ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2351/07 от 18.12.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 декабря 2007 года

                                Дело №   А81-2126/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  18 декабря 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме  декабря 2007 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2351/2007 ) инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.08.2007 по делу № А81-2126/2007 (судья Зинурова М.В.), по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования города Ноябрьска"

о взыскании 5 533 305,66 рублей

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя – ФИО2 (удостоверение УР № 430409 действительно до 31.12.2009, доверенность № 7803 от 31.07.2007);

от заинтересованного лица - не явился (извещен),

УСТАНОВИЛ:

решением по делу арбитражный суд удовлетворил требования инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (далее- ИФНС России по г.Ноябрьску ЯНАО, инспекция, налоговый орган) к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3 Муниципального образования город Ноябрьск» (далее – МОУ СОШ № 3, налогоплательщик) в части взыскания недоимки в размере 13 460 руб. и налоговых санкций в сумме 1905,40 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что решение вынесено при неправильном применении норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, а именно:

- в нарушение ст. 210, 211, п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации МОУ СОШ № 3 _______________________________________________________________________________________________________________________________занижена налоговая база на суммы выплат за проезд, произведенных физическим лицам, за счет средств учреждения;

- выплаты компенсаций работникам бюджетной сферы  в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни населения ЯНАО облагаются налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единым социальным налогом (далее - ЕСН) так как данные компенсационные выплате не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, то есть данные выплате не подпадают под действие ст.ст. 217, 238 НК РФ, так как являются элементом заработной платы.

В отзыве заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От МОУ СОШ № 3 поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Представитель налогового органа не возражал против удовлетворения ходатайства.

По заявленному ходатайству суд определил ходатайство удовлетворить.

Представитель ИФНС России по г.Ноябрьску по ЯНАО поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение  Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 15.08.2007 по делу № А81-2126/2007 и принять новый судебный акт.

Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, изучив материалы дела и заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В период с 19.12.2006 по 22.12.2006 ИФНС России по г.Ноябрьску ЯНАО проведена выездная налоговая проверка ответчика по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления НДФЛ, ЕСН за период деятельности с 01.01.2003 по 31.12.2005. Результаты проверки зафиксированы в акте выездной налоговой проверки № 4 от 24.01.2007.

Рассмотрев материалы проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, 16.02.2007 начальником ИФНС России по г.Ноябрьску ЯНАО принято решение № 2.11-17/2259 о привлечении МОУ СОШ № 3 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) ЕСН в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 472 031,04 руб.; в соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20% от сумм, подлежащих удержанию и перечислению, что составило 249 626,80 руб., а также по п.2 ст.27 Федерального закона № 167-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы, что составило 2 132,48 руб. Всего налоговых санкций по решению составило 723 790,32 руб.

Кроме того, указанным решением налогового органа ответчику доначислены и предложены к уплате налог на доходы физических лиц в сумме 1 252 474 руб., единый социальный налог в сумме 2 381 750,31 руб. Всего недоимка по налогам составила 3 634 224,31 руб.

В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налога в силу ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в общей сумме 1 175 291,03 руб.

Неуплата в установленный в требованиях срок доначисленных по проверки сумм налогов, пени, а также примененных налоговых санкций, явилась основанием взыскания задолженности в судебном порядке.

15.08.2007 арбитражным судом принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Налоговый орган в заявлении  и апелляционной жалобе указывает на то, что в нарушение ст.ст. 210, 211, п. 3 ст.217 НК РФ налоговая база МОУ СОШ № 3 занижена на суммы выплат, произведенных в пользу физических лиц за счет средств учреждения, а именно на оплату работнику учреждения, находящегося в командировке, проездных документов, квитанций разных сборов, проживание в гостинице, суточных расходов при отсутствии в авансовом отчете № 3533 от ноября 2003г. ФИО3 командировочного удостоверения в сумме 2042 руб.; на оплату работникам учреждения проезда к месту использования отпуска, то есть проездных документов: к авансовому отчету № 1201 от августа 2003 года ФИО4 приложена ксерокопия железнодорожного билета по маршруту Свердловск — Новосибирск на сумму 982 руб., к авансовому отчету № 3305 от октября 2003 года ФИО5 приложена ксерокопия железнодорожного билета на фамилию ФИО6 стоимостью 366,02 руб., оплата произведена в связи с утерей билета.

Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

Пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

В силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Кроме того, п.4 ст. 3 Закона ЯНАО № 89-ЗАО от 16.12.2004 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа) определено, что наряду с оплатой проезда самого работника, работодатель один раз в два года оплачивает стоимость проезда к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно и провоза багажа весом до 30 килограммов (сверх установленной соответствующим видом транспорта нормы бесплатного провоза багажа) фактически проживающим в автономном округе неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям до 18 лет, детям, не достигшим возраста 23 лет, обучающимся на дневных отделениях высших и средних учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, а также детям, по отношению к которым работник является опекуном или попечителем). Оплата проезда членов семьи производится независимо от времени и места проведения отпуска (каникул, отдыха).

Таким образом, поскольку совершеннолетние дети работников не имеют своего дохода, то они являются иждивенцами работников, так как находятся у них на полном содержании или получают от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, их проезд к месту отдыха оплачивается.

Абзацами 2 и 3 пункта 39 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (далее - Инструкция), предусмотрено, что оплата проезда в отпуск и обратно производится перед отъездом в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других оправдательных документов.

При непредоставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Также возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле.

Из содержания приведенных норм следует, что непредставление проездных билетов при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, не является основанием для отказа в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно.

Факт того, что работники МОУ СОШ № 3 отдыхали в двух местах налоговым органом не доказан.

Судом первой инстанции в ходе судебного заседания установлено, что инспекция вышеуказанный вывод сделала на основании наличия билетов из г.Ноябрьска до одного места следования, а затем из этого места следования до г.Сочи. Однако ИФНС России по г.Ноябрьску ЯНАО не смогла привести каких-либо доказательств о возможности проезда от г. Ноябрьска до г.Сочи одним поездом без пересадки. Кроме того, налоговым органом данный факт не исследовался надлежащим образом, так как работники МОУ СОШ № 3, в отношении которых инспекция сделала вывод об отдыхе в двух местах, на данный предмет опрошены не были.

Исходя из изложенного, довод апелляционной жалобы о неправомерном занижении налоговой базы заинтересованным лицом на суммы выплат за проезд, произведенных физическим лицам, за счет средств учреждения отклоняется.

Также в апелляционной жалобе и заявлении инспекции указано, что в нарушение ст.ст. 210, 211, п. 3 ст. 217 НК РФ при определении налоговой базы не учтены доходы полученные физическими лицами в виде компенсации выплачиваемой в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с проживанием в экстремальных условиях Ноябрьского региона, что подтверждается сводными ведомостями за 2004 год, налоговыми карточками по учету дохода и налога на доходы физических лиц за 2004 г. Сумма неисчисленного и неудержанного налога на доходы физических лиц составила 1 257 549 руб.

В нарушение п.п. 1 и 4 ст.ст. 237, 238 НК РФ МОУ СОШ № 3 не включило в налоговую базу по единому социальному налогу за 2003-2005 гг. выплаты в пользу физических лиц, отнесенные на расходы налогоплательщика, что подтверждается авансовыми отчетами с приложенными к ним документами. Сумма доначисленного единого социального налога по результатам выездной налоговой проверки составила 2 392 101 руб.

Согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением налогоплательщиком (физическим лицом) трудовых обязанностей.

Налоговый кодекс РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем, судом первой инстанции сделан верный вывод, что в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее- Трудовой кодекс РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.

Статьей 164 Трудового кодекса РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Второй вид компенсационных выплат определен ст. 129 Трудового кодекса РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей и учитываются при определении налоговой базы по ЕСН и НДФЛ.

Согласно ст.ст. 146 и 148 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок предоставления и размеры гарантий и компенсаций лицам, работающих в районах с особыми климатическими условиями регламентируются главой 50 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате.

Размер компенсационных выплат за особые климатические условия установлен в ст.ст. 316 и 317 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ порядок и условия применения стимулирующих выплат и компенсаций в организациях финансируемых из бюджета субъекта РФ устанавливаются органами власти соответствующего субъекта.

Согласно ст. 1 Закона ЯНАО от 16.12.2004 № 89 - ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон № 89-ЗАО) гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, установленных настоящим Законом.

Компенсации, установленные ст.ст. 316, 317 Трудового кодекса РФ и Законом № 89-ЗАО в силу ст. 129 Трудового кодекса РФ являются элементами оплаты труда и учитываются при определении налоговой базы по ЕСН и НДФЛ.

В соответствии со ст. 327 Трудового кодекса РФ помимо перечисленных в гл. 50 Трудового кодекса РФ, законами и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться другие гарантии и компенсации.

В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в пределах средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, направленные на повышение уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе устанавливать дополнительные компенсации для возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей для работников учреждений, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно установленным нормам Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа принято Постановление от 24.12.2003 № 477 «О компенсационных выплатах работникам бюджетной сферы, неработающим пенсионерам и инвалидам», которым утверждено Положение о порядке установления в 2004 году компенсационных выплат работникам бюджетной сферы в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа, обусловленных воздействием географических и климатических факторов (далее - Положение).

При этом указанная компенсация, согласно разделам 2, 3 Положения, имеет целевое назначение, связанное с возмещением дополнительных затрат работников бюджетной сферы, имеет отдельную от оплаты труда статью расходов по смете, предоставляется на основании заявки бюджетных организаций по числу работающих и устанавливается в фиксированном размере на одну тарифную ставку (должностной оклад) по основному месту работы за фактически отработанное время, то есть указанная компенсация, непосредственно связана с исполнением работником бюджетного учреждения трудовой функции.

Из вышеизложенного суд первой инстанции сделал обоснованное заключение, что компенсационная выплата, установленная Положением, которое утверждено Постановлением Губернатора № 477 от 24.12.2003 в силу ст. 164 Трудового кодекса РФ относится к компенсационным выплатам, связанным с возмещением затрат работнику, в связи с исполнением трудовых обязанностей в пределах норм, утвержденных соответствующими актами субъектов Российской Федерации и на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

В силу п. 6 ст. 108 НК РФ - лицо, считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновность лица в его совершении, возложена на налоговые органы, что не было сделано последним, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьями 65, 215 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Принимая во внимание вышеизложенное и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.08.2007 по делу № А81-2126/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.А. Шиндлер

 О.А. Сидоренко