ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-189/19 от 26.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 апреля 2019 года

                                                   Дело № А46-10014/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-189/2019) Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2018 по делу № А46-10014/2018 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агросервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей:

от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска – ФИО1 по доверенности от 21.03.2019 № 01-11/4076 сроком действия на один год;

от общества с ограниченной ответственностью «Агросервис» – ФИО2 по доверенности от 23.05.2016 сроком действия на три года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агросервис» (далее – ООО «Агросервис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее – ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска, Учреждение, заинтересованное лицо) по оставлению без исполнения корректирующих и отменяющих форм ООО «Агросервис» на 13 застрахованных лиц, представленных 05.06.2018, об обязании принять предоставленный ООО «Агросервис» уточненный расчет от 05.06.2018 по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за отчетный период 2016 года, уменьшение начислений страховых взносов за периоды с 01.04.2012 по 30.09.2016 и уменьшение начислений страховых взносов за отчетный период 2016 года (с 01.10.2016 по 31.12.2016) в отношении 13 застрахованных лиц.

Решением Арбитражного суда Омской области от 29.11.2018, принятым по делу № А46-10014/2018, признаны незаконными действия ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска по оставлению без исполнения корректирующих и отменяющих форм ООО «Агросервис» на 13 застрахованных лиц, представленных 05.06.2018. На учреждение возложена обязанность принять предоставленный обществом уточненный расчет от 05.06.2018 по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за отчетный период 2016 года, уменьшение начислений страховых взносов за периоды с 01.04.2012 по 30.09.2016 и уменьшение начислений страховых взносов за отчетный период 2016 года (с 01.10.2016 по 31.12.2016) в отношении 13 застрахованных лиц. С ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска в пользу ООО «Агросервис» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Возражая против принятого по делу решения, учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель ссылается на непредставление заявителем первичных документов, подтверждающих корректировку сумм страховых взносов, что обусловило вывод заинтересованного лица об отсутствии оснований для рассмотрения представленных обществом сведений.

В письменном отзыве на жалобу ООО «Агросервис» просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу учреждения – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска поддержаны доводы жалобы. Представитель ООО «Агросервис» высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу заинтересованного лица.

Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ООО «Агросервис» представило в ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (далее – Расчет) за отчетный период 2016 год с корректирующими и отменяющими формами за периоды со второго квартала 2012 года по 2016 год в отношении 13 застрахованных лиц.

Ранее заявителем неоднократно в течение 2017-2018 годов представлялись уточненные Расчеты отчетный период 2016 год.

08.06.2018 ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска в адрес общества направлено уведомление о том, что представленные 05.06.2018 корректирующие и отменяющие формы на 13 застрахованных лиц за периоды со второго квартала 2012 по 2016 год оставлены без исполнения по причине отсутствия первичных документов дающих право для внесения корректирующих сведений на лицевые счета с уменьшением сумм начисленных страховых взносов застрахованным лицам. Предложено представить первичные документы, подтверждающие корректировку сумм страховых взносов в отношении каждого застрахованного лица, представленного в данном отчете.

Изложенные обтояте6льства послужили основанием обращения общества в суд с настоящим заявлением.

Требования ООО «Агросервис» удовлетворены в полном объеме, с чем не согласилось учреждение, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения.

Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно положениям статьи 20 Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01.01.2017, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (статья 23 Федерального закона № 250-ФЗ).

Правовое регулирование вопросов, связанных с исчислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 осуществлялось Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) и изданными в соответствии с ним иными нормативными актами.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 № 2п утверждена форма расчета, а также порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР). В состав Расчета входят индивидуальные сведения персонифицированного учета, содержащие информацию о суммах выплат и начисленных страховых выплат по каждому работнику.

В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.

На основании пунктов 2 и 4 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять, в частности в Пенсионный фонд Российской Федерации, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов на основе показателей, которые учитываются в установленном порядке и отражают объект обложения страховыми взносами, начисления страховых взносов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в 2017-2018 годах ООО «Агросервис» в пенсионный орган неоднократно представлялись уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам и пояснениям к ним, согласно которым база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование была уменьшена.

Как указывает заявитель, основанием уменьшения базы послужило выявление ООО «Агросервис» в 2017-2018 годах ошибочно предоставленных в ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска сведений в отношении лиц, работающих в ООО «Агросервис» за период 2012-2016 годов, что вызвало необоснованное завышение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Сведения о завышении базы ООО «Агросервис» получены на основании материалов дела № А46-15907/2017, в рамках которого рассматривалось заявление налогового органа о признании ООО «Агросервис» несостоятельным (банкротом).

В соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральную или выездную проверки. При этом целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно статье 34 поименованного Федерального закона камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

Таким образом, у плательщика страховых взносов в силу закона имеется право по внесению необходимых изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представлению в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. В свою очередь, пенсионный орган, получив представленный плательщиком взносов расчет, обязан его принять и провести камеральную проверку.

Доказательства соблюдения ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска указанной обязанности не представлены, в связи с чем судом апелляционной инстанции требования ООО «Агросервис» о признании незаконным бездействия учреждения характеризуются как обоснованные и подлежащие удовлетворению.

Приведенными нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, оставление пенсионным органом представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам без исполнение, на что указано в уведомлении Учреждения от 08.06.2018, не предусмотрено.

В связи с указанным судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя о признании незаконными действий ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска по оставлению без исполнения представленных ООО «Агросервис» корректирующих и отменяющих форм в отношении застрахованных лиц.

Между тем, по смыслу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ избрание конкретного способа устранения нарушенных оспариваемым действием (бездействием) государственного органа прав и законных интересов заявителя отнесено к полномочиям суда.

Суд первой инстанции при удовлетворении требований заявителя в качестве способа восстановления нарушенного права безосновательно и немотивированно возложил на пенсионный орган обязанность по принятию предоставленного обществом уточненного расчета от 05.06.2018 по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за отчетный период 2016 года, уменьшению начислений страховых взносов за периоды с 01.04.2012 по 30.09.2016 и уменьшению начислений страховых взносов за отчетный период 2016 года (с 01.10.2016 по 31.12.2016) в отношении 13 застрахованных лиц.

При этом из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что уточненный расчет РСВ-1 за отчетный период 2016 года представлен Обществом по телекоммуникационным каналам связи 05.06.2018 и в этот же день получен Учреждением, следовательно, возложение на пенсионный орган обязанности по принятию предоставленного обществом расчета РСВ-1 не отвечает требованиям статьи 201 АПК РФ и не повлечет восстановление нарушенных прав заявителя. В свою очередь, решение об уменьшении начислений страховых взносов за периоды с 01.04.2012 по 30.09.2016 и за отчетный период 2016 года (с 01.10.2016 по 31.12.2016) подлежит принятию исходя из результатов проверки поступивших в ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска от ООО «Агросервис» сведений, которая заинтересованным лицом в данном случае не проводилась.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в качестве способа восстановления нарушенного права надлежит избрать возложение на ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска обязанности по совершению действий, прямо предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ, по проверке представленных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2018, принятое по делу № А46-10014/2018, подлежит изменению в части выбора способа восстановления нарушенного права. Апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения, поскольку приведенные заинтересованным лицом доводы не основаны на положениях закона.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются, поскольку ее податель освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2018 по делу № А46-10014/2018 изменить в части выбора способа восстановления нарушенного права.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г.Омска совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», по проверке представленных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В остальной части решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2018 по делу № А46-10014/2018 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

А.С. Грязникова

 О.А. Сидоренко