ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2252/19 от 07.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 мая 2019 года

Дело № А46-17060/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Грязниковой А.С., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2252/2019 ) Федерального государственного казенного образовательного учреждения Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2019 по делу № А46-17060/2018 (судья Солодкевич И.М.) , принятое по заявлению Федерального государственного казенного образовательного учреждения Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1025500993352, ИНН 5504054251) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании предписания № 55- 22-11/259 от 22.01.2018, представления № 52-22-11/260 от 22.01.2018 недействительными,

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального государственного казенного образовательного учреждения Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 по доверенности № 1 от 09.01.2019 сроком действия по 31.12.2019, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Управления Федерального казначейства по Омской области – ФИО2 по доверенности от 16.07.2018 сроком действия по 31.12.2019, личность установлена на основании служебного удостоверения; ФИО3 по доверенности № 521610/6752 от 31.08.2017 сроком действия по 31.12.2019, личность установлена на основании служебного удостоверения;

установил:

федеральное государственное казенное образовательное учреждение Омский кадет­ский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации (далее также – ФГКОУ Омский кадетский военный корпус , Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казна­чейства по Омской области (далее также – УФК по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными предписания № 55-22-11/259 от 22.01.2018 и представления № 52-22-11/260 от 22.01.2018.

Решением Арбитражного суда Омской области от 15.01.2019 по делу № А46-17060/2018 в удовлетворении требований ФГКОУ Омский кадетский военный корпус отказано по мотиву пропуска заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и отсутствия оснований и уважительных причин для удовлетворения ходатайства Учреждения о восстановлении рассматриваемого срока.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГКОУ Омский кадетский военный корпус обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительными оспариваемые предписание и представление.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель выразил несогласие с выводом суда первой инстанции о пропуске Учреждением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд за защитой нарушенного права предписанием № 55- 22-11/259 от 22.01.2018 и представлением № 52-22-11/260 от 22.01.2018, который суд неправомерно исчислял с 25.01.2018. По мнению Учреждения, суд первой инстанции не принял во внимание разъяснения, данные в статье 26 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18, пункте 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50, положения статьи 219 КоАП РФ, пункта 5 статьи 3 АПК РФ, и ограничил заявителя в праве на судебную защиту.

Податель жалобы считает, что выдача Учреждению оспариваемых предписания и представление по устранению нарушений, не относящихся к бюджетному законодательству, не относится к полномочиям органов финансового контроля, учитывая, что выявленные нарушения сводятся к ненадлежащему исполнению нормативных и локальных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность и гражданское законодательство.

Управлением представлены письменные отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, в которых заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, письменные пояснения, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

В период с 29.09.2017 по 03.11.2017 проверочной группой УФК по Омской области проведена внеплановая выездная проверка Учреждения за 2016 год по теме Проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов при использовании средств федерального бюджета, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 03.11.2017 № 22-09/138.

13.11.2017 от Учреждения поступили возражения от 13.11.2017 № 2202 на акт поверки, содержащие дополнительную информацию, а также документы и материалы, относящиеся к проверяемому периоду.

23.11.2017 проведено заседание комиссии УФК по Омской областипо рассмотрению возражений на Акт проверки, по итогам контрой была назначена внеплановая выездная проверка по вопросам правомерности осуществления банковских и кассовых операций, относящихся к теме проверки, по результатам которой составлен Акт внеплановой поверки от 08.12.2017.

По результатам рассмотрения Акта от 08.12.2017 и возражений на указанный акт ФГКОУ Омский кадетский военный корпус выданы предписание № 55-22-11/259 от 22.01.2018 и представление № 52-22-11/260 от 22.01.2018.

Указанные предписание и представления были получены Учреждением 25.01.2018.

09.02.2018 ФГКОУ Омский кадетский военный корпус обратилось в Федеральное казначейство РФ с жалобой, по итогам рассмотрения которой принят приказ № 85 от 06.04.2018 о частичном удовлетворении жалобы Учреждения, пункты 2, 10, 11, 13 представления № 52-22-11/260 от 22.01.2018 отменены.

Приказ № 85 от 06.04.2018 Федерального казначейства вручен ФГКОУ Омский кадетский военный корпус 20.04.2018.

