ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
22 февраля 2008 года | Дело № А81-1617/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Рыжикова О.Ю., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3081/2007 ) открытого акционерного общества «Жилкомсервис» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2007 по делу № А81-1617/2007 (судья Москвин В.С.),
по заявлению открытого акционерного общества «Жилкомсервис»
к Территориальному отделу Территориального управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу по городу Губкинскому
о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2007 № 57
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества «Жилкомсервис» – ФИО1 по доверенности № 02/08 действительной до 31.12.2008;
от Территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу по городу Губкинскому – не явился (извещен надлежащим образом);
УСТАНОВИЛ:
Решением от 02.08.2007 по делу № А81-1617/2007 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Жилкомсервис» (далее по тексту – ОАО «ЖКС», Общество) о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу по городу Губкинскому (далее по тексту – Роспотребнадзор, административный орган) от 13.03.2007 № 57 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 20000 руб.
В обоснование решения суд указал на наличие в действиях Общества вменяемого ему правонарушения, отсутствие процессуальных нарушений при вынесении постановления административным органом. При этом, суд сослался на то, что из нормы статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что субъектом административной ответственности является собственник муниципального жилищного фонда, субъектом административного правонарушения является лицо, которое ответственно за управление и содержание жилищного фонда. В данном случае Общество является управляющей компанией, к обязанностям которой относится управление переданным жилищным фондом, организация, содержание и ремонт соответствующих объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на те же обстоятельства, что были заявлены при рассмотрении дела судом первой инстанции: в действиях (бездействиях) Общества отсутствует вина, поскольку работы по восстановлении теплоизоляционных свойств ограждающих конструкций относятся к капитальным работам, не входят в перечень работ текущего ремонта и работ аварийного характера, которые на основании договора возложены на Общество, а также не входят в перечень работ по подготовке жилищного фонда к осенне-зимнему периоду 2006-2007 годов. Кроме того, Общество указывает на то, что работы по восстановлению разрушенной тепловой изоляции, включенные в перечень работ аварийного характера в общежитиях в разделе сантехнические, не имеют отношения к рассматриваемому делу. В данном случае речь идет о восстановлении теплоизоляционных свойств ограждающих конструкций, которые относятся к работам по капительному ремонту.
Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
15.02.2007 специалистом Роспотребнадзора по поручению прокуратуры г.Губкинского в помещении первого этажа общежития № 13, расположенного в 7 микрорайоне г.Губкинского были проведены замеры температуры воздуха, в ходе которых были установлены факты несоблюдения температурного режима в душевой и туалетной комнате. Так, температура воздуха в душевой подъезда № 2 общежития – 0,3 градусов на уровне замера 0,1 метр, +4,4 градусов на уровне 1,5 метра, в туалетной комнате +4,6 градусов на уровне 0,1 метра, +6,4 градусов на уровне 1,5 метра; в первом подъезде указанного общежития температура воздуха в душевой +15,1 градусов на уровне 0,1 метра, +15,8 градусов на уровне 1,5 метра, что не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.1002-00, а также требованиям «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170. Указанные нарушения зафиксированы в протоколе от 15.02.2007 № 5.
20.02.2007 при проведении повторного замера специалистом Роспотребнадзора в присутствии представителей ОАО «ЖКС» и МУП «УТВИС» было установлено, что температурный режим в указанном помещении также не соответствует установленным требованиям, что отражено в протоколе от 20.02.2007 № 8.
21.02.2007 прокурором г.Губкинского по результатам рассмотрения материалов проверки исполнения федерального законодательства, регулирующего порядок обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами, были принято постановлении от 21.02.2007 о возбуждении в отношении ОАО «ЖСК» производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13.03.2007 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении Общества административным органом было вынесено постановление № 57, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложен штраф в сумме 20 000 руб.
Общество, полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованиями о признании его незаконным.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества было отказано.
Означенное решение обжалуется Обществом в апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.203 № 170, техническая эксплуатация фонда включает в себя управление жилищным фондом и техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и сетей, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации.
Пунктом 3.1.2. указанных Правил устанавливает, что помещения необходимо содержать в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями. Согласно пункту 5.2.3. данных Правил температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
Данные стандарты установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиям к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00, утвержденными Минздравом Российской Федерации. В приложении № 1 СанПин 2.1.2.1002-00 установлены оптимальные и допустимые нормы температуры в помещениях жилых зданий. Так, допустимая температуры воздуха в холодный период года в туалете и ванной комнате допускается от 18 до 26 градусов.
Как следует из объяснений опрошенного в прокуратуре г.Губкинского директора ОАО «ЖКС» ФИО2, нарушение температурного режима в помещении первого этажа общежития № 13, расположенного в 7 микрорайоне г.Губкинского, вызвано потерей изолирующих свойств утеплителя, расположенного на первом этоаже здания, вследствие его длительной эксплуатации.
