ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2371/2014 от 27.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 мая 2014 года

                                                      Дело №   А46-14721/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  27 мая 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  мая 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АП-2371/2014 ) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2014 по делу №  А46-14721/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Омь» (ОГРН 1025500971330, ИНН 5504027931) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании недействительным Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.02.2013 № 170-р в части, а также об обязании внести изменения в чертеж градостроительного плана,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - ФИО1, предъявлено удостоверение, по доверенности № 39 от 14.08.2013 сроком действия один год;

от общества с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Омь» - ФИО2, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 19.12.2013 сроком действия на один год;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Омь» (далее по тексту -  ООО «ТФ «Омь», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.02.2013 № 170-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89» в части установления на чертеже градостроительного плана земельного участка № RU 55301000-0000000000005873 «береговой линии», которая привела к уменьшению территории участка допустимого размещения объекта капитального строительства для территориальной зоны ОД-1, а также обязании Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска внести изменения в чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 № RU 55301000-0000000000005873, исключив прохождение «береговой линии» из границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89.

Решением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2014 по делу № А46-14721/2013 требования Общества удовлетворены в виду незаконности распоряжения в оспариваемой части.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2014 по делу № А46-14721/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 15:89 нанесена береговая линия реки Иртыш и прибрежная защитная полоса, координаты которой определены в соответствии с проектом.

Общество в отзыве  на апелляционную жалобу  решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в  порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,  ООО «Торговая фирма «Омь» на праве собственности принадлежит здание лодочной спасательной станции, расположенное по адресу: Омская область, город Омск, ЦАО, Набережная Тухачевского, д. 1, и земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 площадью 0,1382 га, на котором расположено указанное выше здание лодочной станции. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089, был поставлен на кадастровый учет 24.06.2005 года с разрешенным использованием «для общественно-деловых целей».

Департаментом архитектуры и градостроительства был утвержден Распоряжением от 19.02.2013 года № 170-р и выдан ООО «Торговая фирма «Омь» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089, из содержания которого следует, что территория земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 делится береговой линией реки Иртыш.

По обращению ООО «Торговая фирма «Омь» ФГБОУ «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» был подготовлен научно исследовательский отчет определения местоположения береговой линии и береговой полосы правобережной части р.Иртыш в районе принадлежащего ООО «ТФ «Омь» земельного участка. Из данного отчета следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 береговая линия реки Иртыш не проходит.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 06 мая 2013 года исх-13/МПР-1874 и подготовленный на основании его рекомендаций отчет были предоставлены в Департамент архитектуры и градостроительства для уточнения границ береговой линии в градостроительном плане. Согласно ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 24.09.2013 года № 06/11062, необходимо изменить береговую линию, утвержденную распоряжением Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 10.12.2010 № 287-р.

Полагая, что Распоряжение Департамента от 19.02.2013 № 170-р об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 не соответствует действующему законодательству и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, ООО «Торговая фирма «Омь» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Как было указано выше, суд первой инстанции требования Общества удовлетворил.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный  суд пришел к выводу о том, что  требования Общества являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.  При этом, апелляционный  суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как было указано ранее, заявитель оспаривает Распоряжение Департамента «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89» в части установления на чертеже градостроительного плана земельного участка «береговой линии».

Как верно указал суд первой инстанции, из содержания градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 № RU 55301000-0000000000005873 следует вывод о расположении земельного участка в водоохраной зоне реки Иртыш со ссылкой на распоряжение Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской «Об утверждении мероприятия «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Иртыш и Омь в границах города Омска» № 287-р от 10.12.2010.

В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 18 статьи 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 № 17 определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной (часть 3 статьи 65 ВК РФ).

Согласно части 11 статьи 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Частью 14 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что на территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области и государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» заключен государственный контракт на организацию и выполнение мероприятия «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Иртыш и Омь в границах г. Омска» от 17.09.2010 № 287-ГК. Для выполнения данного мероприятия разработано техническое задание. Выполнение задания проводилось согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10.01.2009 № 17.

В материалах дела имеется Отчет Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» об определении границ водоохранных и прибрежных полос рек Иртыш и Омь в границах г. Омска (л.д. 93).

В разделе 4 отчета описаны границы водоохранной зоны.

Однако, как правильно указал суд первой инстанции, прохождение береговой линии реки Иртыш в границах земельного участка с кадастровым номер 55:36:040115:0089 при ознакомлении с данным разделом определить невозможно. Указанное обстоятельство следует также из письма Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 06.05.2013  № исх-13/МПР-1874.

Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, ООО «Торговая фирма «Омь» в материалы дела представлен подготовленный ФГБОУ «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» научно- исследовательский отчет определения местоположения береговой линии и береговой полосы правобережной части р.Иртыш в районе принадлежащего ООО «ТФ «Омь» земельного участка. Из содержания указанного документа следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 береговая линия реки Иртыш не проходит.

Таким образом, учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконным распоряжение Департамента в оспариваемой части.

Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.

Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Департамент, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2014 по делу №  А46-14721/2013 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

О.А. Сидоренко

 Н.А. Шиндлер