Согласно Представлению № 52-22-11/260 от 22.01.2018 в Учреждении были выявлены следующее нарушения:

- в Учреждении числился объект основных средств Учебный городок на несоответствующем счете бюджетного учета, в результате чего допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2016 год в части неправомерного увеличения стоимости основных средств на начало и конец 2016 года в Балансе получателя бюджетных средств ф.0503130 на 01.01.2017 и неправомерного уменьшения стоимости на начало и конец 2016 года в Справен к балансу от 01.01.2017 (пункт 1 Представления);

- Учреждение учитывало на забалансовом счете 21 Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации основные средства по их балансовой стоимости, в результате чего допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2016 год в части неправомерного увеличения стоимости основных средств на конец 2016 года в Справке к Балансу получателя бюджетных средств ф.0503130 на 01.01.2017 (пункт 3 Представления);

- Учреждением не отражена в регистрах учета информация о наличии и использовании имущества (излишки) (пункт 4 Представления);

- Учреждением своевременно не составлены первичные учетные документы, подтверждающие факт хозяйственной жизни (акты установки), что повлекло неотражение в регистрах учета операций по списанию (выбытию) материальных ценностей (недостача) (пункт 5 Представления);

- Учреждением не отражались на счете 502.17 Принимаемые обязательства принимаемые бюджетные обязательства при размещении в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов (пункт 6 Представления);

- Учреждением нарушен порядок учета бюджетных обязательств, выразившийся в их принятии (отражении на счете 502.11 Принятые обязательства ) не в полном объеме от доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 7 Представления);

- на дату начала проверки первичные ученые документы за 2016год в Учреждении не хранились, находились в федеральном казенном учреждении Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской Области (пункт 8 Представления);

- отчетные формы, входящие в состав бюджетной отчетности Учреждения на 01.04.2016, 01.07.2016, 01.10.2016 не подписаны руководителем централизованной бухгалтерии, т.е. руководителем ФКУ ОФО МО РФ , а отчеты по форме 0503127 на указанные даты не подписаны главным бухгалтером ФКУ ОФО МО РФ (пункт 9 Представления);

- Учреждение неэффективно произвело расходы на командирование механика гаража Учреждения, фактически не прошедшего курс обучения, являющийся целью командировки (пункт 12 Представления).

Таким образом, в Учреждению представлением № 52-22-11/260 от 22.01.2018 было предписано рассмотреть информацию о вышеуказанных в нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения до 19.03.2018.

Предписанием № 55-22-11/259 от 22.01.2018 на Учреждение djpkj;tyfобязанность в срок до 19.03.2018^

- произвести доначисление и принять меры к выплате ежемесячного денежного содержания кадетам на общую сумму 6 466,02 руб.;

- произвести перерасчет начисленной амортизации по объекту основных средств – электропогрузчик NICHIYUFBTI3P-70C-300 в соответствии со сроком эксплуатации - 5 лет.

Полагая, что предписание № 55-22-11/259 от 22.01.2018 и представление № 52-22-11/260 от 22.01.2018 являются незаконными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

15.01.2019 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно обжалуемому решению, отказывая в удовлетворении заявленных Учреждением требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительными предписания № 55-22-11/259 от 22.01.2018 и представления № 52-22-11/260 от 22.01.2018 исчисляется с 25.01.2018 (дата получения оспариваемых представления и предписания). Поскольку заявление об оспаривании предписания № 55-22-11/259 от 22.01.2018 и представления № 52-22-11/260 от 22.01.2018 Учреждения поступило в Арбитражный суд Омской области02.10.2018, то заявитель пропустил трехмесячный срок, предусмотренный действующим законодательством для оспаривания представления и предписания УФК про Омской области в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанной позицией суда первой инстанции исходя из следующего.

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется положениями главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Указанный срок, в случаях рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов Федерального казначейства при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере и их должностных лиц, подлежит применению с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).

Отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке. Отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства по результатам обжалования решений должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства (пункт 74 Правил №1092).

В рассматриваемом случае, исходя из требований части 5 статьи 4 и статьи 189 АПК РФ, претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным и не предусмотрен законом.

Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Жалоба, поданная в Федеральное казначейство и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.

Вместе с тем нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как безусловно препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения споров.

С учетом позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 16.12.2014 по делу № 305-КГ14-78 и от 30.06.2015 по делу № 310-КГ14-8575 срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента получения Учреждением копии решения (приказа) Федерального казначейства от 06.04.2018 № 85 по жалобе Заявителя.