Факт выявленного в ходе проверки несоответствия температурного режима в помещении первого этажа (в душевой и туалетной комнате) общежития № 13, расположенного в 7 микрорайоне г.Губкинского требованиям СанПин 2.1.2.1002-00 подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
Ответственность по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
В соответствии с пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (далее по тексту – Постановление) к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Указанным Постановлением утвержден типовой договор найма жилого помещения в общежитии, согласно которому к обязанностям наймодателя относится в том числе участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение, осуществление капитальный ремонта жилого помещения, участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническая эксплуатация фонда включает в себя управление жилищным фондом и техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и сетей, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации.
Как следует из материалов дела общежитие № 13, расположенное в 7 микрорайоне города Губкинского находится в муниципальной собственности.
Общество является управляющей организаций на основании договора от 20.01.2006 года № 1, заключенного с Комитетом жилищно-коммунального комплекса Администрации города Губкинского. В соответствии с пунктом 1.2. договора в управление Управляющей организации передан жилищный фонд города, в том числе общежитие № 13 в микрорайоне 7 (приложении 1 к договору).
Управляющая компания в соответствии с пунктом 3.1.4. договора обязана осуществлять содержание жилищного фонда на основании утвержденных нормативно-правовыми актами Администрации города гарантированного перечня работ по техническому обслуживанию, перечня работ аварийного характера, перечня работ по выполнению текущего ремонта.
Срок действия данного договора установлен с 01.01.2006 по 31.12.2006 (пункт 6.1. договора).
17.01.2007 между Обществом и Администрацией города Губкинского был заключен аналогичный договор № 14 сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2007, согласно пункту 3.1.5. которого Общество обязано своевременно подготавливать общежития, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в нем, к эксплуатации в зимних условиях.
Распоряжением Администрации города Губкинского от 10.12.2004 № 1544-р «О стандарте эксплуатации общежитий города» утверждены: перечень работ по техническому облуживанию общежитий, перечень работ текущего ремонта в общежитиях, перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт общежитий.
При этом, к перечню работ аварийного характера (приложение № 2 к Распоряжению № 1544-р) и перечню работ текущего ремонта в общежитиях (приложение № 3 к распоряжению № 1544-р) отнесены работы о восстановлению разрушенной тепловой изоляции (пункт 1.2), ремонт наружных цен, фундаментов, цоколей (пункт 3.1), смена отдельных элементов стен (венцов, каркаса, укрепление, утепление, проконопатка, пазов стен) (пункт 3.4), восстановление отдельных простенков, перемычек стен (пункт 3.5), смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных и дверных заполнений (пункт 3.8).
Кроме того, Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2006 года № 213-А «О подготовке жилищного фонда, объектов жизнеобеспечения ЯНАО к работе в осенне-зимний период (ОЗП) 2006/2007 года» главам муниципальных образований в ЯНАО рекомендовано готовность объектов жилищного фонда завершить до 29.09.2006 (пункт 5.3). При этом проверке готовности к ОЗП согласно пункту 3 Инструкции, утвержденной указанным Постановлением Губернатора ЯНАО подлежат, в том числе, управляющие компании.
На основании муниципального контракта от 19.06.2006 № 38 между Администрацией города Губкинского и ОАО «Жилкомсервис» на Общество (подрядчик) возложено выполнение работ по подготовке объектов жилищного фонда города Губкинского к осенне-зимнему периоду 2006-2007 годов согласно титульного списка. По данному титульному списку, утвержденному в качестве приложения в договору, подлежат осуществлению, в частности, устройство антикоррозийных изоляций трубопроводов, теплоизоляция поверхностей трубопроводов скорлупами, обертывание изоляции пленкой ПВХ в 2 слоя (пункту 2.8 – 2.10).
При этом в соответствии с приложением № 2 к муниципальному контракту в перечень жилищного фонда, потребляющего коммунальные услуги по состоянию на 01.06.2006, отнесено общежитие № 13 в микрорайоне № 7.
Таким образом, как выполнение текущего ремонта по договору от 20.01.2006 №1, так и выполнение работ на основании муниципального контракта от 19.06.2006 №38 должно было привести к утеплению, теплоизоляции стен, окон и дверных проемов, что должно было привести к нормальной эксплуатации зданий общежития в соответствии с требованиями СанПиН.
Доводы Общества о том, что в данном случае имеет значение выполнение работ по восстановлению теплоизоляционных свойств ограждающих конструкций, которые относятся к работам по капительному ремонту, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Из текста выше приведенных договоров следует, что на Общество был возложен целый ряд обязанностей, надлежащее исполнение которых должно было привести к установлению оптимальных и допустимых норм температуры в холодный период в помещении общежития.
Доказательств того, что Общество такие работы осуществляло, подателем апелляционной жалобы не представлено. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение температурного режима было вызвано нарушением теплоизолирующих свойств ограждающих конструкций, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Общество являлось лицом, обязанным осуществлять содержание жилищного фонда, подготовить его к осенне-зимнему периоду, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества вины.
Также суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2007 по делу № А81-1617/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | О.Ю. Рыжиков Л.А. Золотова |