ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-16174/18 от 26.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 марта 2019 года

                                                       Дело № А75-9721/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16174/2018) акционерного общества «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.11.2018 по делу № А75-9721/2018 (судья Заболотин А.Н.), принятое по исковому заявлению акционерного общества «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» (ОГРН 1098603002960, ИНН 8620019077) к муниципальному образованию Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации Нижневартовского района, муниципальному образованию городское поселение Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации городского поселения Излучинск о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от предоставления субсидии, возложении обязанности заключить соглашения о предоставления субсидий,

при участии в судебном заседании представителей:

от акционерного общества «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» ˗ Соколов Н.В. по доверенности б/н от 15.05.2018 сроком действия на один год;

от Администрации городского поселения Излучинск – Папп Е.С. по доверенности б/н от 07.11.2018 сроком действия до 06.11.2019;

от Администрации Нижневартовского района – Кидяева К.В. по доверенности от 22.10.2018 № 1-95Д сроком действия один год,

установил:

акционерное общество «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» (далее – заявитель, общество, АО «ИМКХ») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Нижневартовского района и Администрации городского поселения Излучинск (далее – заинтересованные лица), выразившегося в уклонении от предоставления субсидии для возмещения убытков, полученных в связи с приобретением энергоносителей для проведения безаварийного отопительного сезона, и о возложении обязанности по предоставлению (выплате) субсидии.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.11.2018 по делу № А75-9721/2018 в удовлетворении заявления отказано.

Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных АО «ИМКХ» требований.

В обоснование жалобы ее подателем приводятся доводы о том, что нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетные отношения, не имеют обратной силы, общество вправе получить субсидию за 2016 год, то есть за тот период осуществления деятельности, на протяжении которого процедуры банкротства не проводились в отношении заявителя.

В письменных отзывах заинтересованные лица просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем АО «ИМКХ» поддержаны доводы поданной жалобы. Представители Администрации Нижневартовского района и Администрации городского поселения Излучинск высказались в соответствии с письменными отзывами на жалобу.

Рассмотрев апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие его обстоятельства.

Из материалов дела следует, что АО «ИМКХ» осуществляет регулируемые виды деятельности по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, передаче тепловой энергии.Постановлением Главы администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.08.2014 № 1723 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселка городского типа Излучинска Нижневартовского района» АО «ИМКХ» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на территории пгт. Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Письмом от 13.03.2018 № 444 общество обратилось в Администрацию Нижневартовского района с заявлением о предоставлении субсидии в размере 2 752 330 руб. для возмещения убытков, полученных в связи с приобретением энергоносителей для проведения безаварийного отопительного сезона за период с 01.01.2016 до 14.07.2016.

13.03.2018 общество обратилось также в адрес Администрации городского поселения Излучинск с письмом № 443 о предоставлении субсидии в размере 1 620 660 руб. за период с 15.07.2016 по 07.11.2016 на аналогичных основаниях.

Указав на уклонение заинтересованных лиц от предоставления обществу субсидии в отсутствие правовых оснований для отказа в ее выплате, АО «ИМКХ» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования общества оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, в связи с чем общество реализовало право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Исходя из абзаца 5 статьи 69 БК РФ, предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Согласно статьи 78 БК РФ в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, могут предоставляться субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе. Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (далее – Общие требования).

В соответствии с пунктом 4 поименованных Общих требований в редакции, действовавшей по состоянию на дату обращения АО «ИМКХ» с заявлением к заинтересованным лицам, предусматривалось, что в муниципальных нормативных правовых актах при определении условий и порядка предоставления субсидий подлежат указанию такие требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

получатели субсидий – юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа.

Правовое регулирование вопросов предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета Нижневартовского района в 2016 году осуществлялось постановлением администрации Нижневартовского района от 02.12.2013 № 2553 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы» (приложение № 4).

Пунктом 6.5 Порядка предоставления субсидий предусматривалось предоставление субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства района в целях возмещения затрат на выполнение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, а именно: капитальный, текущий ремонт объектов коммунального назначения, приобретение энергоносителей.

Постановлением Администрации Нижневартовского района от 14.07.2017 № 1385 в Порядок предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета района на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, утвержденный постановлением от 02.12.2013 № 2553, внесены изменения посредством утверждения Порядка в новой редакции. Пунктом 2.10.1 названного Порядка определено, что юридические лица, претендующие на получение субсидии, на первое число месяца, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, не должны находиться в процессе банкротства.

Пунктом 2.5 Порядка несоответствие юридического лица требованиям пункта 2.10 Порядка признано основанием для отказа в предоставлении субсидии.

На территории городского поселения Излучинск Порядок предоставления субсидий в 2016 году регламентировался постановлением Администрации городского поселения Излучинск от 26.02.2013 № 35 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального комплекса из бюджета поселения на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период».

Пунктами 3, 5.5, 6.5 указанного выше нормативного правового акта предусматривалось предоставление субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства района в целях возмещения затрат на выполнение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, а именно – капитальный, текущий ремонт объектов коммунального назначения, приобретение энергоносителей.

Пунктом 2.2.1 Порядка, действовавшего на территории городского поселения, предусматривалось, что получатели субсидии не должны находиться в процессе банкротства.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что буквальное толкование как утвержденных на федеральном уровне Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, так и указанных выше муниципальных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что ограничение в виде ненахождения потенциального получателя субсидии в состоянии банкротства установлено применительно к дате обращения соответствующего субъекта за получением субсидии. Таким образом, соответствие требованию ненахождения в состоянии банкротства подлежит установлению на момент реализации субъектом экономической деятельности права на обращение за субсидией, но не применительно к какому-либо периоду, включая период субсидируемой деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2016, вынесенным в рамках дела № А75-7058/2016, в отношении АО «ИМКХ» введена процедура банкротства – наблюдение.

Впоследствии решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2017 в отношении АО «ИМКХ» введено конкурсное производство. По состоянию на дату реализации обществом права на обращение за субсидией в отношении АО «ИМКХ» действовала указанная выше процедура банкротства.

Таким образом, при обращении общества в Администрацию Нижневартовского района и Администрацию городского поселения Излучинск с письмами № 443, 444 о предоставлении субсидии в отношении АО «ИМКХ» была введена процедура банкротства. Указанное обстоятельство обществом не отрицается.

Нахождение общества в состоянии банкротства является достаточным основанием для отказа в предоставлении субсидии. Так, право на получение таковой у АО «ИМКХ» в установленных по делу обстоятельствах отсутствовало.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что в рассматриваемом случае несоответствие закону действий заинтересованных лиц не находит подтверждения материалами дела, установленные АПК РФ основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.

Ввиду того, что основания для удовлетворения заявления не усматриваются, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.11.2018 по делу № А75-9721/2018 подлежит оставлению без изменения.

Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Ввиду того, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче настоящей апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1 500 руб., а фактически обществом уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу акционерного общества «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.11.2018 по делу № А75-9721/2018 – без изменения.

Возвратить акционерному обществу «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 889 от 20.11.2018.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

О.А. Сидоренко

 Н.А. Шиндлер