Иной подход противоречит правовой природе досудебного способа разрешения спора, направленного на прекращение конфликта без судебного участия и предполагающего исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд. Вместе с тем, после исчерпания всех средств досудебного разрешения споров, сторона не может быть лишена права на доступ к суду, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемых предписания № 55-22-11/259 от 22.01.2018 и представления № 52-22-11/260 от 22.01.2018, законодательству и нарушении ими прав и законных интересов Учреждения.

Как усматривается из материалов дела, контрольные мероприятия, по итогам которых Учреждению были выданы оспариваемы представление и предписание, были проведены в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.

Так, в соответствии с пунктом 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю:

- за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий;

- за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;

- за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона о контрактной системе;

- за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

- за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

- за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки

В соответствии с требованиями приказа УФК по Омской области от 08.07.2016 № 208 О создании Контрольной комиссии Управления Федерального казначейства по Омской области , 23.11.2017 материалы проверки были рассмотрены на заседании Контрольной комиссии Управления, решение комиссии оформлено протоколом от 23.11.2017 № 29, согласно которому руководителю Управления рекомендовано назначить внеплановую выездную проверку в Учреждении в связи с получением дополнительной информации, которая может оказать существенное значение на результаты рассмотренного контрольного мероприятия.

В соответствии с пунктом 9.5 Стандарта № 39, пунктом 67 Правил № 1092 29.11.2017 руководителем Управления принято решение о назначении внеплановой выездной проверки в Учреждении, оформленное приказом Управления от 29.11.2017 № 151-кд (с учетом изменений, внесенных приказом Управления от 04.12.2017 № 151/2) (далее - Внеплановая проверка).

Согласно письму Федерального казначейства от 12.09.2017 № 07-04-05/21-723 о проведении внеплановых контрольных мероприятий территориальные органы Федерального казначейства должны уведомлять Федеральное казначейство. Проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется после согласования вышеупомянутых мероприятий Федеральным казначейством.

Письмом Федерального казначейства от 11.12.2017 № 21-02-30 проведение внепланового контрольного мероприятия в Учреждении за 2016 год было согласовано.

По результатам Внеплановой проверки составлен акт, который был вручен руководителю Учреждения 08.12.2017.

Так как согласно пункту 9.5 Стандарта № 39, подпункту в пункта 67 Правил № 1092, руководителем Управления по акту выездной проверки Учреждения от 03.11.2017 по описанным выше причинам было принято решение о проведении внепланового контрольного мероприятия, то документы по реализации результатов контрольного мероприятия в виде предписания и (или) представления в Учреждение не направлялись. Вопросы, описанные в рамках проведения плановой выездной проверки в Учреждении, а также выявленные нарушения, нашедшие свое подтверждение по результатам их рассмотрения на заседании Контрольной комиссии от 23.11.2017, включены в акт от 08.12.2017, составленный по результатам внеплановой проверки в Учреждении.

Формы и требования к содержанию документа, составляемого должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждены приказом Федерального казначейства от 29.07.2016 № 12н.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о бюджете разных уровней, иных законов, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Следовательно, к бюджетному законодательству относятся любые нормативные акты, регулирующие правоотношения, возникающие при осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлении бюджетного учета и составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно статье 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения, коим является Заявитель, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Процесс осуществления расходов согласно требованиям статьи 219 БК РФ есть использование бюджетных средств.

Следовательно, любое использование казенным учреждением средств соответствующего бюджета, предоставленных на основании бюджетной сметы, является бюджетным правоотношением и нормы права, регулирующие данные отношения относятся к бюджетному законодательству.

Как следует из материалов дела, в оспариваемом представлении указано на нарушение норм БК РФ и требований нормативно-правовых актов, регулирующих осуществлении бюджетного учета и отчетности, том числе, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее - Закон № 402-ФЗ), Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н), Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

Таким образом, Представление полностью соответствует по форме и содержанию, требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих право выдачи и порядок составления представлений Федеральным казначейством.

В Предписании указано на нарушение норм БК РФ, Закона № 402-ФЗ, Инструкции № 157н, Инструкции № 191н, Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700, регулирующих отношения по расходованию средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также начальнику ФГКОУ Омский кадетский военный корпус предъявлены следующие требования: Произвести доначисление и принять меры к выплате ежемесячного денежного содержания кадетам на общую сумму 6 466,02 руб. в срок до 31.03.2018. Произвести перерасчет начисленной амортизации по объекту основных средств - электропогрузчик NICHIYUFBT13P-70C-300 в соответствии со сроком эксплуатации - 5 лет в срок до 31.12.2017.

