ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2369/19 от 24.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 апреля 2019 года

                                            Дело №   А81-9849/2018

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи  Шиндлер Н.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2369/2019) Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2019 по делу № А81-9849/2018 (судья Беспалов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-02/14.3/16-2018 от 16.11.2018,

установил:

Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – заявитель, НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа», Фонд, ГФ ЯНАО) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Ямало-Ненецкое УФАС России, антимонопольный орган, Управление, заинтересованное лицо) об оспаривании Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-02/14.3/16-2018 от 16.11.2018.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2019 по делу № А81-9849/2018 в удовлетворении НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа».

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что плакат необоснованно признан рекламой, в спорном плакате отсутствуют нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), заявитель поясняет, что плакат содержит сведения об оказываемых заявителем услугах, что соответствует сложившимся обычаям делового оборота и не может расцениваться как реклама; плакат не содержит информации, индивидуализирующей конкретную услугу в качестве объекта рекламирования, в силу чего плакат не может быть признан рекламой какой-либо услуги в качестве объекта рекламирования. НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» ссылается на письмо ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама».

Податель жалобы считает, что административным органом словами «Поручительство»/ «Поручительства» неправомерно определен объект рекламирования.

Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 27.02.2019 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 22.03.2019.

В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Ямало-Ненецкое УФАС России просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило анонимное обращение гражданина (г. Тюмень) по факту размещения Микрофинансовой компанией «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Фонд финансовой поддержки СМП ЯНАО) рекламы на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>.

Специалистами Ямало-Ненецкого УФАС России осуществлен осмотр входной группы здания, расположенного по адресу: <...>, о чем составлен акт от 14.02.2018 с фиксацией фотосъемкой.

В результате осмотра установлено, что справа от входной двери здания размещена рекламная информация, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания: «до 70% от суммы кредита \ займа поручительства до 60 месяцев».

Определением от 21.02.2018 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

12.03.2018 Фондом финансовой поддержки СМП ЯНАО в Ямало-Ненецкое УФАС России представлены пояснения по делу № 03-01/28/3-2018 и документы, запрашиваемые в определении о возбуждении дела № 03-01/28/3-2018 от 21.02.2018.

13.03.2018 на рассмотрении дела № 03-01/28/3-2018 от представителей Фонда финансовой поддержки СМП ЯНАО в материалы дела представлена дополнительная информация, из которой установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы является ГФ ЯНАО.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, определила привлечь Фонд в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 13.03.2018 № 03-01/28/3-2018 у ГФ ЯНАО запрошены письменные пояснения и документы, касающиеся обстоятельств, изложенных в настоящем определении.

16.04.2018 Гарантийным фондом ЯНАО в материалы дела № 03-01/28/3-2018 представлены пояснения и необходимые запрошенные документы, согласно которым следует, что размещенные на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>, плакаты были заказаны ГФ ЯНАО у ООО «Артвид» по договору об оказании полиграфических услуг (изготовлении полиграфической продукции) от 28.09.2017 № 9-ЦПП.

Из представленных документов следует, что 18.03.2014 Фонд финансовой поддержки СМП ЯНАО (арендодатель) и ГФ ЯНАО (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения №01/03-14, согласно которому арендодатель сдает арендатору за плату во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: ЯНАО, <...>, этаж: 1, каб. № 4, площадью 16,34 кв.м, обеспеченное центральным отоплением, электроэнергией, телефонной связью, линией Интернет, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией, с доступом к санузлу. Цель использования: размещение офиса.

Согласно Уставу ГФ ЯНАО создан в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иного действующего законодательства Российской Федерации.

Фонд создан на основании распоряжения Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.12.2009 № 497-РА «О создании некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа». Решение о государственной регистрации Фонда при создании принято 14.12.2009 Управлением Министерства юстиции России по Ямало-Ненецкому автономному округу, учетный № 8914014680, запись о регистрации некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16.12.2009 Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные и иные общественно полезные цели.

