ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2642/19 от 04.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 апреля 2019 года

                                                      Дело №   А46-17201/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  04 апреля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  апреля 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарём Бралиной  Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2642/2019 ) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу № А46-17201/2018 (судья Яркова С.В.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

 признании недействительным уведомления,

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – ФИО2 (удостоверение, по доверенности № ИСХ-18/МСХ-6187 от 12.09.2018 сроком действия до 31.12.2019);

от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – ФИО3 (паспорт, по доверенности от 01.08.2018 сроком действия 1 год);

установил:

индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель, глава КФХ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство), в котором просит:

- признать недействительным Уведомление Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Омской области от 04.09.2018 № Исх-18/мсх-5961 об отказе
в предоставлении субсидии;

- обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области предоставить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 субсидию на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства
в соответствии с поданными документами в сумме 695 525 руб.

Решением Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу № А46-17201/2018 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным уведомление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской  области от 04.09.2018 № Исх-18/мсх-5961 об отказе в предоставлении субсидии. Министерство обязано в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление предпринимателя от 21.08.2018 в соответствии
с Постановлением Правительства Омской области от 17.05.2017 № 140-п «Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства».

Мотивируя принятый судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что у Министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии по мотиву непредставления отчётности о финансово-экономическом состоянии за предыдущий 2017 финансовый год, предусмотренной подпунктом 1 пункта 7 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 17.05.2017 № 140-п.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу № А46-17201/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что КФХ «Мартыново» и ФИО1 являются одним хозяйственно-правовым субъектом.

Заинтересованное лицо отмечает, что действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих совершать перерегистрационные действия глав КФХ.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу № А46-17201/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, пунктом 5 постановления Главы администрации Саргатского района Омской области от 05.01.1993 № 3-п «О предоставлении земельного участка гр. ФИО4 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Мартыново», проживающего
с. Баженово, Баженовский сельский Совет» зарегистрировано создание КФХ «Мартыново», его главой утверждён ФИО4 (пункт 3).

Постановлением Главы районного самоуправления Саргатского района Омской области от 20.02.1998 № 136-п «О выделении земельного участка» главой КФХ «Мартыново» утверждён заявитель.

Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5, предусматривающим, в том числе, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с указанным в январе 2018 года ФИО1 обратился
в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, в результате чего 06.02.2018 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) внесена запись о регистрации КФХ, главой которого является заявитель.

В целях улучшения качества кормовой базы животных в 2018 году предприниматель приобрёл кормозаготовительную технику на общую сумму 1 391 050 руб. и на основании постановления Правительства Омской области от 17.05.2017
№ 140-п, утвердившего Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства (далее – Порядок № 140-п), 21.08.2018 глава КФХ ФИО1 обратился в Министерство с заявлением на получение субсидии в сумме 695 525 руб.

Уведомлением от 04.09.2018 № ИСХ-18/МСХ-5961 ФИО1 было отказано в предоставлении субсидии по причине непредставления предусмотренной подпунктом 1 пункта 7 Порядка № 140-п отчётности о финансово-экономическом состоянии за предыдущий 2017 финансовый год.

Считая указанный ответ Министерства незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

24.01.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, КФХ «Мартыново» было создано в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О КФХ».

Согласно пункту 1 статьи 1 названного Закона КФХ является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьёй или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О КФХ» признан утратившими силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О КФХ».

При этом в пункте 3 статьи 23 данного Федерального закона указано, что КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О КФХ», вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2021.

Ранее отмечалось, что Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой ГК РФ» статья 23 ГК КРФ дополнена пунктом 5, предусматривающим, в том числе, что главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Также по положениям статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О КФХ» КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности КФХ, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

По положениям подпункта 1 пункта 7 Порядка № 140-п субсидия предоставляется при условии представления в Министерство отчётности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за предыдущий финансовый год и отчётные периоды текущего года по формам, утверждённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в сроки, устанавливаемые Министерством.

При обращении в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства заявителем, в том числе, была представлена отчётность КФХ «Мартыново» за 2017 год. Указанное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается.