Срок исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливается органом государственного финансового контроля.

В соответствии с пунктом 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, оспариваемое Предписание также соответствует по форме и содержанию, требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих право выдачи и порядок составления предписаний Федеральным казначейством.

В тексте Представления указано, что ФГКОУ Омский кадетский военный корпус необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения до 19.03.2018, т.е. заявитель самостоятелен в выборе способа исполнения представления.

Что касается исполнения предписания, то Учреждение предоставило Управлению следующие доказательства, подтверждающие исполнение Предписания: список перечисления стипендии кадетам на 186 человек; инвентарную карточку нефинансовых активов на 19.03.2018; ведомость начисленной амортизации в период с 01.01.2016 по 19.03.2018; ведомость начисленной амортизации основных средств от 28.02.2018 № 00000002. Таким образом, на момент обращения с заявлением в Арбитражный суд Омской области Учреждением выполнены требования, установленные БК РФ, в части обязательного исполнения требований предписания.

В этой связи доводы заявителя о неисполнимости предписания и представления не несостоятельны.

Выявленные нарушения, указанные в представлении, соответствуют фактически обстоятельствам и подлежат устранению.

Так, в проверяемый период (2016 год) в Учреждении в целях финансового обеспечения ФГКОУ Омский кадетский военный корпус и ведения бухгалтерского учета был заключен договор на обслуживание от 31.12.2015 № 39 с Федеральным казенным учреждением Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области (далее - ФКУ ОФО, Отдел), действующий с 01.01.2016 по 18.11.2016, который расторгнут 18.11.2016 и с 19.11.2016 ведение бухгалтерского учета осуществлялось Учреждением самостоятельно.

Проверкой установлено, что по данным бухгалтерского учета на счете 101.12 Нежилые помещения - недвижимое имущество учреждения числится основное средство Учебный городок (инвентарный номер 21010200001) балансовой стоимостью 1 348 658,10 руб. Данный факт подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов № 1 от 31.12.2016.

Согласно пункту 36 Инструкции № 157н, принятие к учету и выбытие с учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Право оперативного управления на недвижимость возникает с момента его государственной регистрации. С этого же момента объект принимается на учет в составе основных средств (пункт 36 Инструкция № 157н).

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 02.08.2000 № 765-рк Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области вышеуказанное имущество передано Учреждению по передаточному акту от 02.08.2000 б/н (справка от 03.07.2000 № 1057).

В проверяемом периоде право оперативного управления на Учебный городок не прошло государственную регистрацию. Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на Учебный городок Учреждением не оформлено.

Согласно пункту 333 Инструкции № 157н счет 01 Имущество, полученное в пользование предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, в том числе объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежат отражению на балансе учреждения.

В нарушение пункта 36, 333 Инструкции № 157н Учреждением приняты к учету основные средства на не соответствующий счет бухгалтерского учета на сумму 1 348 658,10 руб.

Статьей 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному учреждению; формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Статьей 4 и частью 1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ установлены единые требования ведения бухгалтерского учета, а также Законом № 402-ФЗ установлено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, имеющего высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 7 Закона № 402-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Согласно пункту 16 Инструкции № 191н в разделе Нефинансовые активы баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) отражаются остатки по стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета по строке 010 - остаток по счету 010100000 Основные средства (сумма строк 011, 013, 014); по строке 011 - остаток по счету 010110000 Основные средства - недвижимое имущество учреждения .

В соответствии с пунктом 20 Инструкции № 191н по строке 011 Справки к балансу отражается недвижимое имущество, полученное в пользование (счет 01).

Таким образом, в Учреждении числится объект основных средств Учебный городок не на соответствующем счете бюджетного учета, в результате чего допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2016 год на сумму 1 348 658,10 руб., а именно: баланса получателя бюджетных средств (ф.0503130) на 01.01.2017 в части неправомерного увеличения стоимости основных средств Учреждения на начало и конец 2016 года (строка 010, колонки 3, 5, 6 и 8 Баланса) и неправомерного уменьшения стоимости основных средств Учреждения на начало и конец 2016 года (строка 011, колонки 4, 5 Справки к балансу).