Основными целями Фонда являются:

- обеспечение доступа субъектов малого и среднего  предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа к кредитным и иным финансовым ресурсам;

- развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах;

- содействие диверсификации продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа и продвижению их на внутренние и международные рынки, популяризация предпринимательской деятельности;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа на ранней стадии их деятельности, оказание информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки инвестиционной и внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание комплекса услуг, организация, проведение и участие в общественно полезных мероприятиях, направленных на повышение деловой активности и содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа при реализации государственных и муниципальных программ (подпрограмм) содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2.2.1 устава предметами деятельности Фонда являются финансовая поддержка в форме предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда по обязательствам (кредитам, займам, независимым гарантиям, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решением Ямало-Ненецкого УФАС России 03.05.2018 принято следующее решение:

1. Признать рекламу, размещенную на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>, следующего содержания:  «до 70% от суммы кредита \ займа поручительства до 60 месяцев» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с тем, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется.

3. В отношении Фонда финансовой поддержки СМП ЯНАО производство по делу № 03-01/28/3-2018 прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.

16.11.2018 Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФАС) было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 03- 02/14.3/16-2018, по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным Постановлением, Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого округа» обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.

29.01.2019 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, обжалуемое ГФ ЯНАО в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются отношения в области получения потребителем достоверной рекламы, соответствующей требованиям законодательства о рекламе.

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, состоит в распространении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства о рекламе.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ являются рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности (для физических лиц); для юридических лиц она выражается в непринятии всех зависящих мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, урегулированы нормами Закона о рекламе. Целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 1,2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Спорный информационный плакат содержит следующие признаки рекламы:

- информация распространена посредством размещения на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>;

- информационный плакат содержит элементы, направленные на привлечение внимания потребителей - обращены на улицу и адресованы не только лицам, которые непосредственно намерены посетить ГФ ЯНАО, воспользоваться предоставляемыми Фондом услугами, но и неопределенному кругу лиц, осуществляющих движение по улице, в том числе в транспорте;

- в указанном информационном плакате также отсутствует указание на лиц, для которых она создана и на восприятие которых направлена, заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена, таким образом, указанная информация адресована неопределенному кругу лиц;

- информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание к нему интереса и его продвижению на рынке.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные и иные общественно полезные цели.

Согласно пункту 2.2.1 устава предметами деятельности Фонда являются финансовая поддержка в форме предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда по обязательствам (кредитам, займам, независимым гарантиям, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа.

В данном случае объектом рекламирования является услуга «Поручительство», предоставляемая ГФ ЯНАО.

Согласно «Единым правилам предоставления финансовых услуг (поручительство)», утвержденных Приказом ГФ ЯНАО от 29.03.2017 №10/11/03-17, поручительство - способ обеспечения обязательств заёмщика перед финансовой организацией, согласно которого поручитель обязуется нести юридическую и финансовую ответственность за своевременное и полное исполнение заёмщиком его обязательств на условиях, определенных в соответствующем договоре поручительства, заключаемом между поручителем и финансовой организацией.

Финансовый продукт (финансовая услуга) - услуга по предоставлению фондом клиенту поручительства, сопряженная с приемлемым для фонда размером финансового риска и имеющая четко-описанные параметры (условия) ее предоставления, которые закреплены в паспорте финансового продукта.

Приложением №2 «Единых правил предоставления финансовых услуг (поручительство)» установлены следующие требования, предъявляемые к получателю услуги:

1. состоит па учете в налоговом органе по месту нахождения организации (по месту жительства физическою лица) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

2. ведет предпринимательскую или иную хозяйственную деятельность более
3 месяцев на дату обращения;

3. за последние 6 месяцев не имеет нарушений условий, ранее заключенных со сторонними организациями кредитных договоров, договоров микрозайма, займа, лизинга и т.п.;

4. не находится в стадии ликвидации, реорганизации, не участвует в процедуре несостоятельности (банкротства), в т.ч.: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и\или в отношении него не введены санкций (аннулирование или приостановление действия лицензии либо т.п.) соответствующими государственными и\или иными органами контроля в течение последних 2 лет на дату обращения;

5. его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

6. является платежеспособным, т.е. способным к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом и\или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов;

7. не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов перед бюджетами и внебюджетными фондами всех уровней на дату обращения;

8. сохраняет и\или создает новые рабочие места и обеспечивает среднемесячный размер заработной платы на 1 работника (в среднем по предприятию) не ниже минимальной заработной платы в ЯНАО, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в ЯНАО;

9. предоставил обеспечение исполнения обязательств, позволяющее покрыть риск возможного не возврата финансовых средств и других возможных убытков; не имеет неисполненных судебных решений, исполнительных листовки\или не участвует в судебных разбирательствах в отношении заявителя - юридического лица (индивидуального предпринимателя), участников и\или руководителя и\или взаимосвязанных с ними лиц, а также в отношении них не ведется уголовное преследование порядке действующего законодательства Российской Федерации;

