) о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от предоставления субсидии, возложении обязанности заключить соглашения о предоставления субсидий.
В заседании приняли участие представители:
от Администрации Нижневартовского района – ФИО4 по доверенности от 22.10.2018;
от Администрации городского поселения Излучинск – ФИО5 по доверенности от 07.11.2018.
Суд установил:
акционерное общество «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации Нижневартовского района (далее – Администрация района, ответчик) и Администрации городского поселения Излучинск (далее – Администрация поселения, ответчик), выразившегося в уклонении от предоставления субсидии для возмещения убытков, полученных в связи с приобретением энергоносителей для проведения безаварийного отопительного сезона, и о возложении обязанности по предоставлению (выплате) субсидии.
Решением от 02.11.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 05.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов кассационной жалобы Общество указывает на наличие у него права на обращение в 2018 году с заявлением о выдаче субсидии за 2016 год; на незаконность бездействия администраций, выразившиеся в нерассмотрении заявлений о предоставлении субсидии.
Администрация поселения и Администрация района возражают против доводов Общества согласно отзывам.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет регулируемые виды деятельности по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, передаче тепловой энергии (теплоснабжению).
В соответствии с постановлением Главы администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.08.2014 № 1723 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселка городского типа Излучинска Нижневартовского района» Общество определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на территории пгт. Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
13.03.2018 заявитель обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении субсидии в размере 2 752 330 руб. для возмещения убытков, полученных в связи с приобретением энергоносителей для проведения безаварийного отопительного сезона за период с 01.01.2016 до 14.07.2016.
Также Обществом было направлено письмо от 13.03.2018 № 443 в адрес Администрации поселения о предоставлении субсидии в размере
1 620 660 руб. за период с 15.07.2016 по 07.11.2016 на аналогичных основаниях.
Уклонение ответчиков от предоставления субсидии в отсутствие правовых оснований для отказа в ее выплате послужило основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 6, 28, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Отношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, урегулированы статьей 78 БК РФ.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Названные субсидии могут предоставляться из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета Нижневартовского района в 2016 году осуществлялось на основании постановления Администрации района от 02.12.2013 № 2553 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы» (далее – Порядок № 2553).
Порядок предоставления субсидий на территории городского поселения Излучинск в 2016 году регламентировался постановлением Администрации поселения от 26.02.2013 № 35 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального комплекса из бюджета поселения на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период» (далее – Порядок № 35).
Указанными нормативными правовыми актами предусматривалось предоставление субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства района в целях возмещения затрат на выполнение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, а именно – капитальный, текущий ремонт объектов коммунального назначения, приобретение энергоносителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016
№ 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие правила).
Пунктом 4 Общих правил (в редакции, действующей на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении субсидии) установлена обязанность при определении условий и порядка предоставления субсидий указывать, в том числе требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.
К таким требованиям относится, в частности требование о том, что получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).
В целях реализации указанных норм в нормативные правовые акты Администрации района и Администрации поселения, регулирующие порядок представления субсидии, внесены изменения.
Так, пунктом 2.10.1 Порядка № 2553 (в редакции постановления Администрации района от 14.07.2017 № 1385) определено, что юридические лица, претендующие на получение субсидии, на первое число месяца, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, не должны находиться в процессе банкротства.Несоответствие юридического лица требованиям пункта 2.10 Порядка № 2553 признано основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 2.5 Порядка № 2553).
Пунктом 2.2.1 Порядка № 35 (с изменениями на 26.05.2017) также предусмотрено, что получатели субсидии должны соответствовать определенным требованиям, а именно не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2017 по делу
№ А75-7058/2016 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
13.03.2018 Общество обратилось в Администрацию района и Администрацию поселения с заявлениями о предоставлении субсидии.
Поскольку на момент обращения с указанными заявлениями Общество не соответствовало критериям получателей субсидий на развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности, поскольку находилось в состоянии банкротства, основания для предоставления субсидии у Администрации района и Администрации поселения отсутствовали.
Довод Общества о нерассмотрении администрациями по существу его заявлений о предоставлении субсидии опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Письмами администраций района и поселения от 16.03.2018 и
от 15.03.2018, соответственно, Общество уведомлено о действующем порядке предоставления субсидий и требованиях, предъявляемых к получателям субсидии, а именно о том, что получатели субсидии не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.
В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства она неспособна осуществлять надлежащую хозяйственную деятельность. Следовательно, поддержка такой организации со стороны органов государственной власти и местного самоуправления за счет бюджетных средств не будет отвечать целям предоставления субсидий.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, относительно того, что вопрос о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, сложившихся в 2016 году, регулировался Порядком № 2553 и Порядком № 35 в редакциях, действовавших до 14.07.2017 и до 26.05.2017, соответственно, что свидетельствует о наличии у заявителя права на получение субсидии за указанный период, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.11.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-9721/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 25.04.2019 № 314.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. ФИО6
Судьи А.А. Кокшаров
И.В. Перминова