Кроме того, Куйбышевским районным судом города Омска 23.07.2018 было рассмотрено дело № 12-251/2018 о привлечении к административной ответственности начальника финансово-экономического отделения - главного бухгалтера Заявителя ФИО4 по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая диспозицию статьи 15.15.6 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Куйбышевский районный суд города Омска пришел к выводу, что доводы ФИО4 о том, что неверное отнесение имущественного комплекса на счет имело место в более ранний период иными лицами, однако не выявлялось в качестве нарушения, не влияют на правильность квалификации действий ФИО5, выразившихся в учете объекта основных средств Учебный городок не на соответствующем счете бюджетного учета, в результате чего допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2016 год.

Таким образом, при вынесении судебного акта, вступившего в законную силу 21.08.2018, Куйбышевским районным судом города Омска установлены событие и состав административного правонарушения.

С учетом установленных Куйбышевским районным судом города Омска обстоятельств изложенных выше, в силу части 3 статьи 69 АПК РФ, не подлежит доказыванию вновь в деле № А46-17060/2018, обстоятельство допущенного объектом контроля нарушения, предъявляемого в пункте 1 Представления.

Далее, пунктом 139 Инструкции № 162н, предусмотрено, что счет 050200000 Обязательства предназначен для учета показателей принятых (принимаемых, отложенных) учреждениями обязательств соответствующего финансового года.

Согласно пункту 141.1 Инструкции № 162н счет 050207000 Принимаемые обязательства предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений).

По кредиту счета отражаются:

- суммы бюджетных обязательств, принимаемых при размещении в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок (направлении приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в размере начальной (максимальной) цены контракта, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счетов 050103000 Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств , 050303000 Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам ;

- суммы принимаемых бюджетных обязательств в случае отказа поставщика, выигравшего конкурс (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), от заключения контракта (аукциона, запроса котировок, запроса предложений) или отсутствия заявок на всю сумму ранее отраженную на счете 050207000 Принимаемые обязательства, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счетов 050103000 Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств , 050303000 Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам способом Красное сторно . По дебету счета отражаются:

- суммы принятых бюджетных обязательств по контракту, заключенному с победителем при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 Принятые обязательства ;

- суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 050103000 Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств , 050303000 Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам.

Порядок бюджетного учета в казенных учреждениях определен Инструкцией № 157н, Инструкцией № 162н.

Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н (далее - Порядок № 221н), на который ссылается заявитель в своей жалобе, направленной в Арбитражный суд Омской области, вопросы бюджетного учета не регламентирует.

В качестве нарушения предъявляется нарушение Учреждением порядка ведения счетов бухгалтерского учета, не порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (пункт 6 Представления).

Согласно пункту 140 Инструкции № 162н счет 050201000 Принятые обязательства предназначен для учета получателями бюджетных средств и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также сумм внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств (обязательств). В показатели принятых бюджетных обязательств включаются, в том числе, обязательства по оплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году.

Согласно письму Минфина России от 21.01.2013 № 02-06-07/155, разъясняющему порядок отражения в бухгалтерском учете обязательств, обязательства по оплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, подлежат отражению в бюджетном учете в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Порядок бюджетного учета в казенных учреждениях определен Инструкцией № 157н, Инструкцией № 162н. Порядок № 221н вопросы бюджетного учета не регламентирует.

В качестве нарушения предъявляется нарушение Учреждением порядка ведения счетов бухгалтерского учета, не порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (пункт 7 представления).

В соответствии с текстом жалобы от 09.02.2018 Исх. № 257, направленной в Федеральное казначейство до обращения в суд, Заявитель утверждает, что по результатам контрольного мероприятия впредь производится постановка на учет бюджетных обязательств по оплате труда в полном объеме.

Таким образом, причины и условия допущенного нарушения устранены, данный пункт представления выполнен в полном объеме.

В пункте 12 представления нарушение, как неправомерная выплата сумм командировочных расходов, Учреждению не предъявляется.

Согласно статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Командировочные расходы в сумме 6 092,20 руб. признаны неэффективными по причине не достижения цели командировки, не достижения результата (выполнения поручения по прохождению обучения, изложенного в телеграмме врио начальника штаба Центрального военного округа № 14/45/4/1-1389). Обучение не пройдено - результат не достигнут.

Что касается остальных пунктов оспариваемого представления, то Учреждением не приведено доводов о их незаконности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что оспариваемым представлением наступили какие-либо неблагоприятные для заявителя последствия и нарушены его права и законные интересы.

Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Учреждением требований, суд первой инстанции принял правильное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2019 по делу № А46-17060/2018-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

А.С. Грязникова

 Н.Е. Иванова