10. предоставил полную и достоверную информацию о себе и взаимосвязанных с ним лицами в объеме, достаточном для рассмотрения его заявления;

11. являясь индивидуальным предпринимателем, должен быть старше 18 лет, а закрытие договора по предоставляемой ему финансовой услуге должно произойти до достижения им возраста 60 лет;

12. в случае предоставления индивидуальным предпринимателем 100% обеспечения исполнения обязательств в виде залога ликвидного объекта недвижимого имущества, позволяющего гарантировано покрыть риск возможного невозврата финансовых средств и других возможных убытков, условие, устанавливающие предельный возраст для индивидуального предпринимателя, не применяется;

13. являясь индивидуальным предпринимателем мужского пола в возрасте до 27 лет, должен иметь отсрочку от прохождения воинской службы или быть уволены с военной службы в запас.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее. Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

По убеждению суда апелляционной инстанции, информация, размещенная ГФ ЯНАО, направлена на привлечение внимания к услуге «Поручительство» с целью формирования и/или поддержания к ней интереса, в связи с чем, проанализировав содержание рекламной информации по адресу: <...>, способ ее размещения и распространения, суд первой инстанции правомерно заключил, что данная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к деятельности и продуктам Фонда.

При этом ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, в спорной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно:

- отсутствует информация о лице, предоставляющем данные услуги (ГФ ЯНАО и/или Фонд финансовой поддержки СМИ ЯНАО и/или ООО «РЛК Ямал»);

- отсутствует информация о лицах, которым предоставляется указанная услуга (физическим лицам и/или юридическим лицам и/или исключительно субъектам малого предпринимательства);

- отсутствует информация об условиях, при которых предоставляется указанная услуга.

Отсутствие названной информации может ввести потребителя в заблуждение, а именно: реклама содержит утверждение о том, что можно получить услугу «Поручительство» до 70% от суммы кредита/займа сроком до 60 месяцев, в тоже время, чтобы получить указанную услугу, нужно соответствовать определенным критериям.

Доводы подателя жалобы о том, что информация о лице, предоставляющем данные услуги, информация о лицах, которым предоставляется указанная услуга, не является обязательной для размещения на рекламной поверхности, не принимается апелляционным судом во внимание, так как данная информация в рассматриваемом случае является существенной, в силу чего подлежит размещению.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. Не отражение всей существенной информации не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о наличии у него возможности получения данной услуги, заключения договора на тех условиях, которые перечислены на плакате.

Таким образом, реклама, размещенная на входной группе здания, расположенного по адресу: т. Салехард, ул. Комсомольская, д. 13, нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

За нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Ссылка подателя жалобы на письмо ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» судом апелляционной инстанции отклоняется, как не опровергающая вышеизложенных выводов суда первой и апелляционной инстанций и не подтверждающая то, что спорный плакат является вывеской, а не рекламой.

Доводы подателя жалобы о том, что текст на спорном плакате не является утверждением и не образует связанного смыслового словосочетания, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает факта размещения информации.

Довод подателя жалобы о том, что административным органом словами «Поручительство»/ «Поручительства» неправомерно определен объект рекламирования, не принимаются судом во внимание, так как довод основан на неверно толковании норм материального права. Указание в пункте 3 статьи 3 Закона о рекламе термина «товар» в единственном числе не свидетельствует о том, что «товар» должен обладать индивидуальными свойствами.

Объект рекламирования определен административным органом верно.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении № 03-02/14.3/16-2018 от 20.07.2018, фотоматериалами.

Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого Фонду, подтверждается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии ГФ ЯНАО всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства о рекламе, в материалах дела не содержится. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области рекламы.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным наличие в действиях ГФ ЯНАО состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Соблюдение процедуры и срока давности привлечения ГФ ЯНАО к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается.

Наказание также правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств назначено административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в размере 100 000 руб., что отвечает принципам разумности и справедливости наказания.

Аналогичные выводы отражены в решении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-6140/2018 от 13.10.2018, оставленному без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу № А81-6140/2018, принятому по результатам рассмотрения заявления Фонда об оспаривании решения от 03.05.2018 №03-01/28/3-2018.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных ГФ ЯНАО требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2019 по делу № А81-9849/2018 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.А. Шиндлер