Помимо этого, Комитетом сельского хозяйства Администрации Саргатского муниципального района Омской области представлена справка от 01.10.2018 № 102, выданная заявителю в том, что им был представлен отчёт о финансово-экономическом состоянии за 2017 год. Данный отчёт был внесён в общий реестр СХТП и направлен в Министерство.

Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы
и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что КФХ «Мартыново» и ФИО1 являются одним хозяйственно-правовым субъектом, а, следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации представление отчётности КФХ «Мартыново» равнозначно представлению отчётности о деятельности предпринимателя, в связи с чем у Министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии по мотиву непредставления предусмотренной подпунктом 1 пункта 7 Порядка № 140-п отчётности о финансово-экономическом состоянии за предыдущий 2017 финансовый год.

Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, исходя из следующего.

Осуществляя толкование приведённых выше норм в их совокупности
и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что действующим законодательством не предусмотрено наделение КФХ статусом юридического лица. Организационно-правовая форма таких КФХ должна быть приведена в соответствие в срок до 01.01.2021 в любое удобное организации время.

Следовательно, в конкретном рассматриваемом случае регистрация ФИО1 за собой статуса индивидуального предпринимателя является правом заявителя, которое, тем не менее, не может ограничивать иные его права, в том числе
и на получение субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической
и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

В данном случае имеет место не реорганизация юридического лица в смысле статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку последняя имеет отношение только к юридическим лицам, а приведение статуса (организационно-правовой формы) КФХ в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, предписывающим главам КФХ приобрести статус индивидуальных предпринимателей.

В начале 2018 года правовой статус КФХ «Мартыново» был приведён в соответствие с вышеназванными требованиями Закона, последствием чего явилось лишь исключение сведений о КФХ из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи с включением в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе - главе КФХ ФИО1, как субъекте предпринимательской деятельности, но не изменение (прекращение) его прав и обязанностей. За КФХ, сведения о котором внесены в ЕГРИП, остался весь комплекс прав и обязанностей, как в случае универсального правопреемства.

В материалы дела представлен лист записи ЕГРИП, выданный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области 06.02.2018, из которого следует, что регистрирующим органом в федеральный информационный ресурс была внесена запись за номером 318554300010008 о КФХ, зарегистрированном до вступления в силу части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, определено, что статус индивидуального предпринимателя был присвоен ФИО1, в качестве сведений о КФХ указано: КФХ «Мартыново», ИНН <***>, ОГРН <***>.

Согласно данным ЕГРЮЛ последнее было зарегистрировано в качестве юридического лица 05.01.1993 Администрацией Саргатского муниципального образования за номером 3-п. Указана дата прекращения деятельности КФХ «Мартыново» - 06.02.2018.

Кроме того, в листе записи ЕГРИП от 06.02.2018 указано, что основанием внесения соответствующей записи явилось заявление ФИО1 по форме Р27002 о внесении записи о КФХ, созданном до вступления в силу части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также в материалы дела представлен лист записи ЕГРЮЛ от 06.02.2018
о внесении записи за номером 2185543086716 о прекращении КФХ «Мартыново» в связи с приобретением главой КФХ статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. В указанном документе содержатся сведения о том, что:

- КФХ «Мартыново» прекратило деятельность в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- главой КФХ «Мартыново» являлся ФИО1;

- основанием для внесения соответствующей записи явилось заявление ФИО1 по форме Р27002 о внесении записи о КФХ, созданного до вступления в силу части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Названная совокупность обстоятельств, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствует о том, что КФХ «Мартыново» и ФИО1 являются одним хозяйственно-правовым субъектом.

Применительно к рассматриваемой ситуации представление отчётности КФХ «Мартыново» равнозначно представлению отчётности о деятельности предпринимателя.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством правовой статус физического лица строго отграничен от правового статуса юридического лица, отклоняются апелляционной коллегией, как не учитывающие особенность статуса КФХ и не соответствующие вышеизложенным нормам материального права.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что
у Министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии по мотиву непредставления предусмотренной подпунктом 1 пункта 7 Порядка № 140-п отчётности о финансово-экономическом состоянии за предыдущий 2017 финансовый год.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку Министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2019 по делу № А46-17201/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Иванова

Судьи

Е.П. Кливер

 О.Ю. Рыжиков