ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2638/19 от 15.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А70-18874/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2019 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Черноусовой О.Ю.

судей                                                   Киричёк Ю.Н.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области на постановление от 26.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А70-18874/2018 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилой район АИЖК» (625016, город Тюмень, улица Николая Зелинского, дом 24, квартира 4, ИНН 7202208004, ОГРН 1107232020500) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1, ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) об оспаривании предписания.

В заседании приняла участие представитель Государственной жилищной инспекции Тюменской области ФИО2 по доверенности от 03.10.2018.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилой район АИЖК» (далее – ООО «Жилой район АИЖК», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее – инспекция) от 26.09.2018 № ТО-23-31.

Решением от 15.01.2019Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 26.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, при начислении платы за жилое помещение собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> (далее – многоквартирный дом), обществом нарушен порядок применения установленного Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее – департамент) норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; указанный норматив потребления не признан недействующим
в установленном законом порядке, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о неправильном определении его размера не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО «Жилой район АИЖК» осуществляет управление многоквартирным домом на основании лицензии от 30.03.2015 № 0072000015, протокола общего собрания собственников помещений данного дома и заключенного с ними договора управления
от 29.06.2015.

С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещений в многоквартирном доме, инспекцией в сентябре 2018 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой выявлен факт нарушения порядка определения размера платы за жилое помещение в период с января по июнь 2018 года: при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, завышен объем электрической энергии в результате применения установленного департаментом норматива потребления данного коммунального ресурса к большей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества (вместо площади помещений
в размере 2 326,58 кв. м учтена площадь помещений в размере 3 248,25 кв. м, включающая площадь чердака и подвальных помещений).

По результатам проверки инспекцией 26.09.2018 составлен акт
№ ТО-23-54 и вынесено предписание № ТО-2331, в соответствии с которым на ООО «Жилой район АИЖК» возложена обязанность в срок до 01.11.2018 произвести возврат собственникам помещений в многоквартирном доме излишне начисленных сумм платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества.

Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку при определении объема коммунального ресурса с использованием соответствующего норматива потребления, утвержденного на территории Тюменской области, подлежала учету площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, без учета площади чердака и подвальных помещений.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводам о неверном установлении департаментом норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
и правомерном применении обществом указанного норматива при определении объема потребленного коммунального ресурса исходя из площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, включающей площадь чердака и подвальных помещений.

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 2.3 Положения
о Государственной жилищной инспекции Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области
от 26.05.2010 № 147-п, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица инспекции, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов
и направлением их собственникам и пользователям помещений
в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных ей полномочий.

Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещениядля собственника помещения
в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании
и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании
и содержании общего имущества в многоквартирном доме).

Исходя из положений пункта 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006
№ 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 306).

Согласно пунктам 9, 10 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений. Нормативы потребления устанавливаются
в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, – по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома,
а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.

На территории Тюменской области нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества
в многоквартирном доме утверждены распоряжением департамента
от 19.11.2018 № 08-05/3407 (далее – Распоряжение № 08-05/3407).

В соответствии с пунктом 5 Примечаний к Приложению № 2 Распоряжения № 08-05/3407 при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества
в многоквартирном доме учтены площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Согласно имеющимся в деле письменным разъяснениям департамента при расчете указанного норматива учитывался весь объем электрической энергии, используемой во внутридомовых инженерных коммуникациях
и оборудовании, установленном в многоквартирном доме, включая электроэнергию на освещение чердаков и подвалов, однако он был распределен между общей площадью помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, без учета площади чердаков и подвалов; при расчете норматива потребления электрической энергии с учетом площади чердаков и подвалов его размер был бы меньше установленного.

Вместе с тем ООО «Жилой район АИЖК» при расчете платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в период с января по июнь
2018 года применяло установленный департаментом норматив потребления коммунального ресурса к иной площади помещений общего имущества
(с учетом чердаков и подвалов) многоквартирного дома, нежели той, для которой он был рассчитан.

При этом, заявляя о неправомерном определении департаментом размера норматива потребления коммунального ресурса, общество не представило доказательств оспаривания в судебном порядке Распоряжения № 08-05/3407 или обращения в уполномоченный орган за установлением иного норматива потребления для многоквартирного дома, позволяющего применять его к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (с учетом площади его чердака
и подвальных помещений).

Вопреки доводам ООО «Жилой район АИЖК» и выводам суда апелляционной инстанции отсутствие в спорный период норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества, рассчитанного с учетом всей площади общего имущества многоквартирного дома, включающей площадь чердака и подвальных помещений
в соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, не позволяло управляющей организации при расчетах с собственниками помещений в многоквартирном доме применять установленный Распоряжением № 08-05/3407 норматив потребления к иной площади многоквартирного дома (с учетом чердака
и подвальных помещений).

Неверное установление нормативным правовым актом порядка расчета платы за коммунальный ресурс не должно приводить к нарушению прав граждан.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии
у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания является правильным.

С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе в порядке пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

п о с т а н о в и л:

постановление от 26.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-18874/2018 Арбитражного суда Тюменской области отменить.

Оставить в силе решение от 15.01.2019 Арбитражного суда Тюменской области по указанному делу.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     О.Ю. ФИО3

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            ФИО1